Файл: Эффективность менеджмента организации (на примере ООО «Фуд-тайм» ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования эффективности менеджмента предприятия
1.1. Понятие эффективности менеджмента
1.2. Подходы к оценке эффективности менеджмента
Глава 2. Анализ эффективности менеджмента ООО «Фуд-тайм»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка эффективности менеджмента предприятия
2.3. Проблемы в управлении предприятием
Глава 3. Пути повышения эффективности менеджмента ООО «Фуд-тайм»
Введение
Актуальность. Реализация экономической эффективности предприятий предполагает наличие соответствующей системы управления их хозяйственной деятельностью. Невозможно достичь экономических и социально значимых результатов без эффективной системы управления предприятием. В условиях ужесточения конкуренции предприятиям необходимо расширять масштабы своей деятельности темпами, соответствующими или опережающими темпы роста рынка. В противном случае они будут терять свои доли рынка и, как итог, могут проиграть конкурентную борьбу.
Особую актуальность поиск путей повышения эффективности управления предприятием приобрел в связи с изменениями в экономической ситуации в России.
Цель работы – провести анализ эффективности менеджмента в ООО «Фуд-тайм» и разработать мероприятия, направленные на ее повышение.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты эффективности менеджмента предприятия;
- провести анализ деятельности ООО «Фуд-тайм» и выявить основные проблемы, сдерживающие развитие предприятия;
- разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности управления ООО «Фуд-тайм».
Объектом исследования является оптовое торговое предприятие ООО «Фуд-тайм».
Предметом исследования являются пути повышения эффективности менеджмента предприятия на современном этапе.
Научно-методической основой работы являются методическая и научная литература по вопросам менеджмента, маркетингу, экономическому анализу, а также публикации в периодических изданиях.
Глава 1. Теоретические основы исследования эффективности менеджмента предприятия
1.1. Понятие эффективности менеджмента
Понятие эффективности менеджмента является сложным и многогранным, поэтому до сих пор мнения многих исследователей относительно его сущности и природы различаются. Для начала конкретизируем основные различия между природой понятий «результат» и «результативность», «эффект» и «эффективность».
Сущность и взаимосвязь понятий «эффективность», «результативность» и «качество» менеджмента рассмотрена многими исследователями, мнения которых условно можно подразделить на несколько основных групп.
Первая группа (Семенов А. К., Набоков В. И.), считающая, что понятия результативности и эффективности менеджмента являются независимыми, определяемыми как отношение результата деятельности предприятия к его целям (результативность) и ресурсам (эффективность)[1].
Вторая группа (Поршнев А. Г.[2], Ланкина В. Е.[3], Кнышова Е. И.[4]), полагающая, что эффективность менеджмента есть степень его результативности, то есть достижения намеченных целей, в соответствии с потраченными ресурсами.
Третья группа ученых (Д. Ямпольская, М. Зонис[5], С. Глазкова[6]), определяющая результативность управления как максимальный выпуск продукции (для предприятий торговли – товарооборот), а эффективность как соотношение максимального выпуска (товарооборота) с минимальными издержками.
Четвертая группа (Бондаренко И. В.[7]), считающая, что результативность есть одно из измерений эффективности наряду с экономическим измерением. Причем результативность – степень достижения намеченных целей, эффективность – соотношение результата и затрат.
Анализ мнений исследователей относительно понятий «эффективность», «результативность», «качество» позволил определить, что результативность управления есть отношение результата к целям, эффективность – отношение результата к затратам. Результативность и эффективность менеджмента – критерии качества менеджмента, что во многом совпадает с мнением первой группы авторов.
Эффективность менеджмента является результатом взаимодействия эффективностей системы и процесса управления предприятием. Эффективность системы управления предприятием – как частный случай эффективности производства характеризуется действенностью системы управления, ее автономностью, степенью организованности и самоуправления, гибкостью, адаптивностью, сплоченностью коллектива организации[8].
Таким образом, анализ существующих точек зрения относительно содержания понятия «эффективности управления» позволил сформулировать следующие основные положения.
Природа понятия «эффективность» является относительной. В качестве сравниваемых показателей могут выступать соотношение полученного результата с затраченными на его достижение ресурсами, в то время как результативность – соотношение результата с целями, идеалами или потребностями. Результативность и эффективность – критерии качества менеджмента.
Ключевая задача эффективного менеджмента – формирование, внедрение и использование комплексной системы управления результатами с учётом прогнозируемых и текущих изменений во внутренней среде, а также воздействий со стороны внешних изменений[9].
Эффективность управления предприятием всегда связана с воздействием управляющей подсистемы на управляемую, причем, в качестве управляемых подсистем могут выступать производственная, финансовая, трудовая, маркетинговая и другие.
Разделение эффективности менеджмента на социальную, социально-экономическую и экономическую подразумевает не только количественную форму её выражения, но и качественную, нередко игнорируемую многими учеными, вследствие её субъективности, но без неё рассмотрение понятия эффективности управления представляется неполным[10].
Понятие эффективности управления предприятием всегда имеет внутренний и внешний аспекты, учитывающие изменения во внутренней среде и наличие внешних воздействий. Поэтому целесообразно принимать во внимание стратегическую и тактическую форму эффективности, различающиеся по определяемым временным границам и учётом внешних воздействий, которая для определения тактической эффективности управления необязательна[11].
1.2. Подходы к оценке эффективности менеджмента
Основная цель оценки эффективности деятельности предприятия – на основе всестороннего анализа разработать рекомендации по улучшению деятельности и повышению эффективности работы. Задачами оценки эффективности деятельности предприятия в современных условиях являются:
1) объективное и всестороннее исследование объекта оценки;
2) определение экономической эффективности использования отдельных видов ресурсов;
3) комплексная оценка эффективности деятельности предприятия, с построением обобщающей системы показателей эффективности деятельности;
4) выявление и измерение внутренних и внешних резервов повышения эффективности функционирования анализируемого объекта;
5) разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия[12].
Процедура оценки эффективности деятельности предприятия, как и последовательность проведения любого аналитического исследования, включает три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный[13].
В ходе подготовительного этапа необходимо определиться с целью осуществления исследования и в связи с этим разработать и поставить ряд задач, решение которых будет способствовать достижению поставленной цели. Зависит от поставленной цели и выбор объекта и предмета исследования. В связи с поставленными задачами необходимо определиться с набором основных приемов и способов, которые будут использованы в ходе проведения исследования. Качество результатов оценки во многом зависит от полноты и достоверности собранной информации, правильности первичного анализа и синтеза информационных показателей[14].
Основной этап проведения оценки эффективности деятельности предприятия состоит из четырех блоков.
Первый блок включает в себя анализ среды деятельности предприятия, что позволяет изучить анализируемый объект как целостную структуру, с учетом внутренней и внешней среды его функционирования, а также выявить специфические особенности объекта исследования, влияющие в дальнейшем на формирование показателей его деятельности и оценки эффективности работы. Основными моментами изучения внешней среды, на наш взгляд, являются изучение макроокружения предприятия, включающее анализ динамики социальных факторов (динамика численности и половозрастного состава населения) экономических факторов (уровень денежных доходов, структура денежных расходов, цены на товары, уровень конкуренции на рынке), технологических факторов (развитие материально-технической базы, технологий реализации), а также правового регулирования отношений на рынке. В ходе анализа изучения внутренней среды предприятия необходимо определить виды деятельности предприятия, рассмотреть и оценить организационную структуру, культуру организации[15].
Оценка эффективности базируется на показателях, соизмеряющих результаты работы предприятия с ресурсами или затратами, используемыми для их достижения. Поэтому всестороннее изучение основных результатов деятельности и состояния ресурсов анализируемого хозяйствующего субъекта является необходимым условием расчета и анализа показателей эффективности его функционирования (блок 2) [16]. С целью оценки эффективности необходимо проведение комплексного анализа формирования таких основных результативных показателей деятельности, как товарооборот, расходы, доходы, прибыль, а также показателей, характеризующих состояние ресурсов предприятия: численность и структура трудовых ресурсов, динамика стоимости и состава основных фондов и оборотных средств предприятия[17].
Два последующих блока (3 и 4) включают анализ эффективности использования ресурсов предприятия и построение системы обобщающих показателей эффективности деятельности предприятия. Именно реализация этих направлений оценки позволяет достичь поставленной цели и решить вытекающие из нее задачи проведения исследования[18].
Заключительный этап предполагает обобщение результатов проведения оценки эффективности деятельности предприятия и разработку рекомендаций по повышению эффективности его работы.
Залогом успешного проведения любого исследования, в том числе и оценки эффективности деятельности предприятия, является четкая постановка цели, профессионализм, компетентность исполнителей, заинтересованность заказчиков в полноте и объективности результатов оценки. Решение поставленных задач оценки эффективности деятельности предприятия можно только при помощи системы показателей[19].
Всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия в целях изыскания резервов его экономического роста и принятия обоснованных управленческих решений, направленных на их мобилизацию, возможен на основе использования системы показателей эффективности, которая дает возможность объективно оценить эффективность деятельности предприятия в целом, отдельных видов производственных ресурсов[20].
Для оценки экономической эффективности используют, во-первых, обобщающие показатели, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия в целом, во-вторых, частные показатели, которые характеризуют эффективность использования какого-либо отдельного вида ресурса или эффективность деятельности какого-либо отдельного подразделения предприятия.
Выводы
Эффективность менеджмента является результатом взаимодействия эффективностей системы и процесса управления; результат этого взаимодействия отражается в показателях деятельности предприятия. Основная цель оценки эффективности деятельности торгового предприятия – на основе всестороннего анализа разработать рекомендации по улучшению деятельности предприятия и повышению эффективности его работы.
Проведение оценки эффективности деятельности предприятия с использованием всей совокупности показателей в ходе комплексной оценки или части показателей, в ходе оценки отдельных сторон деятельности предприятия позволяет дать достоверное заключение об эффективности работы предприятия и разработать рекомендации по его дальнейшему развитию.