Файл: Организация индивидуальной работы с младшими школьниками».pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия
1.2.Психологические особенности в реализации индивидуального воспитания
1.3.Возрастные особенности в использовании индивидуального подхода
ГЛАВА II. МЕТОДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1.Критерии индивидуального подхода к ученикам
2.2.Организация индивидуальной работы учителя с детьми
Одарённых детей следует отличать от ребят имеющих отличные отметки, отличников от простого[23]
Отличники – это дети с хорошей организацией своего труда, умеющих планировать своё время так, чтобы его хватало на выполнение всех заданий. Благодаря этим качествам они добиваются высоких результатов в школе, успешно адаптируются к жизни в университете и на работе.
Наличие отличных отметок не является показателем одарённости ребенка. Чаще всего у отличников внешняя мотивация – получение отличных оценок обеспечивает наличие похвалы от окружающих, не зависимо интересный материал или нет, нужен им он или останется пассивным багажом. Одарённые же дети имеют внутреннюю мотивацию – они готовы заниматься круглые сутки тем, что им интересно, не интересная с их точки зрения деятельность не вызывает у них энтузиазма и они легко переключаются на другое более интересное занятие. Тут можно привести в пример А.С. Пушкина, которому математика не давалась вообще и мир бы не получил гениального поэта и писателя, если бы ему не позволяли заниматься любимым делом – писать стихи.
Для определения одарённого ребёнка рекомендуется применение специальных методик: карта одарённости Д. Хаана и М. Каафа; тест креативности Э.П. Торренса; тест интеллектуального потенциала П. Ржичана; тесты по видам одарённости Д.В. Ушакова, М.А. Холодной и другие. Методики дают возможность педагогу на ранней стадии выявить одарённых детей и создать условия для её развития.
Педагогам для работы с одарёнными детьми нужна специальная подготовка, так как неподготовленные учителя зачастую неспособны выявить такого ребёнка, оказать ему поддержку и помочь раскрыть его потенциала. Учитель, используя возможности самообразования должен повышать свою компетентность в работе с одарёнными детьми, так как она требует совершенно иного подхода, как содержанию учебного материала, так и к принципам и методам работы.
Перечислим некоторые из принципов работы с одарёнными детьми, предложенные отечественными педагогами и психологами:
-наличие максимального разнообразия предоставленных возможностей, развивающих личность;
-гибкий и вариативный учебный процесс;
-внеурочная деятельность;
-использование индивидуализации и дифференциации в обучении;
-работа по поддержке и развитию самостоятельности;
-совместная деятельность обучающихся при этом минимальное участие педагога[24].
Введение Профессионального стандарта учителя начальных классов определяет личностные качества учителя, необходимые для осуществления им профессиональной деятельности – это проявление готовности к обучению всех детей без исключения, знание психологических и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и организации учебного процесса с их учётом.
Организация работы с одарёнными детьми зачастую сводится к их подготовке к участию в предметных олимпиадах, что не развивает их индивидуальные способности, не создаёт условия для формирования практических навыков, необходимых для социализации и интеграции ф дальнейшем. В основном этому мешает то, что многие учителя до сих пор воспринимают учеников как объект образовательной деятельности[25].
Одарённые дети, живущие в городе, имеют возможность посещать секции, кружки, чего лишены дети из глубинки и только школа и учитель могут поддержать ребёнка, помочь развить его талант.
Только такой педагог способен раскрыть потенциал ребенка и не зарыть его талант в землю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход образование на личностно – ориентированное направление определяет необходимость организации индивидуальной работы со школьниками, особенно с младшими, так как данный возраст наиболее подвержен изменению в поведении и обучении.
Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, иметь представление об их индивидуальных, своеобразных чертах. Чем лучше разбирается педагог в индивидуальных особенностях школьников, тем эффективнее может быть проведена организация учебно-воспитательного процесса, применение воспитательных мер, соответствующих индивидуальности воспитанников.
Особое значение в индивидуальной работе со школьниками имеют три момента:
1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости ребенка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;
2) учителю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию.
3) нередко хорошие результаты дает, открыто выражаемое доверие к нравственным силам школьников. Они очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не доверял! Впрочем, подозрительные дети иногда с трудом верят в то, что им действительно доверяют, что это доверие искренно. Они относятся к оказанному доверию настороженно, как к очередной попытке воздействовать на них, к очередному воспитательному приёму. А если у них уже сложилась установка противодействовать всякому воспитанию, то и доверие подвергается той же участи.
Существует три условия, при которых ставка на доверие оказывается оправданной:
-первое условие: как уже отмечалось, — доверие должно быть естественно и непринуждённо, а не создано искусственно. Ребенку необходимо поверить, что учитель действительно доверяет ему, оправдать это доверие;
-второе условие: наличие у учителя уверенности в том, что время не упущено, что проявление дурных черт у школьника не имеют постоянный характер, не заглушили здоровые нравственные тенденции;
-третье условие: учитель, должен на протяжении всего процесса быть рядом со школьников, чтобы во время оказать ему помощь, мотивировать на получение положительного результата.
Рассматривая индивидуальную работу с одарёнными детьми, мы определили несколько признаков одарённого ребёнка:
-любопытный, является активным исследователем окружающего мира и нарушает всякие ограничения своих исследований;
- способен длительное время концентрироваться на одном деле;
-опережает сверстников в развитии;
-наличие большого и богатого словарного запаса, активного словаря,
-высокий уровень речевого развития;
-справедлив, случаи несправедливости вызывают бурное проявление эмоций;
- отличает невербальное проявление чувств и эмоций;
-работает не только сам, но привлекает к работе окружающих;
- дружит с людьми гораздо старше себя, с теми, у кого можно поучиться;
-меньше времени тратит на сон, так как индивидуальные особенности организма дают ему возможность восстановиться;
- отлично успевает по всем предметам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверин, В. А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Конспект лекций / Аверин В. А. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 63 с
- Айрумян, Г. С. Педагогическая работа с одаренными детьми / Г.С.Айрумян, Д. С. Галанина // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 674-677.
- Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / . – М.: Директ-Медиа, 2008. – 209 с.
- Березовская, Л. Д. В. А. Сухомлинский об индивидуальном подходе к ученикам с пониженной способностью к обучению в контексте нынешнего понимания толерантности / Л.Д.Березовская // АНИ: педагогика и психология. 2014. №2 (7).
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Серия: Новая университетская библиотека / И.А. Зимняя. Издательство: Логос, 2009 г.
- Индивидуальное и коллективное в педагогике А.С. Макаренко: материалы VI Всероссийских Макаренковских чтений, Красноярск, 17–18 марта 2016 г. / отв. ред. М.В. Минова – Красноярск, 2017. – 144 с.
- Квимсадзе, Е. Е. Работа с одаренными детьми в образовательном учреждении / Е. Е. Квимсадзе, Ю.А. Кошманова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2012. №2 (19).
- Киндря Н. А. Принцип индивидуализации в отечественной методике / Н.А. Киндря // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 810-813.
- Козлова Н. Ю. Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. №341. -С.174-177.
- Красовицкая Т. Ю. Идеи Н. К. Крупской и их роль в истории большевистского эксперимента / Т.Ю.Красовицкая // Новый исторический вестник. 2002. №6.
- Кривошеина Н.П. Особенности психофизиологического развития и адаптации детей с учетом гендерных особенностей на этапе подготовки к школе и начала обучения / Н.П. Кривошеина, А.И. Федоров, Э.М. Казин, И.А Свиридова, Н.Н Кошко, М.С. Коломеец // Вестник КемГУ. 2017. №2 (70).
- Кучманова Е. Г. Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода [Текст] / Е. Г. Кучманова, М. В. Ряполова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 10-13.
- Лутошкина В. Н. Модель организации работы учителя начальных классов с индивидуальными траекториями развития младших школьников / В. В. Коренева, В. Н.Лутошкина // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin).- 2018. - 3 (192).- С.39-44
- Макарова О. И. Инновационные подходы к обучению одаренных детей в начальной школе [Текст] / О.И.Макарова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 104-104.
- Макеева С. А. Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного возраста / С.А. Макеева, А.А. Макеева // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 649-651.
- Овсянникова, Е. А. Одаренные дети: (из опыта работы) / Е.А.Овсяннникова // Завуч. 2004. № 7. С. 21.
- Савченко Т. А. Модель взаимодействия семьи и школы в воспитании и социализации детей в наследии Я. А. Коменского / Т.А.Савченко // Сибирский педагогический журнал. 2009. №4.
- Симонова Т.Р. Идеи Е. Н. Водовозовой в современном воспитательном процессе [Текст] / Т. Р. Симонова // Начальная школа плюс до и после : ежемес. науч.-метод. и психол.-пед. журн. - 2010. - № 6. - C. 52-54.
- Тютенкова А. В. Реализация индивидуального подхода в современной системе дополнительного образования в контексте учения К.Д. Ушинского / А.В. Тютенкова.- Адрес ссылки https://clck.ru/KgVa7 , (дата доступа 02.12.2019)
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Унт. - М.: Педагогика. 2010.- 237с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.
- Чернецов П. И. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе семейного воспитания / П.И. Чернецов // Вестник ЧелГУ. 2009. №14.
- Юдина, Л. Г. Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса / Л. Г. Юдина // Воспитание школьников.- 2010г.- № 2 - С.27-33
-
Красовицкая Т. Ю. Идеи Н. К. Крупской и их роль в истории большевистского эксперимента / Т.Ю.Красовицкая // Новый исторический вестник. 2002. №6. ↑
-
Индивидуальное и коллективное в педагогике А.С. Макаренко: материалы VI Всероссийских Макаренковских чтений, Красноярск, 17–18 марта 2016 г. / отв. ред. М.В. Минова – Красноярск, 2017. – 144 с. ↑
-
Киндря Н. А. Принцип индивидуализации в отечественной методике / Н.А. Киндря // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 810-813 ↑
-
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с. ↑
-
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Унт. - М.: Педагогика. 2010.- 237с. ↑
-
Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г.Ананьев . – М.: Директ-Медиа, 2008. – 209 с. ↑
-
Кучманова Е. Г. Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода [Текст] / Е. Г. Кучманова, М. В. Ряполова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 10-13. ↑
-
Чернецов П. И. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе семейного воспитания / П.И. Чернецов // Вестник ЧелГУ. 2009. №14. ↑
-
Аверин, В. А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Конспект лекций / Аверин В. А. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 63 с ↑
-
Аверин, В. А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Конспект лекций / Аверин В. А. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 63 с ↑
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Серия: Новая университетская библиотека / И.А. Зимняя. Издательство: Логос, 2009 г. ↑
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Серия: Новая университетская библиотека / И.А. Зимняя. Издательство: Логос, 2009 г. ↑
-
Кривошеина Н.П. Особенности психофизиологического развития и адаптации детей с учетом гендерных особенностей на этапе подготовки к школе и начала обучения / Н.П. Кривошеина, А.И. Федоров, Э.М. Казин, И.А Свиридова, Н.Н Кошко, М.С. Коломеец // Вестник КемГУ. 2017. №2 (70). ↑
-
Чернецов П. И. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе семейного воспитания / П.И. Чернецов // Вестник ЧелГУ. 2009. №14. ↑
-
Кучманова, Е. Г. Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода [Текст] / Е. Г. Кучманова, М. В. Ряполова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 10-13. ↑
-
Савченко Т. А. Модель взаимодействия семьи и школы в воспитании и социализации детей в наследии Я. А. Коменского / Т.А.Савченко // Сибирский педагогический журнал. 2009. №4. ↑
-
Тютенкова А. В. Реализация индивидуального подхода в современной системе дополнительного образования в контексте учения К.Д. Ушинского / А.В. Тютенкова.- Адрес ссылки https://clck.ru/KgVa7 , (дата доступа 02.12.2019) ↑
-
Чернецов П. И. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе семейного воспитания / П.И. Чернецов // Вестник ЧелГУ. 2009. №14. ↑
-
Овсянникова, Е. А. Одаренные дети: (из опыта работы) / Е.А.Овсяннникова // Завуч. 2004. № 7. С. 21 ↑
-
Макеева С. А. Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного возраста / С.А. Макеева, А.А. Макеева // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 649-651. ↑
-
.Макарова О. И. Инновационные подходы к обучению одаренных детей в начальной школе [Текст] / О.И.Макарова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 104-104. ↑
-
Квимсадзе, Е. Е. Работа с одаренными детьми в образовательном учреждении / Е. Е. Квимсадзе, Ю.А. Кошманова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2012. №2 (19). ↑
-
.Квимсадзе, Е. Е. Работа с одаренными детьми в образовательном учреждении / Е. Е. Квимсадзе, Ю.А. Кошманова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2012. №2 (19). ↑
-
Овсянникова, Е. А. Одаренные дети: (из опыта работы) / Е.А.Овсяннникова // Завуч. 2004. № 7. С. 21. ↑
-
Козлова Н. Ю. Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. №341. -С.174-177. ↑