Файл: Курсовая Проектирование ИС коменданта общежития.docx

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 4009

Скачиваний: 45

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ - МОДЕЛЬ AS-IS

1.1. Описание предметной области

Целью работы является создание WEB-сервиса киноцентра для отображения в онлайн режиме актуальной информации о транслируемых кинофильмах в залах киноцентра, а также о наличие свободных билетов на них с возможностью онлайн покупки билетов.

В киноцентре имеется четыре зала, в каждом из которых может осуществляться показ фильма (или мультфильма).

Для того, чтобы зрителя пустили в какой-либо зал для просмотра фильма (или мультфильма), у него должен быть входной билет, в котором указывается название фильма, зал, в котором будет транслироваться фильм, а также дата и время сеанса и место зрителя в зале на время сеанса. По каждому билету может пройти только один зритель. Перед началом сеанса работник киноцентра открывает двери в зал и пускает зрителей, предварительно проверяя у каждого из них наличие билета. Во избежание входа в зал по поддельному билету на каждый билет наносится уникальный шрихкод, который контролер считывает специальным портативным сканером.

Факт проверки билета сотрудником отмечается им путем специальной части билета, предназначенной именно для этого.

Билеты приобретается в кассах киноцентра непосредственно перед сеансом, либо за три дня до него. Для покупки билета никаких документов предоставлять не требуется, за исключением сеансов с возрастным ограничением. Для покупки билета на такой сеанс необходимо предоставить любой документ, подтверждающий возраст зрителей (по требованию кассира). При покупке билета кассир на экран, размещенный над кассой, выводит план зала с отмеченными на нем свободными местами для того, чтобы покупатель сам выбрал себе место, или места (если покупает сразу несколько билетов). Каждое место в зале идентифицируется номером ряда и номером места в этом ряду. В случае, если покупатель не смог присутствовать на сеансе, то деньги за билет не возвращаются.

Вся деятельность кассиров по продаже билетов фиксируется в специальной информационной системе, созданной для автоматизации деятельности киноцентра. В данной ИС хранятся данные обо всех сеансах, а также о проданных билетах на каждый из них.


1.2. Обследование предметной области

Популярность киноцентра постоянно растет, поэтому планируется увеличение количества зрительных залов. Для того, чтобы обслуживать большее количество людей было решено добавить возможность просмотра информации о сеансах на сайте киноцентра с возможностью онлайн покупки билета на нужный сеанс. То есть, вместо увеличения количества кассиров, будет добавлена возможность самостоятельного приобретения билетов с помощью сайта киноцентра.

Опишем модель «AS-IS» («как есть») – модель существующей организации процесса продажи билетов, осуществляемые кассирами в кассе. Для более наглядного описания модели создадим матрицу проекций (Таблица 1.1).


Таблица 1.1 – Матрица проекций

AS-IS

Web-сайт киноцентра

Выяснение потребностей

Просмотр данных о сеансах

Выбор сеанса

Продажа

Выбор места в зале

Внесение оплаты

Печать билета

Печать билета


Для более полного представления о текущей организации процесса продажи билетов в киноцентре была создана функциональная модель AS-IS в нотации IDEF0. Данная модель представлена в приложении А.

После построение модели «как есть» была создана модель «как должно быть» (TO BE) в нотации IDEF0. На диаграммах данной модели (Приложение А) отображается организация процесса продажи билетов после разработки и внедрения web-сайта киноцентра.

Для того, чтобы изучить потоки информации, которые создаютс в процессе выполнения бизнес-процессов, отображаемых на функциональных диаграмма, используются диаграммы потоков данных (DFD-диаграммы).

Данные диаграммы отображают связи системы с внешними объектами, а также потоки данных внутри моделируемой системы. DFD-диаграммы проектируемой ИС представлена в приложении Б.

Последний шаг проектирования информационно системы – построение модели в нотации IDEF3. Главная цель данного шага – отобразить процесс решение задачи в виде графа, вершинами которого являются элементарные действия. Отличие IDEF3-диаграмм от IDEF0 в том, что на них используются логические элементы, позволяющие отображать альтернативное течение процесса решения моделируемой задачи. IDEF3-диаграмма приведена в приложении В.




ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

2.1. Техническое задание по ГОСТ 34.602–89

Техническое задание является центральным документом в создании любой ИС. В данном документе отображаются развернутые требования к самой ИС, к её функциональному и информационному наполнению, к форматам и видам входных и выходных данных, к окружению ИС, к уровню профессиональной подготовленности пользователей и по многим другим аспектам, которые касаются разрабатываемой информационной системы. Для стандартизации написания технических заданий был создан государственный стандарт.

Техническое задание на разработку ИС web-сайт киноцентра представлено в приложении Г.

.

2.2. С-требования и D-требования

Главной целью созданию web-сервиса киноцентра является снижение нагрузки на кассиров и увеличение клиентов за счет использования удобного для них способа покупки билетов.

При создании любых программных продуктов ее до начала непосредственного проектирования и разработки программного кода выдвигается список требований, которым должен удовлетворять создаваемый программный продукт и которые необходимо учитывать при проектировании и создании.

Требования к разрабатываемому программному продукту принято делить на две категории: С-требования и D-требования.

Первые требования формируются до заказчиков. В большинстве случаев они представляют собой перечень функциональных возможностей создаваемого программного продукта на естественном языке, а также макеты форм пользовательского интерфейса, для web-сайтов иногда включают дизайн-проекты страниц сайта.

Вторая категория требований (D-требования) составляются для разработчиков и включают развернутое описание технической стороны реализации программного продукта: требования к используемым технологиям и средам разработки, к входным и выходным данным, к безопасности и т.п.

Функциональные требования к web-сайту киноцентра со стороны заказчика (C-требования):

  • Возможность управления контентом сайта из панели администрирования: добавление, изменение, редактирование данных о транслируемых фильмах и сеансах;

  • Защита панели администрирования от несанкционированного доступа с помощью пароля;

  • Просмотр неавторизованными пользователями данных о фильмах и сеансах;

  • Просмотр неавторизованными пользователями данных о наличии свободных мест на выбранный сеанс в виде схемы зрительного зала;

  • Самостоятельная регистрация пользователей для покупки билета;

  • Возможность выбора свободного места на схеме зрительного зала и онлайн оплаты стоимости билета;

  • Электронный билет можно скачать в формате PDF-документа и распечатать. Если у пользователя нет технической возможности распечатать бумажную версию билета, то он может записать номер билета и введя данный номер в специальный автомат в киноцентре получить бумажную версию билета, либо обратившись в кассу, в случае, если ни один из других способов не подходит;

  • Все данные о купленных билетах сохраняются в базе данных, с которой работают кассиры в настоящий момент (для исключения продажи нескольких билетов на одно и то же место в зрительном зале.


Интерфейс должен быть интуитивно понятен всем пользователям и посетителям web-сайта. На всех страницах сайта должно располагаться сквозное меню по главным разделам сайта: текущие показы, скоро в кино, описание залов, акции и конкурсы, архив. При переходе в раздел текущие показы открывается список фильмов, которые в данный момент транслируются в залах киноцентра. При выборе интересующего фильма, посетитель сайта может почитать описание фильма, посмотреть его рекламный трейлер (если такой имеется), оставить отзыв о фильме, посмотреть время и даты сеансов и наличие свободных мест на каждый из них. Для того, чтобы посмотреть наличие свободных мест необходимо нажать на интересующие время сеанса, после чего во всплывающем блоке откроется схематичное изображение зрительного зала с пометками о свободных и занятых местах. При щелчке на свободном месте становится доступна кнопка покупки билета на выбранное место. Для покупки билета пользователь должен быть обязательно авторизован на сайте.

D-требования состоят из списка конкретных свойств и функциональности, которую будет иметь разрабатываемый программный продукт. D-требования обязательно должны быть согласованы со списком C-требований.

Существуют несколько типов D-требований:

1. Функциональные требования, описаны выше (С-требования).

2. Нефункциональные требования.

  • Производительность. Требования к производительности определяют временные ограничения, которые должны быть выполнены в программе. Сайт должен реагировать на действия пользователя с высокой скоростью, максимальное время отклика сайта на ействие пользователя не должно составлять более двух секунд.

  • Надежность и безопасность. Требования надежности определяют надежность в измеряемых величинах. Требования такого типа предполагают вероятность неидеальной работы программы и ограничивают область ее несовершенства. Доступ к панели управления контента сайта должен быть защищен от несанкционированного доступа с помощью пароля. Все пароли должны храниться в базе данных только в зашифрованном виде. Предъявляются следующие виды к сложности устанавливаемого пароля:

    • Длина не менее 6 символов;

    • В пароле должна использоваться минимум одна цифра;

    • В пароле должна использовать минимум одна буква.

  • Обработка ошибок. При возникновении любых ошибок пользователю должно быть выдано соответствующее сообщение, а данные об ошибке занесены в log-файлы сайта.

  • Интерфейсные требования. Интерфейсные требования описывают формат взаимодействия различных частей программного продукта. Для работы с БД используются SQL-запросы.

3. Обратные требования – это функционал, который система не обеспечивает. Система не обеспечивает функционал возврата денежных средств за купленный билет.