Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) Функция интеграции в мировую экономику – основывается на взаимозависимости экономик мировых стран. Экономическая интеграция предполагает установление стабильных отношений между государствами, именно поэтому Россия стремится к интеграции в мировую экономику, что привело к созданию нового механизма внешнеэкономической деятельности.

3) Функция борьбы с терроризмом – является очень важной на сегодня задачей в связи со стремительно развивающемся как международным, так и внутреннем терроризм, приобретающим все более широкие масштабы. Ни одно из государств не способно самостоятельно справиться проблемой терроризма, поэтому государствам необходимо действовать вместе, в том числе путем образования международных организаций по борьбе с терроризмом.

4) Функция взаимодействия с другими государствами – очень значимая функция, заключающаяся в разрешении глобальных проблем между странами во всем мире. Точкой опоры этой функции является более выгодный способ решения проблем, которые актуальны для каждой страны и требуют незамедлительного международного отклика. К первоочередным проблемам можно отнести повсеместную заинтересованность мирового сообщества в предотвращении катастроф большого масштаба, например таких, как наводнения, землетрясения, цунами или техногенные катастрофы, мобилизационных сил на борьбу с которыми одного государства недостаточно, или которые являются угрозой другим государствам либо выходят за территориальные пределы одного государства. Взаимодействие России с другими государствами на международном уровне определено исключительно взаимозависимостью всех стран мира и признанием общечеловеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

5) Функция поддержки мирового порядка – оказывает непосредственное влияние на сферу вмешательства государства в межнациональные и межгосударственные конфликты.

Проведенный анализ вышеизложенного позволяет прийти к выводу, что в процессе развития государства на первый план выдвигаются наиболее востребованные функции с учетом определенных этапов сегодняшнего и будущего дня.

В современном мире все больше и больше совершенствуются функции по защите человека и его прав. Стоит заметить, что содержание функций любого государства может изменяться из-за различных факторов, таких как опасность экологические катастрофы, обстановка политической нестабильности, эпидемии и пр.


2.3 Развитие функций государства под воздействием глобализации

Глобализация напрямую или опосредованно может оказать влияние не только на рост дельты социального неравенства внутри страны, но и привести к увеличению межстрановых различий. В настоящее время часть мировых стран находятся в «переходном состоянии», в стадии аутсайдера, стремящегося хотя бы «догнать» другое государство, находящееся на качественно ином, более высоком уровне социально-экономического развития.

Опыт пройденных ошибок совершенно очевиден и говорит о том, что реализовывать стратегию «догоняющего развития» путем «тупого» повторения эволюционной модели более передового, идеального государства, невозможно.

При «догоняющем развитии», полагает А.Салицкий, необходим иной порядок фаз капиталистической эволюции, иная активная и структурообразующая роль государства уже на первых этапах перехода, больший акцент на формировании структурных элементов наиболее современных форм предпринимательства в интересах сокращения естественноисторического процесса и «минования» отдельных его этапов[24].

Полагаем, что наиболее существенное изменение будет оказано на функции государства, которые непосредственно связанны с обеспечением национальной и экономической безопасности. Важность и неотложность данной проблемы очень высока, особенно для развивающихся государств из-за относительно более низкого уровня полученных положительных эффектов для этой группы стран в результате процессов глобализации мировой экономики.

В контексте экономической безопасности речь идет о сочетании экономической, политической и правовой основы, которая является наиболее эффективным способом долгосрочного производства максимального объема экономических ресурсов на душу населения, считает А.С. Илларионов: «Всесторонняя оценка степени экономической безопасности включает: оценку ресурсного потенциала, потенциала и степени его развития; уровень эффективности использования ресурсов (и соотношение с аналогичными показателями развитых стран); оценка конкурентоспособности страны; уровень социальной стабильности и оценка условий для предотвращения и разрешения социальных конфликтов; целостность территориального и экономического пространства»[25].

За последние годы задача по обеспечению экономической безопасности окончательно укрепила свой статус в качестве основных функций государства. В ходе процессов глобализации не исключено проявление негативного влияния центробежных сил, что может привести к изменению традиционных связей внутри страны, ликвидации неконкурентоспособного производства, усугубление социальных проблем и корректировке модели поведения.


Негативные последствия глобализации в целом обусловлены: неравномерным распределением в секторах национальной экономики; возможность того, что суверенные правительства потеряют контроль над экономикой и дестабилизируют финансовый сектор.

В зависимости от уровня экономической безопасности варьируется и уровень негативных последствий глобализации, так, например, менее развитые страны, имеющие не высокий уровень экономической безопасности, могут ощутить на себе более серьезные последствия, чем более мощные страны с более серьезным уровнем экономической безопасности.

Большинство из менее развитых стран с низким уровнем экономической безопасности участвуют в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции, что усиливает их зависимость от высокоразвитых стран.

Для таких стран прогрессирование процессов глобализации может также привести к увеличению технологического отставания от более успешных и промышленно-развитых стран; росту социально-экономического стратификации общества; обнищанию значительной части населения; усилению зависимости от стабильности функционирования мировой экономической системы; ограничению на проведение национальной экономической политики; увеличению заимствований и внешнего долга; и пр.

Вместе с тем, наряду с корректировкой функций менее развитых стран, изменения функций затронут и промышленно развитые государства, поскольку процессы глобализации окажут прямое воздействие и на занятость населения, в том числе в контексте миграционных процессов, повысят нестабильность мировых финансовых рынков[26].

В качестве наиболее обсуждаемых социально-политических проблем, стоящих перед развитыми странами в эпоху глобализации, как правило называются следующие:

- увеличение безработицы в результате внедрения новых технологий и автоматизации процессов в промышленности, автомобилестроении;

- усиление роли транснациональных корпораций, преследующих отличные от государственных цели, и, как следствие ослабление роли национальных государств с переходом их функционала к негосударственным структурам.

Безусловно, и на российскую экономику процессы глобализации оказывают соответствующее влияние, так, например, серьезными основными угрозами являются: растущая тенденция превращения России в периферийный источник топлива и сырья для развитых стран; стагнация, а порой и снижение уровня инвестиционной привлекательности и инновационного развития; обострение демографических проблем и снижение качества человеческого капитала.


Продолжающаяся тенденция изменений мирового рынка в ходе усиления процессов глобализации неизбежно приведет к тому, что вместо комплексного контроля создаются условия для эффективных конкурентных рынков, возникновения институциональных, экономических и социальных условий для подъема частного предпринимательства.

Все вышеуказанное требует и корректировки форм осуществления функций государства, в частности, можно предположить, что глобализация затронет в первую очередь правовые системы государств, поскольку их общение реализуется в наибольшей мере на правовом уровне, в правовых формах и правовыми средствами.

Внутригосударственное регулирование общественных отношений в преобладающей степени зависит от согласованности норм национального права, принципов и норм международного права.

Таким образом, можно резюмировать, что глобализация оказывает влияние на право всех современных государств, среди которых Россия не является исключением[27]. В ней, как и в других государствах, возрастает взаимосвязь между правом национальным и международным, укрепляя позиции последнего.

Подводя итог данной главе исследования необходимо отметить, что к внутренним функциям государства можно отнести образовательную, экономическую, культурно-воспитательную, социальную и иные.

К внешним функциям государства относятся следующие функции Российского государства: обороны страны; обеспечения мира; интеграции в мировую экономику; сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ.

Деление функций государства на внутренние и внешние является научно обоснованным и позволяет выявить связь функций российского государства, а также проследить за тем, как изменяются их объем и содержание, значимость и количество с появлением новых целей и задач государства.

Обобщая все вышеизложенное следует отметить, что в условиях современной действительности не может быть более важных и менее важных функций российского государства, поскольку каждая из них по-своему необходима и выступает жизненно важной.

Заключение

Проведенный анализ функций российского государства позволил получить ответы на вопросы о том, какие действия государство должно предпринимать на определенном этапе своего развития и каким образом, а также на чем необходимо сконцентрировать усилия своих структур.

Функцию современного российского государства можно определить как объективно необходимое, целенаправленное основное направление (сторону) деятельности государства, осуществляемое в жизненно важной сфере общественных отношений, выражающее его сущность и социальное назначение в обществе и имеющее законодательную регламентацию.


Посредством функции государства выражается его сущность, та реальную роль, которую государство играет в решении основных вопросов развития общества. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

В рамках проведенного исследования были изучены внешние и внутренние функции российского государства.

В частности было выяснено, что главная цель внутренних функций: экономическое обеспечение развития цивилизованных рыночных отношений, развитие правовой основы свободы предпринимательства и свободы конкуренции, развитие социальной сферы. В свою очередь, главной целью внешних функций является оборона страны, обеспечение мира и международной безопасности, укрепление сотрудничества и связей со странами СНГ, интеграция в мировую и социально-культурную сферу, борьба с мировым терроризмом.

Наряду с этим, анализ научных и доктринальных источников позволил сделать вывод, что в развитии Российского современного государства в его основных функциях происходят серьезные изменения: одни из них отпадают, другие усиливаются и видоизменяют свое содержание, третьи зарождаются или появляются. Но во всех случаях они определяются свойственными определенной исторической эпохе, определенному периоду в жизни государства экономической, социально-классовой структурами общества, сущностью государства и его социальным направлением.

В тоже время было выяснено, что глобализация оказывает влияние на право всех современных государств, среди которых Россия не является исключением. В нашей стране, как и в других государствах, возрастает взаимосвязь между правом национальным и международным, укрепляя позиции последнего.

Совершенно очевидно, что процессы глобализации приобретают всеохватывающий и необратимый характер. В том числе в связи с тем, что на первый план выходят проблемы, являющиеся значимыми для всех стран и они не могут быть решены в одиночку.

В частности, в процессе глобализации претерпевают соответствующие изменения правовые и неправовые формы осуществления функций государства, корректируется правотворческая, управленческая, судебная (правоохранительная), контрольно-надзорная и иные виды государственной деятельности.

Учитывая вышеизложенное, можно прийти к однозначному выводу, что в процессе глобализации роль России будет только усиливаться.