Файл: Контроль и надзор за субъектами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (Общие положения контроля и надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- при санкционировании заведения дел оперативного учета; установлении сроков их ведения и обоснованности прекращения;

- при заключении контрактов с гражданами, изъявившими согласие на конфиденциальное содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД, и непосредственной работе с ними;

- при утверждении планов организационного и тактического уровней оперативно-разыскной деятельности;

- в процессе заслушивания исполнителей по результатам деятельности (по отдельным направлениям ОРД; по наиболее сложным и трудоемким ОРМ; по делам оперативного учета, взятым на контроль, за отчетный период и т.д.);

- в ходе утверждения отчетов по результатам ОРД и о расходовании средств по статье «Особые расходы»;

- при проверке правил поддержания режима конспирации при осуществлении оперативно-разыскной деятельности;

- в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан;

- при назначении служебных проверок (внутренних расследований).

Объектами контрольных функций являются не только рядовые исполнители, но и руководители подразделений и органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

В случаях установления фактов нарушений законности, правил конспирации, допущенных в ходе оперативно-разыскной деятельности, разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну, соответствующий руководитель обязан назначить служебную проверку и по ее результатам принять необходимые меры, а в случае нарушения законности информировать вышестоящее руководство и прокурора, осуществляющего надзор.

Руководители и исполнители, принявшие необоснованные решения и допустившие неправомерное осуществление оперативно-разыскных мероприятий, несут персональную ответственность. Так, согласно ФЗ «О полиции» за противоправные действия или бездействие сотрудники полиции могут привлекаться к различным видам ответственности: дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой и материальной на основании и в порядке, предусмотренных законодательством.

3. Прокурорский надзор как форма контроля
за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел


Правовой основой такой формы контроля за осуществлением ОРД являются законодательные, межведомственные и ведомственные нормативные акты:

- Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. (ст. 21);

- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.;

- Приказ Генеральной прокуратуры «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-разыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33;

Субъектами прокурорского надзора за ОРД являются - Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

Генеральный прокурор РФ лично определяет своим приказом прокуроров, на которых возлагается надзор за исполнением законодательства, регулирующего оперативно-разыскную деятельность. Приказом Генеральной прокуратуры «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-разыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33 персональная ответственность за организацию надзора возлагается на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним транспортным, военным и другим специализированным прокурорам.

В соответствии со ст.29 Закона о прокуратуре и Приказом Генеральной прокуратуры № 33 предметом прокурорского надзора в сфере оперативно-разыскной деятельности является соблюдение прав и свобод человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; законности выполнения оперативно-разыскных мероприятий, а также соответствие закону решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.

Анализ положений Федерального закона «О прокуратуре РФ», ФЗ «Об ОРД» и приказа Генеральной Прокуратуры № 33 позволяет к важнейшим элементам прокурорского надзора в области оперативно-разыскной деятельности отнести:

1) соблюдение законности и обоснованности:

- рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

- проведения оперативно-разыскных мероприятий;

- заведения, ведения и прекращения дел оперативного учета;

- использования результатов оперативно-разыскной деятельности.

2) обеспечение социальной и правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также граждан, оказывающих им содействие.


3) защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-разыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят, а данные о внедренных в организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной основе, предоставляются только с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственности. Согласие на предоставление этих сведений прокурору оформляется документом произвольной формы (распиской, заявлением).

Надзор за исполнением органами, которым предоставлено право осуществлять оперативно-разыскную деятельность, требований Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности» возлагается на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов, округов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - на заместителей Генерального прокурора России, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями.

Перечень лиц, на которых возлагаются обязанности прокурорского надзора за исполнением закона при осуществлении ОРД, а также работников прокуратур, ведущих делопроизводство по документам такого надзора, утверждается приказом соответствующего прокурора. В установленном порядке работникам оформляются соответствующий допуск, являющийся формальным основанием для работы с документами, составляющими государственную тайну. Они предупреждают об уголовной ответственности за разглашение их содержания или утрату. При утечке информации проводится служебное расследование.

Копия приказа с перечнем указанных лиц (или выписка из него) направляется руководителям республиканских министерств, управлений, отделов органов, осуществляющих ОРД, в обязательном порядке. Отсутствие указанных документов может служить формальным основанием для отказа в предоставлении материалов оперативно-разыскной деятельности.


В предмет прокурорского надзора не входит проверка законности и обоснованности возбуждения органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, ходатайства о проведении оперативно-разыскного мероприятия, связанного с ограничением конституционных прав граждан, а также законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Коль скоро окончательное решение о проведении такого мероприятия является прерогативой суда, прокурор не должен предрешать его вывод и не может воспрепятствовать обращению органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, в суд с соответствующим ходатайством.

Сказанное распространяется также и на случаи, когда оперативно-разыскные мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав граждан, проводятся до получения судебного решения (или без такового) в порядке, предусмотренном ч.3, 4 и 7 ст.8 ФЗ «Об ОРД».

Обращение прокуроров к нормативным актам соответствующих ведомств оправданно и необходимо в случаях, когда без этого не представляется возможным дать оценку законности оперативно-разыскных мероприятий, поскольку положения нормативных актов могут конкретизировать закон, определять механизмы его исполнения. Надлежит признать правильным сделанный в литературе вывод о том, что если регламентация порядка проведения оперативно-разыскного мероприятия предусмотрена исключительно ведомственными актами (например, применение специальных окрашивающих веществ), то этот порядок не входит в предмет прокурорского надзора.

Требование прокурора о предоставлении оперативно-служебных документов может быть письменным или устным. Однако если такие документы содержат сведения, отнесенные к государственной тайне, требование должно быть облечено в письменную форму.

Оперативно-разыскные документы истребуются прокурором в связи с поступившими в прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан, должностных лиц о нарушении законов при проведении оперативно-разыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений. Кроме того, прокуроры вправе по собственной инициативе выявлять нарушения прав и законных интересов юридических и физических лиц в ходе оперативно-разыскной деятельности.

Жалобы на нарушения прав и интересов указанных лиц должны рассматриваться в срок не позднее одного месяца. Жалобы на нарушения конституционных прав Генеральной прокуратуре рекомендуется рассматривать в пятидневный срок.


Прокурор дает на жалобу мотивированный ответ, а в случае отказа в удовлетворении жалобы лицу, обратившемуся с ней, должны быть разъяснены порядок обжалования прокурорского решения, а также право обращения в суд, если это предусмотрено законом.

Руководитель органа внутренних дел вправе не предоставлять прокурору оперативно-служебные документы, относящиеся к той части ОРД, которая не входит в предмет прокурорского надзора.

Вопрос об отнесении тех или иных служебных документов к содержащим государственную тайну, а также об ознакомлении с ними прокурора решает руководитель органа внутренних дел на основании положений Конституции РФ, ФЗ «Об ОРД», ФЗ «О защите государственной тайны», другими законами Российской Федерации, ведомственными нормативными актами.

Периодичность проверки установленного порядка проведения оперативно-разыскных мероприятий и законности, принимаемых при этом решений определяет Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные прокуроры.

Проверка законности проведения оперативно – разыскных мероприятий и принимаемых при этом решений прокуроры осуществляют:

а) по жалобам граждан и обращениям должностных лиц;
         б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора;
        в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствием положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.
Внимание проверяющих прокуроров должно быть направлено на то, чтобы в ходе оперативно-разыскной деятельности проводились только те ОРМ, перечень которых установлен ФЗ «Об ОРД».

Опубликованные средствами массовой информации материалы о нарушении законов при проведении оперативно-разыскных мероприятий являются самостоятельным поводом для проверки прокурором указанных в публикации сведений (фактов).

Если прокурор располагает обоснованными сведениями об ограничении или нарушении в процессе оперативно-разыскной деятельности прав и законных интересов граждан, обязанность доказывания законности и обоснованности проведения оперативно-разыскных мероприятий возлагается на органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность. При непредставлении убедительной информации, подтверждающей законность решения и порядка проведения мероприятия, прокурор вправе исходить из доказанности факта нарушения закона и прибегнуть к соответствующим мерам реагирования в отношении виновных должностных лиц.