Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ПАТРОНАЖА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Законодательство об опеке, попечительстве и патронаже на примере Республики Хакасия
2.2. Институт опеки и попечительства в современном праве
2.3. Проблемы в правовом обеспечении института опеки, попечительства, патронажа и пути их решения
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, ПАТРОНАЖА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
2.1. Законодательство об опеке, попечительстве и патронаже на примере Республики Хакасия
Основным правовым актом, регламентирующим правоотношения опеки и попечительства является Закон Республики Хакасия от 25.12.2009 № 148-ЗРХ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»[9].
В данном правовом акте определяются задачи органов опеки и попечительства, состав и полномочия данных органов, их ответственность.
Так, основными задачами органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия являются:
1) защита прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следует заметить, что рассматриваемый закон в отличие от федерального законодательства подробно определяет состав несовершеннолетних, в отношении которых применяются положения об опеке и попечительстве. К таковым, согласно ст. 4 указанного Закона относятся:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случаях: смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах; признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными; признания родителей безвестно отсутствующими; установления юридического факта отсутствия родительской опеки или попечения; объявления родителей умершими; отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; нахождения родителей в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; нахождения родителей в медицинских организациях; болезни родителей; длительного отсутствия родителей; уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или других аналогичных организаций; когда родители неизвестны; когда родители или единственный родитель, находящиеся под опекой (попечительством), не достигли совершеннолетия; при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию; отобрания при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка;
2) дети, имеющие родителей, усыновителей, при осуществлении сделок с имуществом, принадлежащим несовершеннолетним.
В систему органов опеки и попечительства Республики Хакасия входят орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный на организацию деятельности по опеке и попечительству, а также органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия в соответствии с переданными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. При этом Закон подробно описывает процесс передачи государственных полномочий по опеке и попечительству уполномоченному органу, его полномочия и ответственность. Например, согласно ст. 19 указанного Закона: «Органы местного самоуправления ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют отчет о расходовании выделенных бюджетных средств на осуществление государственных полномочий в уполномоченный орган»[10].
При этом также для оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, образовательных, медицинских, социальных и иных услуг, на получение которых они имеют право в соответствии с федеральными законами и законами Республики Хакасия, органы опеки и попечительства вправе обращаться в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия.
Довольно большой объем отдельных аспектов осуществления опеки и попечительства регламентируется подзаконными актами. Одним из важнейших является «Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», утвержденная приказом Министерства образования и науки РХ от 31.08.2012г.[11] Основными разделами данной программы являются:
- введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители (включает проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка);
- представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей;
- последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности);
- адаптация приемного ребенка и приемной семьи;
- трудное поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка;
- роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка и др[12].
Как видно, основу курса составляет довольно обширная программа психологической и адаптационной подготовки будущих опекунов и попечителей, а также приемных родителей.
Также следует отметить Приказ Министерства образования и науки от 17.02.2015 г. «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей», в котором подробнейшим образом регламентируется порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, учете таких детей, а также регламентируется учет сведений о гражданах Российской Федерации и иностранных граждан и лиц без гражданства,, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, обратившихся для получения сведений о детях из государственного банка данных о детях. Также четко регламентируются правила использования данных из указанного банка, порядок хранения и выдачи сведений в нем содержащихся[13].
- Одной из задач данного Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия[14] является организация и контроль деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными, совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся под попечительством в форме патронажа. Очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является недостаточное количество информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.
Итак, исходя из проанализированных документов, можно сделать вывод о том, что на уровне Республики Хакасия правоотношения в сфере опеки и попечительства достаточно четко подробно регламентированы. В качестве положительных моментов следует отметить очень подробную регламентацию на законодательном уровне функций и полномочий органов опеки и попечительства, а также на подзаконному уровне порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Анализ законодательства в сфере социального обслуживания показал:
- на современном этапе сформирована законодательная и нормативная база государственной социальной службы социального обеспечения;
- Гражданский кодекс РФ по сути не касается вопросов социальной защиты и социального обеспечения, а собственного кодифицированный акта в праве социального обеспечения нет;
- законодательство для социального обеспечения в целом непостоянство;
- большое количество подзаконных актов (в том числе акты министерства труда и социальной защиты, внебюджетных фондов);
- в начале марта 2019 года вступил в силу закон о паллиативной медицинской помощи в России. Теперь минимальный уровень паллиативной помощи прописан законодательно и приблизился к мировым стандартам.
2.2. Институт опеки и попечительства в современном праве
В настоящее время опека и попечительство представляют собой комплексный институт гражданского и семейного права, включающий нормы и публичных отраслей (административного права), обеспечивающий все виды охраны прав и законных интересов нуждающихся в этом граждан с целью защиты их личных и имущественных прав.Поскольку институт опеки и попечительства является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов, вкратце осветим основные этапы его становления. После революции 1917 г. форма устройства детей приняла общегосударственный характер в силу того, что в результате Гражданской войны множество детей оказались без попечения родителей, появилась категория беспризорников, зачастую пополнявших ряды криминальных структур. Предметом особого внимания Советского государства стало обеспечение общественного воспитания осиротевшего ребенка в духе новой идеологии. В принятом в 1927 г. Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР указывалось, что опекун назначался независимо от его желания, но ему в отдельных случаях позволялось получать вознаграждение за свою деятельность за счет имущества подопечного. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. впервые в советское время установил, что назначение опекуна или попечителя могло состояться только с его согласия. Особое внимание в этот период времени стало уделяться детям, находящимся на воспитании или попечении государственных органов, т. е. приоритет отдается отнюдь не семейной форме воспитания. В 1994 — 1995 гг. приняты новые Гражданский и Семейный кодексы, в которых нашли отражение и изменения, связанные с опекой и попечительством. Таким образом, на каждом этапе исторического развития России опека и попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества.В решении всех вопросов опеки и попечительства значительна роль органов опеки и попечительства:
- Они сами выявляют граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве.
- Суды направляют им решения о признании граждан недееспособными или об ограничении их дееспособности.
Назначают опекунов и попечителей. Опекуном или попечителем может назначаться с его согласия только совершеннолетний дееспособный, не лишенный родительских прав, гражданин, который обладает необходимыми нравственными и иными личными качествами и способностями к выполнению соответствующих обязанностей. Если у подопечного есть недвижимое или ценное движимое имущество, требующее постоянного управления, то орган опеки и попечительства определяет управляющего и заключает с ним договор доверительного управления таким имуществом.
- Осуществляют надзор за их деятельностью в трехдневный срок со времени вступления решения в силу.
- У органа опеки и попечительства есть два эффективных средства, обеспечивающих совершение действий опекунов и попечителей в интересах подопечного.
Первое. Наиболее существенные акции опекуны и попечители вправе совершать лишь с ведома или согласия этих органов. Так, опекуны и попечители обязаны извещать последних о перемене своего места жительства. Только с разрешения органов опеки и попечительства: попечитель может проживать раздельно с подопечным, достигшим 16-летнего возраста; опекуны и попечители тратить доходы подопечного, кроме средств, необходимых для его содержания; опекуны совершать, а попечители давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного (продаже, дарению, аренде и т.п.), совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел имущества, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных (последнее правило распространяется и на доверительных управляющих имуществом подопечного).
Второе. Если опекун или попечитель ненадлежаще выполняет лежащие на нем обязанности (ст. 39 ГК РФ), орган опеки и попечительства может отстранить его от их исполнения и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.
В 2008 г. в ст. 2 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» впервые дано легитимное определение опеки и попечительства, из содержания которого следует, что данное правовое явление рассматривается законодателем в качестве «индивидуальной формы устройства определенной категории граждан (недееспособных либо не полностью дееспособных, к последним законодатель относит несовершеннолетних детей) с целью восполнения недостающей у них дееспособности, является единым как для несовершеннолетних, так и для недееспособных (ограниченно дееспособных) совершеннолетних граждан»[15].