Файл: Эффективность менеджмента организации (на примере ООО «Фуд-тайм» ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования эффективности менеджмента предприятия
1.1. Понятие эффективности менеджмента
1.2. Подходы к оценке эффективности менеджмента
Глава 2. Анализ эффективности менеджмента ООО «Фуд-тайм»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка эффективности менеджмента предприятия
2.3. Проблемы в управлении предприятием
Глава 3. Пути повышения эффективности менеджмента ООО «Фуд-тайм»
2.3. Проблемы в управлении предприятием
В процессе исследования нами выявлены следующие недостатки в управлении ООО «Фуд-тайм»:
1. Управление продажами не является эффективным: на предприятии имеют место срывы графиков поставок, что приводит к потере постоянных покупателей; срывы планов товарооборота по причине отсутствия товаров. Срыв поставок может отрицательно сказаться на деловых отношениях с покупателями, а также привести к негативным финансовым последствиям в идее пени и штрафов за просрочку по условиям хозяйственных договоров.
2. Организация работы с клиентами не может быть в полной мере признана эффективной:
- в работе ООО «Фуд-тайм» отсутствует ориентация на клиента. Задачи отдела продаж сводятся к продаже товара клиентам. Перед персоналом фирмы и, в частности, перед сотрудниками отдела продаж не ставятся цели по улучшению обслуживания, что приводит к неудовлетворенности клиента и как следствие к отсутствию у него лояльности;
- оценка работы менеджера по продаже сводится к оценке объема сделок заключенных им. При этом значительная часть работы, проделываемая менеджером на этапе поиска клиента и предварительной работы с ним, остается вне контроля и оценки. Это приводит к нежеланию менеджеров прикладывать значительные усилия в этом направлении, что, в свою очередь ведет к отсутствию плановой работы по привлечению новых клиентов;
- отсутствуют инструменты для планирования и анализа работы с клиентами на предварительных этапах;
- отсутствует система контрольных показателей, (кроме показателей объема продаж) которые позволяли бы оценивать работу менеджеров по продаже на этапах предшествующих заключению сделки. С одной стороны, это затрудняет постановку для менеджеров по продажам тех задач, которые не могут быть выражены в объемах продаж, а так же - оценить результаты работы, даже если задачи были поставлены. С другой стороны это затрудняет оценку потенциала продаж на следующий период на основе информации о работе с потенциальными клиентами;
- оценка спроса и динамики рынка производится на основании отгрузочных документов, в лучшем случае на основании выписанных счетов. Иногда субъективная оценка потенциального спроса производится на основании опроса менеджеров, однако и в этом случае отсутствует информационная база, в которой могли бы храниться результаты для анализа;
- отсутствие у руководителя объективной картины работы с клиентами в динамике. Это достаточно часто приводит к «потере» клиентов на этапе предварительных переговоров, а так же к запоздалой реакции при отсутствии контактов с постоянными клиентами.
3.Система управления расчетами с покупателями не может быть признана эффективной, на предприятии имеет место просроченная задолженность; предприятие имеет проблемы с взиманием своевременной оплаты отпущенных товаров с покупателей.
Выводы
По результатам проведенного анализа можно выделить проблемные области в управлении ООО «Фуд-тайм»:
- планирование процесса сбыта не эффективно; на предприятии имеет место несоответствие фактических запасов нормативным, что, с одной стороны, создает риска нарушения сроков договоров, а, с другой стороны, выводит из оборота денежные средства, замораживая их в запасах;
- на предприятии имеют место срывы графиков поставок, что приводит к потере постоянных покупателей; срывы планов товарооборота по причине отсутствия товаров;
- система управления расчетами с покупателями не может быть признана эффективной, на предприятии имеет место просроченная задолженность; предприятие имеет проблемы с взиманием своевременной оплаты отпущенных товаров с покупателей;
- организация работы с покупателями не может быть в полной мере признана эффективной. В работе ООО «Фуд-тайм» отсутствует ориентация на клиента. Задачи отдела продаж сводятся к продаже товара клиентам.
Руководство предприятия старается влиять на товарооборот, проводя политику расширения ассортимента товаров. Однако, методы, которыми расширяется сфера деятельности предприятия и достигается рост товарооборота, можно назвать экстенсивными.
Глава 3. Пути повышения эффективности менеджмента ООО «Фуд-тайм»
В целях повышения эффективности управления ООО «Фуд-тайм» рекомендуются следующие мероприятия.
1. Оптимизации бизнес-процесса продаж посредством согласования его с требованиями покупателей.
В целях оптимизации процесса продаж применен метод согласования требований с результатами, результаты которого представлены на рисунке 1.
Раздельные План поставок на следующий день
накладные Раздельные накладные
10.00
10.00 13.00 15.00 17.00
Поставщик
Закупка товара
Доставка товара на склад
Приемка, размещение, распределение товара, формирование поставок покупателям
Продажа товара
Покупатель
Договор о доставке товаров
Договор о закупке товаров
Договор о продаже товаров
Отдел снабжения
Склад
Отдел продаж
Рисунок 1. Оптимизация бизнес-процесса[25]
Первым шагом применения данного метода является изучение требований клиента бизнес-процесса. Требования клиента бизнес-процесса, которым являлся внешний потребитель, были изучены при проведении маркетинговых исследований. Согласно полученным данным покупатели (представители розничных торговых предприятий) предъявляют к процессу требование, чтобы товар попадал в торговую точку не позже 18:00 дня. Для этого отдел продаж ООО «Фуд-тайм» должен отпустить товар не позже 17:00. Это возможно, если склад сформирует поставки покупателям до 15:00. В свою очередь, формирование поставок до этого времени можно при условии, что отдел снабжения и логистики обеспечит наличие товара на складе к 13.00. Для того, чтобы склад успевал сформировать поставки покупателям до 15:00, необходимо, чтобы за день до этого отдел логистики и снабжения формировал план с информацией об объеме поставок на следующий день.
Кроме того, в настоящее время, когда на склад ООО «Фуд-тайм» поступает товар от поставщика, информация о товаре различного ассортимента расположена в одних накладных. Поэтому когда склад приходует товар, приходование идет в той последовательности, в которой товар указан в накладной. Технологически принимать товар в соответствии с заявками покупателей нет возможности. В связи с этим необходимо, чтобы отдел логистики и снабжения обеспечивал поступление от поставщика раздельных накладных на товары различных ассортиментных групп. Для того, чтобы товар от поставщика поступал на склад не позже 13:00, необходимо предоставление за день на склад планов с информацией об объеме поставляемого товара.
В таблице 5 приведены формализованные и согласованные требования к оптимизированному бизнес-процессу.
Таблица 5
Разработанные требования к оптимизированному бизнес-процессу[26]
№ |
Операция бизнес-процесса (в обратном порядке) |
Исполнитель |
Представитель исполнителя |
Требования к исполнителю от покупателей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Продажа товара |
Отдел продаж |
Начальник отдела продаж |
Товар должен быть доставлен на склад покупателя не позднее 18.00 |
2 |
Приемка и размещение товара на складе |
Склад |
Начальник склада |
Поставки покупателям должны быть сформированы до 15.00 |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Распределение товара по покупателям |
Отдел продаж |
Начальник отдела продаж |
|
4 |
Формирование поставок товара для покупателей |
Склад |
Начальник склада |
|
5 |
Доставка товара на склад |
Отдел снабжения и логистики |
Начальник отдела снабжения |
Товары от поставщика должны быть доставлены на склад не позднее 13.00 |
6 |
Закупка товара |
Отдел закупок должен за день предоставлять план поставок товара (по ассортименту) на следующий день. Отдел закупок должен обеспечить, чтобы товары разных ассортиментных групп были указаны в разных накладных. Отдел закупок должен обеспечить, чтобы поставщик готов был отгрузить товар к 10.00 |
||
7 |
Отгрузка товара поставщиком |
Поставщик |
Начальник отдела снабжения |
Поставщик должен оформлять товар разных ассортиментных групп в разных накладных. Поставщик должен быть готов отгрузить товар к 10.00 |
Предлагаемое мероприятие позволит синхронизировать процесс продаж, согласовав требования клиентов с результатами операций бизнес-процесса.
2. Совершенствование работы с клиентами.
Задачей ООО «Фуд-тайм» является организация работы с клиентом таким образом, что бы максимально использовать имеющийся потенциал сотрудников. При этом эффективность работы определяется сбалансированностью всех составляющих процесса продажи.
В целях совершенствования работы с клиентами в ООО «Фуд-тайм» предлагается следующая схема (рисунок 2). Подход, представленный на рисунке 2, предусматривает использование имеющейся информации для поиска и контактов с потенциальными клиентами, и последующий перевод субъекта продажи в очередное состояние, путем стандартизированных процедур продажи выполняемых менеджерами отдела продаж и реализацией специальных программ.
Рисунок 2. Схема работы с клиентами[27]
Подход, представленный на рисунке 2, предусматривает использование имеющейся информации для поиска и контактов с потенциальными клиентами, и последующий перевод субъекта продажи в очередное состояние, путем стандартизированных процедур продажи выполняемых менеджерами отдела продаж и реализацией специальных программ.
3. Совершенствование расчетов с покупателями.
Для эффективного управления расчетами с покупателями в ООО «Фуд-тайм» необходимо осуществить постановку следующей информации:
- данные о выставленных покупателям счетах, которые не оплачены на настоящий момент;
- время просрочки платежа по каждому из счетов;
- размер безнадежной и сомнительной задолженности покупателей, оцененной на основании установленных внутрифирменных нормативов;
- кредитная история покупателя (средний период просрочки, средняя сумма кредита).
Критический срок оплаты - дата, не позднее которой должен быть осуществлен платеж по предоставленному коммерческому кредиту. Определив критический срок оплаты и принципы соотнесения поступающих платежей и выставленных счетов, можно определить, какова доля просроченной задолженности покупателя и на сколько дней она просрочена.
Покупатели товаров ООО «Фуд-тайм» имеют различные возможности по объемам закупок, своевременности оплаты и претендуют на различные условия предоставления отсрочки платежа. В качестве двух наиболее важных характеристик кредитоспособности покупателей ООО «Фуд-тайм» можно выделить платежную дисциплину и объем продаж (в денежном выражении) в предшествующие периоды (таблица 5).
Таблица 5
Рекомендуемые значения кредитных рейтингов[28]
Платежная дисциплина |
Объем выручки |
||
Просрочка оплаты, дн. |
Рейтинг |
Сумма продажи за год, тыс.руб. |
Рейтинг |
Больше 60 |
Е |
Больше 1 000 |
Е |
Меньше 60 |
D |
Больше 3 000 |
D |
Меньше 30 |
С |
Больше 5 000 |
С |
Меньше 7 |
В |
Больше 7 000 |
В |
0 |
А |
Больше 10 000 |
А |
Сначала покупатели ранжируются по платежной дисциплине. Получившие рейтинг «D» или «E» к ранжированию по объему продаж не допускаются. Для заказчиков, получивших рейтинги «А», «В» и «С», рекомендованы следующие условия работы:
- рейтинг «С»: работа с такой организацией только при условии наличия залога;
- рейтинг «B»: обязательное описание в договорах системы штрафов и пеней и их строгое исполнение;
- рейтинг «А»: предоставление отсрочки платежа без использования санкций со стороны ООО «Фуд-тайм».