Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что наиболее общими критериями разделения функций на виды являются:

• особенности объекта государственного воздействия, своеобразия тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности;

• специфика содержания каждой функции, т.е. однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

Говоря о классификации функций государства, стоит отметить, что в соответствии с основными важнейшими сферами социальной жизнедеятельности выделяют экономическую, политическую, идеологическую, информационно-коммуникативную и полицейскую функции государства[11].

Безусловно, в юридической литературе существует и иные классификации функций государства. Так, в зависимости от принципа разделения властей в правовом государстве выделяются в качестве основных функций государства законодательная, исполнительная и судебная функция[12].

С функциональной точки зрения все функции государства Т.Н.Радько дифференцирует на внешние и внутренние[13].

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач, которые характеризуют его внутреннюю политику. Стоит отметить, что по характеру государственного воздействия на общественные отношения внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.

К внутренним функциям государства можно отнести образовательную, экономическую, культурно-воспитательную, социальную и иные.

Образовательная функция направлена на предоставление гражданам возможности получения научных знаний и овладения профессиями.

Экономическая - выражается в регулировании существующих в стране товарно-денежных отношений, в обеспечении финансовой стабильности.

Культурно-воспитательная - заключается в создании условий для удовлетворения потребностей людей в сфере духовного развития.

Социальная функция выражается в поддержке незащищенных групп населения, обеспечении нуждающихся жильем, работой, предоставлении бесплатного образования и медицины и т.д.

Что касается внешних функций то, ни для кого не секрет, что в настоящее время происходит повышение темпов разрыва в уровне жизни и военно-экономической мощи между государствами, что содействует обострению борьбы за сферы влияния, глобальное и региональное доминирование, природные ресурсы и способствует проявлению новых угроз военной безопасности для мирового сообщества и отдельных государств.


С учетом сказанного в настоящее время возрастает значимость внешних функций государства

Стоит отметить, что под ними понимается основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с другими странами.

На сегодняшний день в наиболее общем виде к внешним функциям государства относятся следующие функции Российского государства: обороны страны; обеспечения мира; интеграции в мировую экономику; сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ.

Думается, что деление функций государства на внутренние и внешние является научно обоснованным и позволяет выявить связь функций любого государства, а также проследить за тем, как изменяются их объем и содержание, значимость и количество с появлением новых целей и задач государства.

Обобщая все вышеизложенное следует отметить, что в условиях современной действительности не может быть более важных и менее важных функций государства, поскольку каждая из них по-своему необходима и выступает жизненно важной.

1.3 Взаимосвязь функций государства и его сущности

Прежде всего, необходимо отметить, что саму природу и сущность государства можно рассматривать в двух значениях, поскольку под природой можно понимать «во-первых, внутренний базовый механизм саморазвертывания какого-либо явления, во-вторых, источник его появления и генезиса»[14].

С точки зрения происхождения государство обладает, прежде всего, социальной природой, поскольку изначально государство возникает как общественный институт призванный организовать социальные связи и жизни общества в целом. В этом смысле государство устанавливает, обеспечивает и сохраняет определенный правопорядок в обществе и социальные статусы.

Обратим внимание на то, что в течение всей истории развития философских и юридических взглядов на природу и сущность государства сформировалось несколько теорий, которые одновременно объясняют и сущность государства и особенности его возникновения. В этой связи для исследования предмета настоящей работы обратимся к известным теориям возникновения и развития государства:


1. Теологическая теория объясняет возникновение государства в результате акта творения высшего существа. Следовательно, сущность государства заключается в его реализации посредством божественной воли.

2. Патриархальная (основателем выступил английский философ Р.Филмер) теория объясняет процесс возникновения государства в результате соединения разрозненных племен и родов. С этой точки зрения государство представляет собой некий союз общин, коллективов, а государственная власть представляется опекунской патриархальной властью, которая осуществляется во благо всех соединившихся родов.

3. Теория общественного договора (сформировалась в ХVII-ХVIII вв. трудами таких известных мыслителей, как Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо) исходит их того, что государство является продуктом своеобразного договора, который заключили между собой носители государственной власти (прежде всего, монарх, суверен) и народ (подданные), иными словами государство имеет договорную природу.

4. В ХIХ в. достаточно популярной была теории насилия (К. Каутский,

Л. Гумплович), согласно которой государство – есть результат насилия одной группы людей над другой, оформленный результат этой борьбы. Соответственно, сущность государства заключается в организации господства победителей над побежденными. Указанная концепция полностью вписывается в модную в то время теорию социального дарвинизма.

5. Экономическая теория (Платон, Сен-Симон) представляется уже более современной. В рамках данной теории государство представляется как закономерный результат длительного исторического процесса развития и преобразования экономических отношений. На практике данная теория проявляет себя в том, что коренные изменения в организации труда приводят к появлению государства, а в последующем развитие производства и экономических отношений самым прямым образом сказывается на форме и содержании самого государства[15].

6. Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) долгое время была наиболее близка большинству отечественных правоведов. Во многом она схожа с обозначенной выше, поскольку объясняет возникновение государства разделением труда, появлением частной собственности. Однако по классовой теории указанные процессы приводят к неизбежному расколу общества: появляются богатые и бедные, властные и подвластные. В результате государство представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса.


Несмотря на то, что обозначенные теории являются достаточно разными по сути, они все (кроме теологической) сводятся к одному и тому же обстоятельству – государство тесно связано с обществом, возникает и развивается именно под влиянием тех или иных социальных процессов и преобразований.

Таким образом, можно согласиться с тезисом о том, что «государство генетически обусловлено историческим развитием человеческого общества, функционально обеспечивает его целостность и защищает интересы определенного социального слоя или класса и структурно закрепляет формы и способы функционирования политической власти, специфику аппарата управления». В этой связи, совершенно очевидно, что «растущий уровень коррупции, сращивание уголовного элемента с органами власти различных уровней, судебными и правоохранительными органами вызывают обоснованный протест у общества и часто вызывают у граждан неверие в способность государственных институтов в одиночку обеспечить защиту их конституционных прав»[16].

Постижение и исследование сущности современного государства – одна из ключевых задач науки теории государства и права. Как правило, в доктрине под сущностью понимают совокупность самых важных, глубинных и устойчивых свойств объекта, которые в итоге и позволяют его постичь. Познать сущность государства означает выявить его базисные и определяющие связи и закономерности, позволяющие судить о его назначении и социальной ценности.

Поставленная задача является очень сложной, в связи с чем неудивительно, что она до сих пор не разрешена, а проблемы сущности государства в науке теории государства и права представляются дискуссионными[17].

В поисках базисных и определяющих связей и закономерностей государства обратимся к определению, предложенному К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые считали, что государство – это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»[18].

Как раз государство исследуется с его механической, деятельностной стороны. Функциональный подход, прежде всего, помогает глубже освоить само определение понятия государства, увидеть важное историческое предназначение, а также роль социальной жизни граждан; далее, дает возможность по-научному очертить сущность деятельности государства, а также его устройство в конкретной исторической обстановке; в-третьих, служит целям усовершенствования организационной структуры всего государства для высококачественного осуществления государственного руководства.


В юридической литературе мы можем насчитать около двух десятков формулировок функций государства. В работах значительного количества правоведов государственных функций рассматриваются основные положения его деятельности, отображающие его сущность, а также социальное предназначение. Подобные точки зрения излагают Перевалов В.Д., Куковский А.А. При определении функции ими используются также определенные категории, например: цели, задачи, управление, влияние, а также отождествляются функции государства относительно его деятельности.

В ряде работ, к примеру Добрыниной Н.М., функции государства рассматриваются как содержание деятельности государства во внутренней и внешней сферах, как отношение политически господствующего класса к остальным классам и политическим группам[19].

Морозова Л.А. указывает в своей наиболее известной статье «Функции Российского государства на современном этапе» истолкование функций как маршрута его деятельности, а также механизма государственного воздействия на общественные процессы[20].

В свою очередь, Матузов Н.И. формулирует следующую характеристику термина функций государства. Функции государства показывают, какими должны быть действия государства для завоевания и осуществления поставленных целей, а также задач, которые поставлены перед ним определенным историческим промежутком времени. Однако функции государства в виде основных направлений его деятельности вовсе не следует относить к ней. Не следует их сравнивать с целями, а также задачами, которые стоят перед государством. Функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма[21].

Таким образом, современная наука юриспруденции предлагает следующую трактовку государственных функций: они представляют собой направление внутренней, а также внешней деятельности государства, а также механизм государственного влияния на социальную жизнедеятельность. Данную трактовку можно относить к правильной, поскольку, выполняя определенную деятельность в каких-либо сферах жизни социума, государство одновременно с помощью проводимого реформирования, а также различных преобразований, правового урегулирования общественных отношений, влияет на состояние социальных процессов.

Все это изложение взаимосвязи между содержательными, а также формальными свойствами государства, его задачами понадобилось для демонстрации того, что этот опыт действительно позволяет теории государства право утверждать: с развитием государства меняется одновременно и деятельная область государства, это функционирование наполняется новым смыслом, возникают новые конструкции государства, иные методы и способы, которые обеспечивают государственное функционирование.