Файл: Организация индивидуальной работы с младшими школьниками».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме особенностей темперамента педагогу необходимо учитывать направленность внутренней энергии ребёнка и особенности поведения.

Всех людей, с учётом психологических особенностей, делят на три типа личностей: амбиверт, экстраверт, интроверт. Каждому типу свойственно своё поведение, в том числе и на уроке.

Для ребёнка - интроверта не свойственно желание бурного и активного общения, повышенная активность, они комфортно проводят время с самим собой, не торопятся делиться своими проблемами или открыто выражать чувства. Обладая творческой натурой, не стремятся быть участниками общественных процессов, предпочитая быть наблюдателем. Интроверты предпочитают комфортные привычные условия, им некомфортно в необычной для себя ситуации. Но если ситуация продолжительна по времени, то осваиваются, накапливают опыт общения, чувствуют себя уверенными, способными решать задачи.

При устном ответе часто пользуются планами, опорными словами, чтобы не сбиваться и выдерживать логику ответа.

Учителю следует знать, что ребёнок – интроверт на уроке ведёт себя сдержанно, не будет выкрикивать ответ, а спокойно поднимет уроку в ожидании, что его спросят. Детям с такой особенностью психического развития трудно отвечать у доски, выступать перед незнакомой аудиторией, с трудом проходит период адаптации, они не способны к коммуникации, особенно на начальном периоде. Необходимо при планировании урока и всей учебно – воспитательной работы обратить внимание на формирование коммуникативных ууд.

Экстраверты – это дети, которые всегда находятся в центре событий, часто являясь организаторами происшествий и их активными участниками. Эмоциональность экстравертов проявляется в возможности наговорить лишнего, обидеть человека словами, дружеский настрой и отличная коммуникация позволяет быстро налаживать контакт, поскольку это их врождённое качество.

Их активность и энергичность проявляется в желании принимать участие во всех мероприятиях, без оценки своих реальных возможностей.

Экстравертам, особенно холерикам, трудно выполнять письменные задания, стараются их избегать, часто не выполняют их до конца, не используют черновики. Экстраверты испытывают потребность в постоянном наличие новых учебно-речевых ситуаций, разыгрывании новых ролей, выполнении новых заданий, иначе идёт снижение познавательной активности. Предпочитают отвечать, не вставая из-за парты или выкрикивая с места, чем нарушают порядок на уроке, мешают другим ученикам.


Амбиверт – это люди, которые сочетают в себе черты обоих типов личности. Особенности их реагирования зависит от ситуации, в которых они оказываются. Такой ученик комфортно чувствует себя в шумных веселых компаниях, и в то же время осторожен при выборе друзей, имеет собственное мнение и поступает в соответствии со своими принципами. Такой ученик понимает ценность знаний, старается выполнять все задания в соответствии с требованиями и инструкцией учителя. Он легко налаживает контакт, не теряется даже в новой обстановке, часто становится лидером в классе. Гибкое поведение сочетается с умением отстаивать свою позицию. Адаптация к школьному обучению проходит легко[9].

В школу приходят дети с разной самооценкой: низкой, завышенной, адекватной.

Школьники, имеющие низкую самооценку, часто не могут сфокусировать взгляд на собеседнике, смотрят снизу вверх, стараясь показать, что они подчиняются собеседнику. Их выдаёт наличие неритмичных движений, при ответе переминаются с ноги на ногу, носки повернуты внутрь.

Учащиеся с завышенной самооценкой с усмешкой и снисходительностью относятся к одноклассникам, всегда уверены в своей правоте. Наличие ошибок вызывает у них неадекватную реакцию, в них они винят не себя, а окружающих. Для них присуща расслабленная осадка за партой, высоко поднятая голова, оценивающий, прищуренный взгляд. При ответе смотрят в глаза собеседнику или учителю, всегда уверенные в себе.

Дети с адекватной оценкой, правильно оценивают свои познавательные возможности и способности. В начальной школе таких ребят встречается очень редко, так как младшие школьники ещё не в состоянии оценивать свои знания.

На формирование самооценки оказывают большое влияние особенности семейного воспитания, поэтому учитель начальных классов должен их знать и учитывать в организации учебно – воспитательной работы.[10].

Как показывает практика, у детей редко встречаются в чистом виде те или иные характеристики, поэтому определяя психологические особенности детей класса важно не принимать отдельные проявления поведения за особенности характера, а направлять энергию детей в позитивное русло, развивать положительные личностные качества, используя особенности темперамента, поведения.


1.3.Возрастные особенности в использовании индивидуального подхода

Рассмотрим возрастные особенности детей младшего школьного возраста, чтобы сделать вывод об особенностях индивидуального подхода.

Физические особенности

1. Дети младшего школьного возраста подвижные, энергичные. Отличаются неравномерным ростом, мальчики чаще ниже, чем девочки, часто встречаются дети с недостаточным или, наоборот, с избыточным весом. Любят физические упражнения, часто демонстрируют свою силу, любят подвижные игры, но особенности развития сердца, его несоответствие пропорциям тела требует внимательного отношения к состоянию, избегания перегрузок.

2. Произвольное внимание ещё не сформировано, поэтому привлекает всё интересное, легко отвлекается на уроках, если материал скучен или неинтересен.

3. Прислушивается к речи взрослого, но быстро устаёт от монотонной или излишне экспрессивной речи, уходя в свои переживания.

Интеллектуальные

1. Для младшего школьника важно только настоящее, что объясняется ограниченным пониманием времени, пространства и числа.

2.Слова учителя, ровесников, взрослых воспринимает буквально, В начале обучения сложно понимает абстрактные слова и понятия, постепенно в процессе обучения приходит осознание значения.

3. Младшего школьника отличает желание знать всё и обо всём, много задаёт учителю вопросов при изучении процессов, явлений и предметов окружающего мира. Ждёт подтверждения от взрослого своих предположений.

4. У младших школьников, не имеющих проблем в интеллектуальном развитии, не возникает сложностей в запоминании фактов, сведений, стихов, особенно значимых для себя и замотивированных, например, получением отличной отметки[11].

Эмоциональные

1. Велик авторитет взрослого, легко меняет своё мнение и оценку события под влиянием взрослого.

2. Достаточно хорошо оценивает и предвидит реакцию взрослого. Действует и поступает так, как позволяет ситуация и окружающие.

3. Требуется внимание, любовь и опека взрослого. Очень привязан к родителям. При недостатке внимания от них, привязывается эмоционально к учителю.

4. С удовольствием оказывает необходимую помощь, заботится о слабых, животных и т.п.

Социальные

1.Детей этого возраста отличает дружелюбие, им доставляет удовольствие групповая деятельность, совместные игры.

2. Дети младших классов выбирает среди окружающих героя, похлжего на книжного кумира, желает ему понравиться поведением и поступками. В начальной школе сильное проявление гендерных признаков, так как чаще всего девочки считают мальчиков «слишком шумными и буйными», а мальчики девочек «слишком глупыми».


3. Детей младших классов увлекают компьютерные игры, что не плохо влияет на их развитие.

Итак, рассмотрев возрастные особенности развития младших школьников, отметим важные моменты в организации индивидуальной работы:

1) общение с детьми должно быть тёплым, сердечным, доброжелательным. Озлобленность, подозрительность, недоверчивость ребенка надо должна быть уравновешена добротой, душевной теплотой и мягкостью педагога;

2) учителю необходимо в своей работе опираться на положительные качества, которыми обладает каждый ребёнок, чтобы формировать у него желание измениться, настроить на проведение необходимой работы для закрепления умений и навыков.

3) для получения хороших результатов ребёнку надо доверять, верить в его нравственные силы, способность совершать хорошие поступки.

4) школьник должен быть уверен, что учитель всегда сможет правильно разобраться в любой ситуации, не делать скоропалительных выводов, быть искренним в своих чувствах и т.п.[12].

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Известно, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств – в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее воспитание, чем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочно подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к дисциплине, труду, поведению в обществе.

ГЛАВА II. МЕТОДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1.Критерии индивидуального подхода к ученикам

Для осуществления индивидуального подхода необходимо уметь определить школьников, которым он необходим.

Успешность обучения во многом зависит от познавательной способности, уровня мыслительной деятельности обучающихся. Различают школьником с низким уровнем мыслительных операций и высоким.


Дадим характеристику и определим критерии индивидуального подхода.

Низкая мыслительная деятельность в сочетании с наличием положительного отношения к обучению помогает сохранить позицию школьника.

Группа ребят с низкой мыслительной деятельностью в свою очередь можно разделить на две подгруппы. В первую подгруппу можно отнести тех ребят, которые, испытывая трудности с освоением учебной программы, компенсируют проблемы участием в общественной жизни класса или школы. Активная общественная работа обеспечивает формирование самооценки, что немаловажно при организации индивидуальной работы.

Вторую группу составляют школьниками с проблемами не только в обучении, но и отсутствии желания заняться доступной возрасту практической работой. Этому контингенту присуща заниженная самооценка и отсутствие желания работать над собой[13].

В работе с детьми, имеющими низкий уровень мыслительной деятельности, учитель развивает их мыслительную деятельность, мыслительные операции и качества ума, в частности самостоятельность.

Следующий критерий: наличие высокого качества мыслительной деятельности, у ребят, которые по каким – либо причинам относятся к числу неуспевающих, у них сформировано отрицательное отношение к обучению, наблюдается частичная или даже полная утрата «позиции школьника». Дети привыкли выполнять только ту работу, которая приносит им эмоциональное удовлетворение, делать только то, что им хочется и всему силами сопротивляться нелюбимому занятию. У школьников отсутствует учебная мотивация, что провоцирует неуспех в учебной деятельности, проявление негативного отношения к школе[14].

В свою очередь в данной группе критерии позволяют выделить две подгруппы.

В первую группу вошли обучающиеся, которые проявляют себя в занятиях, требующих интеллектуальное развитие, например, хорошо читают, но не любят этого делать или хорошо решают задачи и т.п. Интеллектуальная деятельность доставляет им удовольствие, им нравится работать в коллективе, поэтому учителю необходимо включать их в коллективную работу, формировать позитивную мотивацию к обучению через создание ситуации успеха.

Значительно сложнее работа со второй подгруппой. Неуспех в учении здесь обусловлен сформировавшимися у этих детей отрицательными моральными установками по отношению к учителю, школе. Эти школьники комментируют свой неуспех в учении связью с каким-то другим коллективом. Работа по преодолению неуспеваемости этих учащихся сложна, так как необходимо изменить их «внутреннюю позицию», сформировать новое отношение к учению. Малоэффективны в этом случае дополнительные занятия, они могут даже усилить отрицательное отношение к учению.