Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ПАТРОНАЖА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Законодательство об опеке, попечительстве и патронаже на примере Республики Хакасия
2.2. Институт опеки и попечительства в современном праве
2.3. Проблемы в правовом обеспечении института опеки, попечительства, патронажа и пути их решения
ВВЕДЕНИЕ
Опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности. Опека (попечительство), оставаясь по своему содержанию одинаковой во все периоды времени имела свои особенности, продиктованные потребностями общества.
С 1 марта 1996 года вступил в силу действующий ныне Семейный кодекс РФ, который привел в соответствие с Конституцией РФ семейные отношения, права и обязанности родителей и детей. По сравнению с предыдущим нормативно-правовым актом, Семейный кодекс 1996 года предусматривает новый правовой институт приемной семьи.
Что касается правовых норм об опеке и попечительстве, то в них закреплены положения, выработанные практикой судебных и прокурорских органов, а также органов опеки и попечительства, органов ЗАГСА.
Опека и попечительство над несовершеннолетними, опека над совершеннолетними недееспособным или частично дееспособным, патронаж над дееспособными гражданами являются способами защиты их прав и законных интересов. Данная форма жизнеустройства несовершеннолетних и недееспособных граждан является наиболее благоприятной для них, так как они остаются проживать в привычных домашних условиях и получают индивидуальный уход.
Несмотря на то, что институт опеки и попечительства является приоритетным направлением государственной социальной политики в законодательстве и теории существует множество пробелов и противоречий. Например, спорным остается вопрос определения сферы влияния между гражданским и семейным законодательством. Или, отсутствие единого подхода к определению объема дееспособности лиц. Эти и другие пробелы в российском законодательстве позволяют сделать вывод об актуальности темы исследования.
Целью работы является рассмотрение правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства на основании анализа Гражданского Кодекса Российской Федерации и других нормативных актов.
Для реализации данной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
- охарактеризовать общие положения института опеки и попечительства в Российской Федерации;
- рассмотреть характерные признаки патронажа над дееспособными гражданами;
- проанализировать законодательство об опеке и попечительстве на примере Республике Хакасия;
- проанализировать проблемы правового регулирования опеки, попечительства и патронажа на современном этапе и пути их решения.
Объектом работы выступают правоотношения, возникающие вследствие установления опеки, попечительства и патронажа над дееспособными гражданами.
Предметом данной работы являются правовые нормы, регламентирующие функционирование института опеки, попечительства и патронажа в современной России, а так же практика их применения.
Нормативной базой исследования является Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» и иные нормативно правовые акты и правоприменительная практика по делам связанным с опекой и попечительством, а также анализ источников, изучающих данную проблему. Эмпирической основой работы являются труды таких исследователей как Нечаева А.М., Михеева Л.Ю., Ершов В.А., Рахвалова М.Н. и др. Методическую основу выпускной квалификационной работы составляют такие методы, как сбор и обобщение материала, анализ, синтез, сравнительно-исторический и т.д. Структуру работы составляет введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ПАТРОНАЖА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии со статьей 60 Конституции РФ граждане осуществляют свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет[1]. С этого момента они становятся полностью дееспособными, то есть обретают возможность совершать юридически значимые действия по реализации своих прав и исполнению обязанностей, несут ответственность. Однако в реальной жизни возможны ситуации, нашедшие отражение в законодательстве, когда реализация гражданином этого конституционного положения оказывается по каким-либо причинам невозможной. В этой связи в законодательстве существуют институты опеки и попечительства.
Гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и обязанности признается в равной мере за всеми гражданами; она возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью. Содержание правоспособности граждан определяется в соответствии со статьей 18 ГК РФ[2] и состоит в возможности обладания широким спектром личных и неимущественных прав.
Помимо правоспособности, присущей каждому в силу факта рождения и являющейся неотчуждаемой, граждане при наличии предусмотренных законом обстоятельств обладают также и дееспособностью. Последняя выражается в способности собственными действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижению совершеннолетия, то есть восемнадцатилетнего возраста (исключением является заключение брака до достижения указанного возраста).
Не допускается ограничение кого-либо в правоспособности или дееспособности иначе как в порядке, установленном законом. Также не допускается полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности, совершение направленных на это сделок, кроме случаев, когда такие сделки разрешены законом.Объем дееспособности гражданина в зависимости от его возрастных характеристик или обстоятельств, связанных с состоянием его здоровья, определяет круг прав, обязанностей и ответственности, которые он может осуществлять.
Дееспособность граждан, не достигших совершеннолетия, является ограниченной. Ее содержание для лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет состоит в возможности самостоятельно, без чьего-либо согласия осуществлять следующие действия:
- распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
- осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
- в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
- совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 ГК РФ[3]; по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах. Все прочие сделки указанные лица могут совершать только с согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей, попечителей).
- По всем совершенным ими сделкам несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме при вступлении в брак либо в порядке эмансипации.
За малолетних, то есть лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, все юридически значимые действия совершают их родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:
- мелкие бытовые сделки;
- сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.
Совершеннолетний гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством; над ним устанавливается опека. От имени недееспособного лица сделки совершает его опекун. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. Кроме того, законодательство предусматривает возможность ограничения в дееспособности гражданина, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
Для восполнения дееспособности граждан, ограниченных в ней в силу прямого указания закона или по решению суда, гражданское законодательство устанавливает институт законного представительства. Для лиц, чья дееспособность ограничена в связи с возрастом, законными представителями являются родители. В случаях же, предусмотренных законодательством, формами законного представительства выступают опека и попечительство.
Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов несовершеннолетних, недееспособных и не полностью дееспособных граждан. Над несовершеннолетними опека и попечительство могут устанавливаться в целях их воспитания. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
В особом внимании нуждается опека и попечительство детей. Они устанавливаются над несовершеннолетними:
- при отсутствии у них родителей или усыновителей,
- при лишении родителей родительских прав или их уклонении от воспитания либо защиты прав и интересов детей;
- по другим основаниям, когда несовершеннолетний остается без родительского попечения.
Таким образом, опека и попечительство, будучи институтами прежде всего гражданского права, носят комплексный характер, поскольку отношения, возникающие в сфере их действия, регулируются также нормами семейного, гражданско-процессуального, административного, международного права.
Основанием возникновения отношений по опеке и попечительству, в зависимости от обусловивших их причин, является соответствующий акт суда или уполномоченного административного органа. Судебный порядок возникновения этих отношений устанавливается правилами ГПК РФ[4] об особом производстве. Административный порядок регулируется достаточно широким кругом нормативных актов, определяющих компетенцию органов опеки и попечительства (впрочем, в последнее время обозначилась тенденция к систематизации этой области правового регулирования: с 1 января 2008 года функции управления в сфере опеки и попечительства переданы органам исполнительной власти субъектов РФ).
Требования к опекунам и попечителям. Законом определен исчерпывающий перечень лиц, которые ни при каких условиях не могут быть попечителями (помощниками):
- несовершеннолетние,
- лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными
- лишенные родительских прав.