Файл: Организация индивидуальной работы с младшими школьниками».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Развитию человека свойственно наличие общих для человечества черт и особенностей и уникальных, свойственных только ему. Как нельзя найти двух одинаковых цветов, так нельзя найти двух одинаковых людей, даже близнецы, при всей схожести, обладают индивидуальными особенностями.

Индивидуальность выражается в ощущениях, восприятии, мышлении, памяти, воображении, особенности интересов, склонности, способности, темпераменте, чертах характера личности. Все эти особенности формируют индивидуальные возможности организма реагировать на внешние раздражители, получать, перерабатывать, сохранять и воспроизводить полученную информацию. Индивидуальные особенности развития мышления, памяти оказывают значительное влияние на успешность школьного обучения. Изменение в целях учебно – воспитательной работы ориентирует учителя на переход к личностно-ориентированному обучению, т.е. построения индивидуального маршрута развития каждого школьника.

В условиях современного обучения это сделать достаточно сложно, так как в условиях классно – урочной системы создать условия для индивидуального обучения каждого можно только с использованием дифференцированного подхода.

Таким образом, учитель решает проблему оказания помощи каждому ребенку, с тем, чтобы сформировать не только учебные навыки и умения, но и создать условия для личностного роста и развития.

Организация работы по обучению и воспитанию должна максимально учитывать индивидуальные черты развития каждого школьника

Индивидуализация в последнее время становится все более актуальной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал.

Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.

Цель работы – рассмотреть специфику индивидуального подхода в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – процесс организации учебно – воспитательной работы в начальной школе.

Объект исследование – индивидуальная работа с обучающимися начальной школы.


Задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучение аспектов индивидуального подхода в обучении младших школьников.

2. Определить критерии индивидуального подхода к ученикам.

3. Рассмотреть условия организации индивидуальной работы учителя с детьми.

4. Рассмотреть особенности организации работы с одарёнными детьми.

Методы: анализ психолого – педагогической литературы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия

Критически используя наследие дореволюционной педагогики, Н.К. Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. Воспитание, - писала она, - направлено на то, чтобы у каждого ребенка развивать все его способности, поднимать его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность.

Воспитание личности, указывала Н.К. Крупская, развивала принципиально новое направление в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращала внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности.

Намечая пути изучения индивидуальности ребенка, Н.К. Крупская указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков, лепки, построек из строительного материала.

В работах Н.К. Крупская раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир[1].


А.С. Макаренко индивидуальный подход к ребёнку считал важным принципом педагогической работы с детьми. По его мнению, общая программа воспитания личности составляется на основе индивидуальных особенностей ребенка. Между общими и особенными чертами в характере всегда существует тесная связь и взаимозависимость[2].

Для организации индивидуального подхода в воспитании и образовании необходимо знание особенностей психического развития каждого ребёнка. Исследования психологов А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина и других по проблеме индивидуального подхода в формировании личности. Под личностью понимают наличие у индивида индивидуальности, то есть неповторимого сочетания физических и психологических особенностей, которые присущи только ему и отличают его от всех людей; чёткая гражданская позиция, наличие собственных взглядов на ситуацию, событие, факты, действительность; наличие богатого духовного мира, прогрессивных взглядов, возможность своим трудом и деятельностью повлиять на окружение[3].

При организации индивидуальной работы следует принимать во внимание и особенность развития у школьника высшей нервной деятельности человека: особенности темперамента, уже сформированных поведенческих характеристик. Ведь в школу ребёнок приходит уже с неким багажом, который во многом определяет его особенность его познавательной активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

. Великий русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[4].

Индивидуализация понимается рядом авторов как практическая организация педагогического процесса, с учетом принципов индивидуализации, строящихся на индивидуальном подходе как дидактическом принципе в процессе обучения.

Во втором десятилетии прошлого века на фоне духовной депрессии, вызванной первой мировой войной, в Европе получила широкое распространение индивидуальная психология, в основе которой лежит идея компенсации т.е. преодоления биологической слабости человеческого существа. Данное направление в психологии оказало сильное влияние на западную педагогику, социологию и психологию[5].


Таким образом, изучение индивидуальных особенностей учащихся и проблемы их учета в процессе образования уходят в глубокое прошлое. И, пожалуй, самый идеальный вариант учета индивидуальных особенностей существовал в бытность индивидуального обучения, домашнего воспитания. В это время педагог, работая с очень небольшим количеством учеников, мог строить процесс обучения, направленный на развитие конкретных качеств личности, выработки у нее определенных умений и навыков. С распространением массового обучения (при работе с десятками учеников) учесть особенности каждого стало практически невозможно. Учитель был поставлен в сложную ситуацию, когда, работая с большими группами учеников, он должен был добиваться высокого уровня обучения каждого ученика.

1.2.Психологические особенности в реализации индивидуального воспитания

Планировать учебно – воспитательную работу, каждый урок учителю необходимо с учетом таких особенностей учеников класса как темперамент, особенности освоения нового материала, особенности памяти, мышления и других психических параметров, для этого требуется составить психологическую карту класса, куда внести все особенности развития обучающихся, оказывающих влияния на уровень познавательных способностей[6].

На освоение материала, уровень познавательных способностей оказывает влияние такая психологическая черта, как темперамент. Рассмотрим некоторые особенности детей с различным темпераментом.

Для холерика характерна быстрая, страстная, со сбивчивой интонацией речь, сильно подвижная выразительная мимика, порывистость жестов, вспыльчивость, суетливость, нетерпеливость. Школьнику – холерику очень сложно продолжительное время сохранять статичность, он постоянно находится в движении, часто вскакивает во время урока, если считает, что учитель «его не видит, поэтому не спрашивает». Если задание интересное, то оно полностью поглощает внимание ученика, он полностью на ней сконцентрирован. После выполнения и достижения результата обычно проявляется упадок сил и для нервной системы требуется определённый отдых, эмоциональная подпитка. Дети – холерики не в состоянии выполнять одновременно несколько заданий. Большое количество заданий вызывает некий ступор и ребёнок, берясь с энтузиазмом за каждое, в итоге не доводит ни одно до конца, что может привести к депрессии и потере интереса вообще к предмету. Большое значение имеет и ситуация успеха в работе, так как неуспех мотивирует потерю интереса к выполнению работы.


Школьник – сангвиник всегда в хорошем настроении. Для него характерно наличие громкой, быстрой, отчетливой (в отличие от холерика), речи, выразительные жесты и мимика. Веселый, энергичный, деловитый вносит некоторый сумбур в дисциплину на уроке. За партой сидит непринуждённо, не испытывает проблем в освоении нового материала, задания выполняет быстро, часто неряшливо от желания быстрее закончить, так как заниматься продолжительное время одним и тем же вызывает у него скуку. Для того чтобы развлечь себя начинает заниматься посторонними делами: играет с карандашом или ручкой, рисует, часто на полях тетради и т.п. Если учитель пытается прекратить, то прячет, продолжая играть уже с учителем. В первом классе такие ребята часто приносят мелкие игрушки, доставая их во время паузы в работе на уроке. На уроке требует постоянного внимания учителя, для поддержания познавательного интереса необходимо наличие дополнительного материала, соответствующего уровню развития ребёнка[7].

Ребёнок флегматик выглядит внешне спокойным. Его речь почти всегда спокойная, равномерная, с остановками, отсутствуют выраженные эмоции, жестикуляция, мимика. В классе на уроке флегматик спокойный, рассудительный, молчаливый, медлительный. Он не в состоянии сразу сформулировать ответ на вопрос, тем более, если не ожидал его, поэтому требуется время. Ответы почти всегда полные, с пояснением, начинает путаться, если учитель вмешался и нарушил логику построения ответа. На уроке спокойный, непринуждённый, не отвлекается на посторонние раздражители, долго не может вернуться в рабочее русло, если чем-то отвлёкся. После окончания урока не стремится первым выскочить из класса на перемену. Отсутствие умения выплёскивать эмоции сказывается на внутреннем состоянии: тяжело переживает неудачи, прилагает большие усилия для освоения материала, поэтому быстро устаёт, требуется помощь педагога в переключении с одного задания на другое.

У меланхолика слабая нервная система, неритмичная речь, часто на вопрос учителя отвечает шёпотом. Дети меланхолики стеснительные, застенчивые, малоактивные, необщительные, для них нахождение в классном коллективе уже сам по себе стресс. Часто долго не может приступить к выполнению задания, так как боится допустить ошибку. Каждая неудача сопровождается унынием, плачем, плохим сном, меланхолику трудно объяснить, в чём причина его плохого настроения, так как всё и все вызывают в нём раздражение. После урока обычно сидит один, не реагирует или реагирует неадекватно на желание ребят общаться. Дети со временем перестают с ним общаться, часто жалуется учителю или ябедничает на других. Учителю необходимо во время оказать необходимую помощь обучающемуся, научить его преодолевать неудачи без слёз и истерик[8].