Файл: Краткий анализ предметной области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 931

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1С:Предприятие – единая платформа для автоматизации деятельности организации. Система обладает гибкой настройкой, позволяющей адаптировать её под любые задачи и предприятия. Также программа обладает открытым кодом, однако за функционалом и открытостью также следует увеличение сроков обучения сотрудников и снижение быстродействия.

Галактика-ERP – интегрированная система управления предприятием, позволяющая в едином информационном пространстве оперативно решать главные управленческие задачи, а также обеспечивать персонал предприятия различного уровня управления необходимой и достоверной информацией для принятия управленческих решений. Обладает модульной структурой, позволяющей тонко настроить итоговый продукт. ИЗ недостатков можно выделить трудный программный код, который лишь частично находится в открытом доступе, и заметное ухудщение быстродействия при обработке большого количества данных.

Парус-ERP - серия программных продуктов, предназначенных для автоматизации деятельности организаций сектора государственного и муниципального управления, а также коммерческих предприятий, выпускаемое одноимённой российской компанией. Из недостатков можно выделить отсутствие мобильной версии и интеграции с сайтом, а также, как и в случае с Галактика-ERP, заметное снижение быстродействия при работе с большими объёмами данных.

Microsoft Dynamics AX — одно из программных решений корпорации Microsoft для автоматизации управления предприятием (ERP-систем), поставляемых подразделением Microsoft Dynamics. Система была разработана для среднего и крупного сегментов бизнеса и предоставляет функции финансового менеджмента, бизнес-анализа, управления процессами производства.

Oracle Business Intelligence Enterprise Edition (OBIEE, OBI) — программная платформа для решения задач бизнес-аналитики: интерактивных и публикуемых отчетов, мониторинга KPI и бизнес-процессов.

К главным недостаткам зарубежных ERP-систем можно отнести большую стоимость продукта и более долгие сроки внедрения. Также эти системы более сложны в освоении, в связи с чем увеличиваются сроки обучения сотрудников. Если рассматривать каждое решение отдельно, то в решении от Oracle отсутствует русскоязычный интерфейс, а решение от Microsoft обладает закрытым программным кодом.

Глава 2. Практическая часть


2.1. Анализ среды разработки

Разработка решения будет производиться при помощи системы 1С: Предприятие версии 8.3. Ключевым понятием архитектуры 1с является разделение программного приложения на платформу и конфигуратор. Разделение на платформу и конфигурацию необходимо для экономии времени на создание программного продукта.

Сама платформа не является программным продуктом для использования конечным пользователем. Она содержит основные типовые элементы будущей конфигурации, называющиеся метаданными. На основе метаданных создаётся конкретное программное решение, которое впоследствии использует заказчик. Также платформа предназначена для осуществления автоматизации взаимодействия программного приложения 1С со всеми ресурсами компьютера.

Второй основной блок – конфигуратор. Конфигурация определяет некоторые нестандартные, нетиповые методы и средства, которые и определяют созданную конфигурацию. Можно сказать, что конфигуратор настраивает программу на конкретную прикладную область. Конфигуратор определяет следующие функции:

  • Структура учётных данных, форма ввода, вывода, печати.
  • Состав механизмов учёта, итоговых данных и движение учётных данных
  • Состав различных отчётов и обработок
  • Набор пользовательских интерфейсов
  • Набор ролей (прав доступа)
  • Набор общих процедур и функций
  • Набор вспомогательных объектов

Система 1С имеет два варианта работы: файловый и серверный. В файловом режиме работы система «имитирует» функции сервера на компьютере пользователя, потому при разработке любой конфигурации следует придерживаться клиент-серверного механизма работы. Такой режим работы прост в настройке и обслуживании и подойдёт для небольших компаний с малым документооборотом (до 5 сотрудников). В данном случае файл информационной базы (содержащий конфигурацию, данные, движения по регистрам и настройки пользователей) хранится в одном файле и располагается на общем сетевом ресурсе, доступном всем пользователям системы.

Для компаний с большим количеством пользователей и сложным документооборотом целесообразней будет использовать серверный вариант хранения в реляционных базах данных, однако такой вариант требует определённых навыков по установке, настройке и администрированию.

При использовании клиент-серверной архитектуры происходит разделение всей работающей системы на три части: клиентское приложение, кластер серверов 1С:Предприятие, сервер базы данных. При этом кластер серверов 1С:Предприятие и сервер базы данных могут физически располагаться и на одном компьютере.


2.2. Архитектура разрабатываемого прикладного решения

В результате анализа требований и согласования с руководством были разработаны следующие объекты конфигурации, описание которых приведено далее.

Конфигурация состоит из 4 справочников, хранящих данные о клиентах, данные о сотрудниках, контакты поставщиков запчастей, а также справочник каталога услуг.

В конфигурации имеются 5 документов. Первый документ представляет собой заявку на ремонт, формирующуюся работниками Call-центра при звонке клиента. Второй документ содержит в себе результаты диагностики транспортного средства, в том числе список проведённых работ, список необходимых работ и список необходимых запчастей. Третий документ – заказ-наряд, формирующийся при непосредственном проведении ремонта и содержащий список проведённых работ, использованных запчастей, а также итоговую сумму оплаты. Четвёртый документ свидетельствует о закупке запчастей мастером у определённого поставщика. Пятый документ является свидетельством о выплате сотруднику зарплаты и заработанных бонусов.

Все движения регистрируются двумя регистрами накоплений. Первый регистр отслеживает поступления и расходы средств в целом: оплаты запчастей компанией, оплаты ремонтов клиентами, выплату заработных плат сотрудникам. Второй регистр накоплений отслеживает выполненные сотрудниками ремонты и диагностики и вычитывает размер бонуса сотрудника с каждой оплаты.

Для просмотра информации в системе присутствует три отчёта. Первый отчёт даёт возможность в удобном виде просмотреть информацию о сотрудниках. Второй отчёт позволяет посмотреть обороты фирмы за выбранный период. Третий отчёт предназначен для расчёта зарплаты сотрудникам. Он имеен два варианта. Первый вариант отчёта включает в себя оклад сотрудника и высчитывает всю заработную плату сотрудника за указанный период. Второй вариант отчёта предполагает только просмотр бонусов сотрудника за выбранный период.

Конфигурация содержит 4 роли, которые ограничивают доступ пользователей к некоторой информации:

  • Механики имеют полный доступ к созданию документов из подсистемы Ремонт, имеют право на просмотр и добавление клиентов в справочник, могут просматривать справочник каталога услуг, но имеют только частичный доступ ко справочнику сотрудников (не доступна информация об окладе);
  • Сотрудники Call-центра имеют право просматривать, изменять и дополнять информацию в справочнике о клиентах, просматривать справочники с сотрудниками и каталогом услуг, и формировать заявки на ремонт, однако доступ к остальным документам и справочникам им не предоставлен.
  • Бухгалтерия имеет доступ ко всем справочникам, имеет право формировать отчёты, а также может просматривать созданные документы и просматривать движения по регистрам накопления.
  • Директор имеет неограниченный доступ ко всем объектам конфигурации. Единственным ограничением является невозможность редактировать регистры накопления.

Все эти объекты распределены по 3 подсистемам – бухгалтерия, ремонт и справочники.

2.3. Описание основных объектов (элементов) разрабатываемого прикладного решения

Вся конфигурация разделена на 3 подсистемы. Их состав представлен на рисунке 6.

Рисунок 6. Состав подсистем конфигурации.

Следующими основными элементами конфигурации являются справочники. Для текущей конфигурации необходимо 4 справочника. Все они входят в подсистему «Справочники». Их список и содержащиеся данные представлены на рисунке 7.

Рисунок 7. Содержание справочников.

Первый справочник – список сотрудников компании. Реквизиты справочника:

  • Наименование (стандартный) – ФИО сотрудника;
  • Код (стандартный) – код записи в справочнике;
  • Должность – содержит данные о должности, занимаемой сотрудником;
  • Оклад – содержит оклад сотрудника.

Второй справочник – список клиентов компании. Реквизиты справочника:

  • Наименование (стандартный) – ФИО клиента;
  • Код (стандартный) – код записи в справочнике;
  • Телефон – содержит номер мобильного телефона клиента для связи;
  • Название – содержит название автомобиля клиента;
  • VIN – содержит код VIN (Vehicle Identification Number, автомобильный идентификационный номер) автомобиля;
  • ГосНомер – содержит государственный регистрационный номер автомобиля.

Третий справочник – каталог услуг. Справочник содержит иерархическую структуру для более удобного разделения услуг на подкатегории. Реквизиты справочника:

  • Наименование (стандартный) – наименование услуги;
  • Код (стандартный) – код записи в справочнике.
  • Четвёртый, последний справочник – список поставщиков. Реквизиты справочника:
  • Наименование (стандартный) – наименование фирмы-поставщика;
  • Код (стандартный) – код записи в справочнике;
  • КонтактноеЛицо – содержит ФИО контактного лица компании в фирме-поставщике;
  • Телефон – телефон контактного лица;
  • Email – электронная почта контактного лица.

Следующими объектами конфигурации являются документы. В конфигурации представлено 5 документов: «Заявка на ремонт», «Диагностика», «Заказ-наряд», «Закупка запчастей» и «Платёжка зарплаты». Они представлены на рисунке.


Документ «Заявка на ремонт» относится к подсистеме «ремонт». Он формируется сотрудником Call-центра и представляет собой свидетельство и записи клиента на приём в определённый день для выполнения работ, указанных при формировании заявки. Реквизиты и табличная часть документа «Заявка на ремонт» указаны на рисунке. Программный код модуля формы документа указан в приложении 1.

Описание реквизитов документа «Заявка на ремонт»:

  • Дата (стандартный реквизит) – Дата создания документа;
  • Номер (стандартный реквизит) – номер документа в системе;
  • Клиент – ФИО клиента из справочника;
  • Телефон – мобильный телефон клиента;
  • Автомобиль – название автомобиля клиента;
  • VIN – VIN-код автомобиля;
  • ГосНомер – регистрационный номер автомобиля;
  • ДатаИВремяПриема – дата и время, на которые записан клиент.

Документ содержит одну табличную часть ПредполагаемыйСоставРабот. Единственный реквизит – наименование работы, которое выбирается из справочника «Каталог услуг».

Документ «Диагностика» формируется механиком, когда клиенту необходимо только продиагностировать определённые узлы транспортного средства и рассчитать примерную стоимость ремонта. Входит в подсистему «Ремонт». Реквизиты и табличная часть документа «Заявка на ремонт» указаны на рисунке. Программный код модуля, форма печати, а также программный код модуля формы документа указаны в приложениях 2, 3 и 4 соответственно.

Описание реквизитов документа «Диагностика»:

  • Дата (стандартный реквизит) – Дата создания документа;
  • Номер (стандартный реквизит) – номер документа в системе;
  • Клиент – ФИО клиента из справочника;
  • Телефон – мобильный телефон клиента;
  • Автомобиль – название автомобиля клиента;
  • VIN – VIN-код автомобиля;
  • ГосНомер – регистрационный номер автомобиля;
  • Пробег – пробег автомобиля;
  • ДиагностикуПровёл – ФИО сотрудника, проводившего диагностику;
  • ИтогоРасчёт – итоговая сумма необходимого ремонта
  • Итого – стоимость услуг автосервиса.

Описание реквизитов табличной части СтоимостьУслуг:

  • Наименование – наименование услуги из справочника «Каталог услуг»;
  • Стоимость – стоимость услуги.

Описание реквизитов табличной части РасчётРемонта:

  • Наименование – наименование услуги из справочника «Каталог услуг»;
  • Количество – количество раз, которые необходимо оказать услугу;
  • Цена - цена услуги;
  • Стоимость – стоимость оказания услуг в указанном количестве.