Файл: Контроль и надзор за субъектами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (Общие положения контроля и надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Планомерная деятельность какой-либо системы, созданной для достижения социально значимых целей, требует непременного атрибута любого управленческого цикла - контроля за реализацией нормативно-установленного порядка ее осуществления для достижения решаемых задач.

В связи с этим важное значение приобретает контроль за осуществлением одного из наиболее напряженных видов правоохранительной деятельности - оперативно-разыскной.

Определенные формы контроля и надзора за ОРД осуществлялись и ранее. Однако до приобретения легитимности этой формы непроцессуальной деятельности в федеральное законодательство контроль и надзор за ОРД были установлены закрытыми ведомственными документами, ограничивающими конституционные права и свободы гражданина и человека.

1.Общие положения контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел

 

В соответствии с положениями Закона об ОРД контроль и надзор за оперативно-разыскной деятельностью органов внутренних дел в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными законами (ст.20) осуществляют:

- Президент Российской Федерации;

- Федеральное Собрание;

- Правительство Российской Федерации;

- Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры (ст.21);

- руководители органов и подразделений внутренних дел, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность (ст.22).

Закрепление на законодательном уровне различных форм контроля за осуществлением оперативно-разыскной деятельности свидетельствует о ее конституционном характере.

Президент как глава государства на основе конституционных норм (см. ст.80, 85) обладает всей полнотой власти по охране суверенитета РФ, ее независимости, государственной целостности, прав и свобод человека и гражданина. По его указанию разрабатывается, а после утверждения под его контролем реализуется Федеральная программа по борьбе с преступностью, содержащая и меры оперативно-разыскного характера.

Обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны. Кроме того, Президент, пользуясь своими полномочиями, вправе отклонить закон, который не соответствует конституционным нормам России или международным стандартам.


Необходимые правовые документы, аналитический материал по этим вопросам готовит для него аппарат Администрации Президента.

Контрольные функции Президента за ОРД проявляются и в том, что он подписывает международные договоры по участию России в борьбе с преступностью (ст.86 Конституции РФ).

Президент, по предложению Председателя Правительства, назначает на должности и освобождает от должности руководителей правоохранительных ведомств, осуществляющих ОРД, а также формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, решающий проблемы обеспечения безопасности страны, в т.ч. оперативно-разыскными мерами.

Президент в рамках мер контроля за действиями правоохранительных органов вправе лично заслушать их руководителей по любым направлениям деятельности, включая и оперативно-разыскную. По его личному запросу указанные ведомства обязаны предоставить любые документы и сведения, даже если они составляют государственную тайну.

Федеральное Собрание в соответствии со ст.20 Закона об ОРД наделяются правом парламентского контроля за оперативно-разыскной деятельностью, который оно осуществляет на основании ст.101-104 Конституции РФ.

Контрольные функции Федерального Собрания реализуются через соответствующие постоянные комитеты и комиссии в составе палат Совета Федерации и Государственной Думы, проводящие по этим вопросам парламентские слушания согласно принятому каждой палатой регламенту.

Совету Федерации, его членам и депутатам Государственной Думы принадлежит право законодательной инициативы. На основе этого они участвуют в работе по подготовке законопроектов, регламентирующих оперативно-разыскную деятельность в целом и отдельных ее направлений. В рабочие группы комиссий и комитетов, создаваемые Федеральным Собранием для подготовки указанных решений, входят депутаты - представители органов уголовной юстиции, юристы и другие специалисты в области ОРД, что позволяет им квалифицированно рассматривать обоснования соответствующих законопроектов и таким образом контролировать деятельность субъектов оперативно-разыскной деятельности.

Кроме того, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, контролирует и порядок расходования средств, выделяемых на ОРД.

Вместе с этим Совет Федерации и Государственная Дума вправе заслушивать отчеты руководителей правоохранительных органов, осуществляющих ОРД.


Правительство Российской Федерации на основании ст. 110 - 114 Конституции РФ является самостоятельным субъектом контроля за оперативно-разыскной деятельностью ОВД. Оно осуществляет на территории России исполнительную власть, определяет основные направления деятельности и организует работу Министерства внутренних дел, входящего в его состав, определяет бюджет и гарантирует его исполнение, осуществляя контроль в сфере оперативно-разыскной деятельности для обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.

Соответствующие решения Правительства РФ по указанным вопросам находят свое отражение в постановлениях и распоряжениях, издаваемых в целях реализации (исполнения) законов, принятых Федеральным Собранием и утвержденных Президентом РФ. Эти постановления и распоряжения, в свою очередь, служат основой для принятия ведомственных нормативных актов МВД, детализирующих механизм исполнения.

Руководство МВД России, организующее и контролирующее исполнение нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику осуществления оперативно-разыскной работы, отчитываются о проделанной работе перед Председателем Правительства и его заместителями.

Помимо этого разработка и предоставление Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения и отчет об исполнении позволяют Правительству требовать от руководства МВД обоснования финансирования расходов оперативно-разыскных подразделений, а также сведений о результативности их деятельности.

Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры осуществляют контроль за ОВД в виде прокурорского надзора.

Персональную ответственность за соблюдение законности при организации ОРД и проведении ОРМ несут руководители органов внутренних дел.

2. Ведомственный контроль над осуществлением оперативно-розыскной деятельности

 

Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности» (ст.22) помимо президентского, парламентского (ст.20), прокурорского (ст.21), судебного (ст.8, ст. 9) контроля за законностью при организации и осуществлении оперативно-разыскной деятельности установлен ведомственный контроль.


Ведомственный контроль за оперативно-разыскной деятельностью органов внутренних дел организуют руководители этих органов и иные должностные лица, определенные законодательными и ведомственными нормативными актами МВД России.

В соответствии с положением ФЗ «О полиции» к должностным лицам, осуществляющим контроль за деятельностью служб полиции, относятся:

- Министр МВД России и его заместители по оперативной работе;

- в МВД России - начальники ГУУР, ГУЭБ и ПК, ГУПЭ, ГУнТ и др., а также их заместители;

- в МВД республик в составе Российской Федерации - министры и их заместители по оперативной работе;

- в ГУМВД, УМВД краев и областей, УВДТ, ОВДТ - начальники и их заместители по оперативной работе;

- в горрайлинорганах - начальники этих органов, их заместители и непосредственные руководители низовых оперативных аппаратов.

Закрепление ведомственного контроля в законодательном порядке определяется специфическим характером оперативно-разыскной деятельности, задачи которой решаются с использованием преимущественно негласных возможностей и мероприятий, в т.ч. ограничивающих права и свободы человека и гражданина.

Закон возложил на руководителей органов внутренних дел контроль за законностью организации и тактики осуществления оперативно-разыскной работы, недопущением в ее процессе нарушения прав и свобод личности, причинения вреда государственным и общественным интересам.

Эти руководители несут персональную ответственность за правильность и эффективность использования сил, средств и иных оперативно-разыскных возможностей в принятии исчерпывающих мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, а также контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан, недопустимостью нарушений установленного порядка проведения оперативно-разыскных мероприятий, за неправомерным или несанкционированным использованием технических средств, обеспечением конспирации в оперативно-разыскной деятельности, соблюдением режима секретности в делопроизводстве, защищенностью системы оперативного учета от возможности утечки оперативной информации, а также за порядком ведения дел оперативного учета, рациональным и эффективным расходованием финансовых средств, выделяемых на оперативно-разыскную деятельность.

Законодательно не предусмотрено осуществление ведомственного контроля со стороны непосредственных руководителей оперативных подразделений органов внутренних дел. Однако именно они повседневно контролируют организацию деятельности подчиненных или оперативных подразделений и тактику проведения ими ОРМ и реализации административно-правовых функций. Поэтому руководители этого уровня также несут персональную ответственность за состояние работы на порученном им направлении оперативно-разыскной деятельности. Объем их полномочий определяется соответствующими ведомственными нормативными актами по организации и тактике ОРД органов внутренних дел. Эти нормативные акты устанавливают перечень руководителей, имеющих право утверждать постановления на проведение оперативно-разыскных мероприятий в зависимости от степени их сложности и характера. На практике постановление о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права личности, утверждает, как правило, начальник криминальной полиции (заместитель начальника органа внутренних дел по оперативной работе). Тем не менее, это не снимает ответственности с самого руководителя органа.


К «иным» субъектам ведомственного контроля за осуществлением отдельных аспектов оперативно-разыскной деятельности относятся должностные лица органов внутренних дел, наделенные контролирующими и инспектирующими полномочиями (имеющими допуск к служебной или государственной тайне) (например, штабные службы, оперативные аппараты вышестоящего уровня).

Основными целями ведомственного контроля являются:

- установление обоснованности и законности организации и тактики оперативно-разыскной деятельности в соответствии с законодательными и ведомственными нормативными актами;

- своевременное выявление недостатков в области организации и тактики оперативно-разыскной деятельности, а также принятие необходимых мер по выполнению тех или иных оперативно-разыскных функций;

- привлечение к ответственности лиц, допускающих нарушения установленных законом и ведомственными нормативными актами оперативно-разыскных мероприятий.

Однако функция ведомственного контроля не должна сводиться только к обнаружению каких-либо недоработок, недостатков в оперативно-служебной деятельности и их устранению. В условиях значительного обновления штатов оперативных подразделений ведомственный контроль должен преследовать и цель выявления типичных ошибок молодых сотрудников, а также выработки у них достаточных практических навыков организации и тактики этой сложной и кропотливой работы.

Поэтому контроль за осуществлением ОРД должен уделять особое внимание:

- обоснованности и своевременности постановки лица на оперативно-разыскной учет;

- правильности выбора и соответствия мер оперативного воздействия антиобщественным установкам проверяемого;

- правильному подбору конфиденциальных сотрудников, имеющих по своим деловым и моральным качествам возможность активно содействовать органам внутренних дел в борьбе с преступностью;

- своевременности устранения причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению.

Для достижения названных целей руководители органов внутренних дел, осуществляющих ОРД, реализуют контрольные функции в следующих формах:

- путем изучения материалов, полученных в результате оперативно-разыскной деятельности, и иных документов, имеющих к ней отношение;

- при принятии решений по указанным материалам и документам (в т.ч. в письменном виде);

- при вынесении (утверждении) постановлений о проведении отдельных оперативно-разыскных мероприятий;