Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Да и само определение функции уже применяется в научных трудах не столько с целью показа этой зависимости, особенно зависимости от классового содержания государства, сколько непосредственно для характеристики, иллюстрации деятельности государства. Кроме того, это определение стало использоваться также для учета взаимосвязи функций государства и многих этнокультурных, идеологических, духовных и иных факторов воздействия.

Вместе с тем необходимо обратить внимание вот на что. Теоретическое описание, обобщение реализуемых функций различными державами позволяют отнести многогранные стороны деятельности государств именно к функциям.

По мнению Морозовой Л.А., этими признаками являются:

- во-первых, прямая связь между содержательными, формальными характеристиками государств и их общественным назначением, реализуемым непосредственно в деятельности государств;

- во-вторых, стабильно сложившаяся предметное функционирование государства в главнейших сферах общественной жизнедеятельности - экономической, политической, общественной, духовной (религиозной), а также правовой;

- в-третьих, указание отношение функционирования государства к выполнению крупных социально-экономических, политических, а также других функций, достижению крупных, социально значимых целей, встающих на каждой исторической ветви эволюции социума;

- в-четвертых, функционирование государства в определенных формах (как правило, правовых) и с использованием особых, в том числе властно-принудительных методов[22].

Совокупность этих признаков дает возможность утверждать о действительно функциональном описании государства, а также о наличии соответствующих функций у определенных государств.

Функциональная характеристика позволяет исследовать не только государства конкретных типов, форм у определенных народов в конкретный исторический период, но также государственность этих народов. Рассматривая развитие, изменение функционирования, можно видеть также, как развивалось, менялось в определенной мере и само формирование деятельности общества государством в длительном историческом процессе.

Следует еще раз отметить, что появление каких-либо новых задач на различных ступенях развития государственности определенных обществ не обладает строго предопределенным, причинно-следственным характером. Вместе с тем данная в некоторой степени причинная зависимость так или иначе описывает те функции государств, которые являются важнейшими направлениями их деятельности в определяющих отраслях его существования: экономической, политической, социальной, пр. Основные функции (наиболее важные виды деятельности государства) так или иначе, достаточно тонко ощущают на себе глобальные изменения важнейших особенностей государства.


Иные же функции, в целом, так же, как и важнейшие, в некоторых гранях, подвергаются мощному воздействию стабильных этнокультурных слоев жизни общества, общенациональных, территориальных особенностей, обычаев и пр. Поэтому новый тип государств, появившийся в результате эволюции конкретного государственного организованного общества, сохраняет и даже развивает свои некоторые устаревшие функции явно либо в скрытой форме.

Таким образом, государственность определенного общества сохраняет наследственность функций, а также действует, как приспособление обновления функций. В частности, на возникновение новых функций воздействуют самоорганизационные, субъективные, а также случайные действия, а не одна лишь степень обусловленности функций от трансформации основных признаков, главным образом, формы государств.

Обобщая вышеизложенное следует отметить, что анализ, представленных в науке определений дефиниции «функции государства» позволил нам сформулировать следующие признаки функций государства:

- служат отражением сущности и социального назначения государства;

- выступают основными (базовыми) направлениями деятельности государства;

- отличаются от функций отдельных органов государства;

- их содержание зависит от происходящих в обществе процессов.

В заключении данной главы исследования необходимо отметить, что изучение вопроса об определении понятия «функции государства» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Оно позволяет рассматривать государство, не только со стороны внутреннего строения и содержания, но и с точки зрения разносторонней деятельности, функционирования. С помощью определения «функции» представляется возможным определить характер деятельности государства, оценить правильность выбора им на том или ином этапе развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности.

Глава 2. Особенности функций Российского государства на современном этапе

2.1 Внутренние функции Российского государства


В начале ХХI в. общество существенно изменилось, стало иным государство, возникли новые задачи, которых раньше не знала история России. В результате изменились и основные функции государства. Характер этих изменений различен. Отдельные изначально присущие государству функции сохранились, другие, хотя и остались, но достижения научно-технической революции совершенно изменили методы их осуществления, часть функций приобрела иное содержание. Возникли новые функции, которые раньше были только в перспективе. Так, например, в конце XX века с принятием Конституции РФ стала в наибольшей степени стала развиваться правозащитная функция государства, под которой понимается комплексная деятельность государственных органов, основная цель которых заключается в оптимизации защиты прав человека, совершенствованию средств и способов правозащиты, выстраиванию полноценной правозащитной системы[23].

Возвращаясь к теме исследования необходимо отметить, что к внутренним функциям государства можно отнести регулирование общественных отношений; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием; осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики; обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений; оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция); осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды.

Обратим внимание на то, что на сегодняшний день, с учетом сложившихся обстоятельств, основными функциями Российской Федерации на современном этапе развития государства являются именно внутренние функции (экономическая, налогообложения, обеспечения народовластия, социальная и экологическая).

1) Экономическая функция – основной задачей ставит перед собой стабильное функционирование и прогрессивное развитие экономики, так как федеральные целевые программы, в частности государственная программа по развитию экономики, предусматривают финансирование исследований в сфере науки и промышленности, в первую очередь, являющихся наиболее перспективными и приоритетными направлениями. Экономическая функция, являясь по сути внутренней, на самом деле многогранна и, в частности, отвечает за выход конкурентоспособных российских товаров на мировой рынок, что относится к внешним функциям, и развитие импортозамещения.


Вместе с тем, необходимо отметить, что абсолютно недостаточно внимания уделяется развитию именно отечественного производства и промышленности, что на сегодня является архиважной проблемой, в том числе в создании конкуренции, того же самого импортозамещения, выхода на мировые рынки и в целом развитии экономики страны. Так же, в дополнение к обозначенной проблеме, существует еще крайне важная, которая так и не решена – зависимость экономики от сырьевого и топливного рынков. Несмотря на то что опыт некоторых стран показывает, что выживание экономики страны может обеспечить всего одна отрасль, Россия находится в иной геополитической и демографической ситуации, поэтому данная проблема непременно требует скорейшего решения с помощью оптимизации топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Реформы как в финансовой, промышленной, так и в хозяйственной жизни России, способные обеспечить нормальное функционирование экономики страны, напрямую связаны с дальнейшим усилением роли государства в экономической сфере жизнедеятельности страны.

2) Функция налогообложения – очень тесно связана с рассмотренной выше экономической функцией. В условиях развития России налоговая система является одним из важнейших регуляторов экономики и стимулятором развития сельского хозяйства, промышленности, строительства, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования. Налогообложение является ключевым источником пополнения доходной части федерального и региональных бюджетов (в зависимости от распределения налоговых поступлений в соответствии с действующим законодательством).

3) Функция обеспечения народовластия – в Российской Федерации действует слаженная система политических институтов, учреждений, государственных органов и прежде всего тех представительных органов, которые народ выбирает и наделяет полномочиями от своего имени осуществлять власть.

Данная функция проявляется в том, что государство защищает и охраняет права, интересы граждан и организаций, обеспечивает как правовой, так и общественный порядок, а также защищает конституционный строй от противоправных вторжений с чьей-либо стороны.

4) Социальная функция – также является крайне важной и сверх масштабной функцией по объему тех видов деятельности, которые она охватывает. Главным назначением данной функции является создание равных условий и возможностей для всех граждан страны и обеспечение общественного благополучия. Содержание этой функции также многогранно и практически всеобъемлюще: это и охрана здоровья и труда людей, пенсионное обеспечение, борьба с безработицей и бедностью, т.е. стабилизация уровня жизни и др. От грамотной и продуманной политики властей при обеспечении социальных гарантий и обязательств государства напрямую зависит уровень жизни населения, что является одной из главнейших задач, определяющих саму роль государства при реализации социальной функции.


5) Экологическая функция – имеет тесное переплетение с социальной функцией, в связи с тем, что именно государство обеспечивает экологическую безопасность своих граждан, а также обеспечивает сочетание экологических и экономических интересов общества.

Вместе с тем, достижение данных целей трудновыполнимо, так как сами интересы граждан и государства имеют диалектическое противоречее, например, экологический интерес заключается в сохранение природы, ископаемых и соответственно полезных природных ресурсов, с другой стороны возникает экономический интерес – изьять ресурсы (лес, газ, нефть, иные полезные ископаемые и ресурсы) с целью вовлечения их в хозяйственный оборот и извлечения прибыли. И опять же, с одной стороны человек бессознательно использует природные ресурсы нарушая экологическую обстановку и загрязняя окружающую среду, с другой стороны – осознанно подходить к проблеме сохранения природы и экологической безопасности.

Таким образом, необходимость внутренних функций обусловлена и происходящим научно-техническим прогрессом, последствия которого очень пагубно влияют на окружающую среду и самого человека. Кроме того, Россия, обладая огромными природными ресурсами, пока не имеет достаточного опыта, чтобы грамотно эти ресурсы использовать, что является одной из основных проблем, касающихся экологической функции.

2.2 Внешние функции Российского государства

В настоящее время к числу наиболее важных внешних функций российского государства относится осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений; заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества; обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет; определение статуса государственной границы и ее защита.

Внешние функции государства содержат в себе интересные и не менее важные задачи, такие как:

1) Функция обороны – вооруженные силы России служат для вооруженной защиты территориальной целостности государства, отражения возможной агрессии. Реализуется данная функция посредством выполнения ряда мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных), обеспечивающих военную безопасность государства. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, идеологическими, дипломатическими, военными и иными средствами.