Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 329
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения руководства как социально-психологического феномена
1.1 Понятие стилей руководства
1.2 Сравнение различных методик диагностики стилей руководства
Глава 2. Сравнительный анализ методик диагностики стилей руководства
2.1 Программа исследования и методика изучения
- Как я управляю (руковожу) и контролирую.
- Мое отношение к руководствам и правилам.
- Моя реакция в кризисной ситуации.
- Мое отношение к планированию.
Опросник состоит всего из четырех разделов, которые обозначены цифрами от 1 до 4. В каждом разделе имеется семь утверждений, обозначенных буквами от A до G. В ходе работы нужно проранжировать свои ответы в буквенной форме. Первое место в верхней строчке должно занять такое утверждение, которое в большей мере присуще испытуемому, а седьмое место (в нижней строчке) – то утверждение, которое фактически не свойственно. После этого рядом с буквенными ответами необходимо цифрами проставить их порядковые места с 1-го по 7-е. Методика не совсем надёжная. Проводить её лучше в индивидуальном тестировании. Время проведения методики занимает совсем немного времени.
Следующая проверенная и надёжная методика «Определение стиля межличностного взаимодействия». Авторы этой методики С. В. Максимов и Ю. А. Лобейко. Эта методика предназначена не только для выявления общих, основных стилей управления. Она определяет уровень активности – пассивности в межличностном взаимодействии. В методике даётся 20 утверждений. Каждое утверждение необходимо оценить по пятибалльной системе частоту проявления того или иного действия в обычном взаимодействии с другими людьми. В каждой группе максимально можно набрать 25 баллов. Методика занимает небольшое количество времени и достаточно проста в выполнении. Методику можно выполнять как с группой людей, так и в индивидуальном тестировании.
Рассмотрев данные методики, мы можем сделать определённые выводы:
- Каждая методика имеет свои специфические особенности
- Большинство методик можно применять и в групповом и в личном исследовании
- У данных методик простые инструкции для выполнения
- Методики имеют подробную интерпретацию
Глава 2. Сравнительный анализ методик диагностики стилей руководства
2.1 Программа исследования и методика изучения
В данном исследовании принимало участие 33 человека. Из них было 26 представителей женского пола и 7 представителей мужского пола. Исследование проводилось в групповом формате, в аудитории университета. Время на прохождение методик заняло около 30 - 40 минут. В исследовании участвовали люди разной возрастной категории. Были люди которые являлись студентами университета и люди которые имеют работу, рабочий опыт. К выполнению методик большинство относились нейтрально, некоторые проявили интерес к выполнению.
Перед началом выполнения работы испытуемыми была прослушана инструкция выполнения. Тесты выполнялись последовательно один за другим.
В исследовании проверяется, будет ли демократический стиль управления наиболее часто встречающимся или же это будет какой-то другой стиль управления.
Выбор методик для исследования был обусловлен конкретизацией изучаемых особенностей. В исследовании использовались две методики:
- «Диагностика склонности к определённому стилю руководства» Е. П. Ильина
- «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки»
Автором методики «Диагностика склонности к определённому стилю руководства» является российский психолог, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, кандидат биологических наук Ильин Евгений Павлович. Методика представляет собой опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. При этом надо, однако, учитывать, что при реальном руководстве человек может использовать другой стиль.
Инструкция: представьте себе, что вы руководитель какого то коллектива. Сейчас вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа (а, б, в) выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружком.
Методика имеет три шкалы: авторитарный, демократический и либеральный стиль руководства:
- авторитарный стиль лидерства — характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием
- демократический стиль лидерства — опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных
- либеральный стиль лидерства — отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины
Вследствие исследования были выявлены дополнительные стили: авторитарно-демократический и демократическо-либеральный.
Специфика методики «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки» заключается в двух её отличиях. Первое отличие это то, что с помощью неё можно определить стили руководства не экспертным способом, а с помощью самооценки испытуемого. Второе отличие - она позволяет выявить не только ведущий стиль руководства, но и в какой степени выражен каждый из трех классических стилей руководства. Тест содержит 60 утверждений.
Данная методика имеет такие же шкалы, как и в предыдущей методике (авторитарный, демократический, либеральный стили управления).
Инструкция: Вам необходимо в утвердительной или отрицательной форме ответить на вопросы теста, которые касаются вашего характера, склонностей, привычек. Обведите кружком те утверждения, которые в большей степени соответствуют вашему поведению и отношению к людям. Если вы никогда не сталкивались с такими ситуациями, постарайтесь представить себя в них и как бы вы могли повести себя в тех ситуациях.
Методика имеет три шкалы. Каждая шкала разделена на степень выраженности: минимальная, средняя и высокая.
Сумма утвердительных ответов |
Степень выраженности стиля управления |
Авторитарный |
|
0 - 7 |
Минимальная: самоуверенность, упрямство, стремление доводить начатое дело до конца, слабое желание быть лидером, критика отстающих и неспособных подчинённых. |
8 - 13 |
Средняя: настойчивость, требовательность, умение руководить деятельностью подчинённых, стремление воздействовать на подчинённых силой приказа, целеустремлённость, эгоизм, принуждение сотрудников. |
14 - 20 |
Высокая: ярко выраженные лидерские качества, целеустремлённость, непреклонность, энергичность, предвзятость в оценках стремление к единовластию, очень резкая критика, чрезмерное злоупотребление наказаниями. |
Демократический |
|
0 - 7 |
Минимальная: слабое желание сотрудничать с подчинёнными и слушать советы помощников, неуверенность в своих действиях как руководителя. |
8 - 13 |
Средняя: проявление заботы о персонале, умеренное стремление жить интересами коллектива, оказывает доверие заместителям, поощряет персонал, использование убеждений и принуждений. |
14 - 20 |
Высокая: высокий уровень умения координировать деятельность организации, предоставление самостоятельности более опытным подчинённым, оказание моральной поддержки. |
Либеральный |
|
0 - 7 |
Минимальная: неумение ставить задачи перед подчинёнными, неустойчивое желание работать в коллективе, слабая требовательность и ответственность. |
8 - 13 |
Средняя: переложение своих обязанностей на заместителей, пассивность в руководстве людьми, страх перед самостоятельным принятием решений. |
14 - 20 |
Высокая: нежелание брать на себе ответственность и принимать решения, полное безразличие к интересам коллектива, самоустранение от руководства, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, предупреждение конфликтов и создание доброжелательной атмосферы, развитие гласности и критики. |
2.2 Результаты проведённого исследования и их обсуждения
В ходе исследования стилей руководства в методике «Диагностика склонности к определённому стилю руководства» Е. П. Ильина мы видим, что у испытуемых в возрасте от 19 до 32 лет большее количество баллов по результатам тестирования получилось в демократическом стиле руководства (таблица 1). Наименьшее предпочтение отдали либеральному стилю руководства.
Стиль руководства |
Количество испытуемых |
Авторитарный |
2 |
Либеральный |
1 |
Демократический |
30 |
Количество испытуемых со смешенным стилем |
1 |
Таблица 1
Рассматривая результаты по возрастным критериям можно сказать, что авторитарный и либеральный стиль руководства выбрали испытуемые одной (меньшей) возрастной категории (таблица 2). Демократический стиль по результатам исследования получился во всех возрастных группах испытуемых.
Стиль руководства |
Возраст испытуемых |
Пол испытуемых |
Авторитарный |
21 - 23 |
м – 1; ж - 1 |
Либеральный |
23 |
м – 0; ж - 1 |
Демократический |
19 - 32 |
м – 6; ж - 24 |
Таблица 2
Так же в ходе этого исследования был замечен испытуемый с одинаковыми показателями, как в авторитарном, так и в либеральном стиле (таблица 3). На основе этих данных мы можем делать вывод, что данному испытуемому присущ авторитарно-либеральный стиль руководства. Но так как данные стили достаточно разные можем предположить, что испытуемый либо отвечал на вопросы с малой доли правды, либо его стиль управления меняется в зависимости от обстоятельств. Более точный стиль руководства, возможно, получится выявить с помощью следующего опросника.
№ |
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
3 |
7 |
7 |
4 |
Таблица 3
Проведя методику «Определение стиля руководителя с помощью самооценки» мы получили следующие результаты (таблица 4): демократический стиль, как и в предыдущей методике, является наиболее часто встречаемым. Самым редко встречаемым стал авторитарный стиль руководства. Незначительно увеличилось количество людей со смешанным стилем руководства.
Стиль руководства |
Количество испытуемых |
Авторитарный |
3 |
Либеральный |
4 |
Демократический |
24 |
Смешанный стиль |
2 |
Таблица 4
По возрастным показателям испытуемые, относящиеся к авторитарному и либеральному стилю, входят в одну возрастную категорию (младшую), тогда как демократический стиль управления охватывает все возрастные категории. По гендерным показателям оба пола преимущественно относятся к демократическому стилю.
Стиль руководства |
Возраст испытуемых |
Пол испытуемых |
Авторитарный |
20 - 23 |
м – 1; ж - 3 |
Либеральный |
20 - 23 |
м – 1; ж - 4 |
Демократический |
19 - 32 |
м – 5; ж – 19 |
Таблица 5
Делая заключение по двум взятым методикам можно сказать, что наиболее часто встречающимся является демократический стиль управления. Самые редко проявляющиеся это авторитарный и либеральные стили управления. Если демократический стиль охватывает все возрастные и гендерные категории испытуемых, то авторитарный и либеральный стили встречаются только у одной возрастной группы. Так же между последними двумя стилями просматривается гендерное различие: авторитарный как более жёсткий стиль встречается более у мужчин, когда либеральный мягкий, свободный стиль встречается у женщин (таблица 6).
Стиль руководства |
Количество испытуемых |
Возраст испытуемых |
Пол испытуемых |
Авторитарный |
1 |
23 |
м – 1; ж – 0 |
Либеральный |
1 |
23 |
м – 0; ж – 1 |
Демократический |
24 |
19 – 32 |
м – 5; ж – 19 |
Демократически – либеральный |
4 |
20 – 22 |
м – 1; ж – 3 |
Авторитарно – демократический |
3 |
20 – 21 |
м – 0; ж – 3 |
Таблица 6
Проведя вторую методику, мы заключили вывод, что испытуемый №3 относится больше к авторитарному стилю управления.
Так же сопоставляя результаты двух данных методик, обнаружились ещё два смешанных стиля руководства, которые неоднократно встретились у испытуемых. Это стили демократически-либеральный и авторитарно-демократический. Так как находящиеся в парах методики, имеют приближённое друг к другу значение значит, существование их вполне возможно.