Файл: Опекунство (общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На сегодняшний день ситуация с несовершеннолетними в РФ крайне тревожная. Каждый год РФ теряет 46 тысяч детей в возрасте до 14 лет (это травмы, самоубийства, убийства и тому подобное). По данным детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в РФ насчитывается около 22 % населения в возрасте до 16 лет. В РФ высокий уровень детской смертности: детская смертность почти вдвое превышает рождаемость.[39]

В числе проблем, которые характеризуют неблагополучие нашего общества, одна из самых актуальных - детская беспризорность и безнадзорность. Основные причины, которые способствуют росту беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, состоят в социально-экономической трансформации общества, изменениях привычного уклада жизни, а также нравственно-ценностных ориентаций граждан, в ослаблении воспитательных возможностей школы и семьи.[40]

Мощный фактор детской безнадзорности это нарушение прав детей в сфере образования, оздоровления, в получении профессии и жилья, в неоперативном решении органами опеки и попечительства вопроса по жизнеустройству и воспитанию детей, которые остались без попечения родителей.[41]

Возрастающая из года в год безнадзорность детей является следствием социальных, а также экономических потрясений в обществе. За истекшие десять лет возникло большое число факторов, приводящих к подрыву стабильности семьи, которые мешают родителям воспитывать собственных детей. Например, фактор нехватки времени. Оказалось, что у взрослых на занятия с детьми нет времени. Либо фактор дефицита средств. Понятно, что бедствуют многие семьи РФ, в которых родители потеряли работу, многим недостаточно средств к обеспечению нормального питания собственным детям.

Еще одной проблемой является отсутствие в деятельности органов опеки ранних форм профилактики семейного неблагополучия.

Кризисные явления в нашем обществе привели к росту преступности, алкоголизма, наркомании, психических болезней, с расширением истоков детского неблагополучия. Среди значительных факторов нужно выделить ряд кризисных явлений в семье: нарушение ее функций и структуры, рост количества разводов и числа неполных семей, ведение асоциального образа жизни многих семей; падение уровня жизни, ухудшение условий содержания детей, рост психоэмоциональных перегрузок у взрослых граждан, которые непосредственно отражаются на детях; жестокое обращение с детьми в семьях и интернатных организациях со снижением ответственности за их судьбу.


Недостаточность информационной поддержки родителей в целях профилактики неблагополучия семей также является проблемой в организации работы органов опеки и попечительства.

В последнее время все чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, утверждают о том, что падает педагогический потенциал семьи, престиж семейных ценностей, растет число разводов и понижается рождаемость, растет преступность в сфере семейно-бытовых отношений, увеличивается риск подверженности детей отклонениям в развитии ввиду нехорошего психологического климата в семье. Можно заключить, что очевидны признаки дезорганизации семьи, критичность современной стадии её развития, повышение числа неблагополучных семейных союзов.[42]

В нашем обществе одна из главных причин семейного неблагополучия заключается в алкоголизме одного либо обоих родителей. Отсутствуют точные статистические данные о том, сколько людей больны алкогольной зависимостью и какое количество детей воспитывается в таких семьях, хоть и абсолютно очевидно, что число данных детей ежегодно повышается.[43]

Как подчеркивают психологи, взрослые в этой семье, забыв о собственных родительских обязанностях, в полной мере погружаются в алкогольную субкультуру, это и сопровождает потеря нравственных и общественных ценностей, а также влечет социальную и духовную деградацию. В конечном результате члены семьи не уделяют друг другу внимания, особенно родители детям, родители проявляют негативное отношение к детям или вовсе их не замечают. Всю жизнь этой семьи характеризует непостоянство и непредсказуемость, а отношения между членами - неподатливость и деспотичность, они вынуждены тщательно скрывать нехорошие семейные тайны от окружающих. Значительным местом в правилах семьи обладают запреты на свободное выражение своих потребностей и чувств, часто применяются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в такой семейной атмосфере невыносима, делает их социальными сиротами при живых родителях.[44]

Отличительная особенность данного типа семей состоит в том, что формы семейного неблагополучия обладают ярко выраженным характером, проявляющимся сразу в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (к примеру, на материальном и социальном уровне) либо уже исключительно по уровню межличностных отношений, что влечет неблагополучный психологический климат в семейной группе.


Еще одна не менее важная проблема - недостаточность юридической поддержки приемных семей и потенциальных кандидатов в приемные родители и усыновители.[45]

Довольно большая категория граждан в нашей стране не имеет возможности пользоваться платными юридическими услугами. Невозможность получить платные юридические услуги может стать настоящей проблемой для инвалидов, пенсионеров и других групп граждан, испытывающих дефицит средств для оплаты услуг специалиста.

Основная задача в сложившейся ситуации - обеспечение граждан (независимо от материального положения и социального статуса) возможностью получения бесплатной юридической помощи, как в области уголовного права, так и по гражданским делам.

Реальная квалифицированная помощь юриста - социального адвоката - возможна лишь при условии привлечения бюджетного финансирования. Социальный адвокат обязан дать квалифицированную консультационную поддержку по любым юридическим вопросам, оказать помощь в оформлении документов, при необходимости представить интересы клиента в различных организациях, а также в судопроизводстве.

Кроме того, имеются недостатки деятельности органов опеки и попечительства, в частности:

- Недостаточное кадровое обеспечение;

- низкий уровень профессионализма специалистов;

- минимум (иногда отсутствие) методических рекомендаций по организации защиты прав детей;

- отсутствие образовательных учреждений, готовящих таких специалистов;

- отсутствие в муниципалитетах средств на повышение их квалификации.[46]

3.2 Пути совершенствования института опеки и попечительства в современных условиях

В течение многих десятилетий законодательство об опеке и попечительстве практически не менялось. К числу произошедших перемен могут быть отнесены: появление правил о доверительном управлении имуществом подопечных, устранение понятия «опека над имуществом». Самым значимым для института опеки и попечительства изменением является перемещение основных его положений в гражданское законодательство.

Перевод основных положений об опеке и попечительстве в гражданское законодательство (ст.31-41 Гражданского кодекса РФ) объясняется рядом причин - в том числе с позиции ст.3 Семейного кодекса РФ отношения между взрослыми подопечными и опекунами не являются предметом семейно-правового регулирования. Не могут быть отнесены к «ведению» семейного законодательства и иные, общие вопросы опеки и попечительства, такие, как правовой статус опекунов и попечителей по отношению к третьим лицам, порядок установления и прекращения опеки и другие.[47]


Таким образом, отказавшись от признания за опекунами (попечителями) и подопечными членства в семье, законодатель удалил соответствующие нормы из семейного законодательства, тем самым выводя институт опеки (попечительства) на новый уровень - уровень исключительной компетенции РФ (ст.71 Конституции РФ). [48]

Учитывая, что основное предназначение норм данного института - обеспечение и защита прав и интересов подопечных, такой подход к определению места правовых норм должен приветствоваться, так как он влечет применение способов гражданско-правовой защиты соответствующих прав.

В современной России, при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется определенный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. Речь идет о стремлении лица удовлетворить потребность в общении, заботе о ближнем.

Потребность человека в заботе о ближнем должна культивироваться обществом и «эксплуатироваться», но в пределах допустимого. Это означает, что законодатель должен найти способы поддержки тех граждан, кто отважился взять на себя заботу об инвалидах или детях, и стимулировать тем самым сограждан к подобному поведению. В тоже время должны быть закреплены и соответствующие меры контроля за действиями опекунов, гарантирующих осуществление прав и интересов подопечных лиц.

Опека или попечительство должны устанавливаться на основании соглашения, заключаемого органом опеки и попечительства от имени муниципального образования с лицом, пожелавшим стать опекуном. Постановлением Правительства РФ могут быть утверждены соответствующие типовые договоры, различающиеся по содержанию в зависимости возмездности отношений, от характера прав и обязанностей исполняющей стороны.

В изменении также нуждаются и нормы «публично-правовой» принадлежности, что должно быть выражено прежде всего в закреплении на уровне федерального законодательства статуса органа опеки и попечительства.

Также требуется унификация норм о правовом статусе попечителя, закрепленных в нормативно-правовых актах различной отраслевой принадлежности.

Ныне действующее законодательство не содержит единого подхода в определении объема дееспособности лиц, находящихся под попечительством. Так, одна отрасль (гражданское законодательство) позволяет ограниченно дееспособному гражданину совершать юридически значимые действия, а другая (гражданское процессуальное законодательство) не дает ему такой возможности, обязывая попечителя осуществлять его права.[49] Такое положение можно считать недостатком правового регулирования, тем более, что в отдельных нормативных актах о правомочиях попечителя нет упоминания и это затрудняет на практике определение их прав и обязанностей.


Также необходимо сформировать правильно ориентированную социальную политику государства в сфере опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства в современных условиях фактически не справляются со своими обязанностями из-за неукомплектованности кадрами, отсутствия транспорта, средств связи. Несмотря на то, что эти органы являются органами местного самоуправления, возложить бремя имущественного обеспечения их деятельности только на местные бюджеты было бы несправедливо и незаконно. Фактически сегодня органы опеки и попечительства исполняют государственные функции социальной и правовой защиты несовершеннолетних и других категорий граждан, что в соответствии со ст.132 Конституции РФ должны сопровождаться «передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств» из федерального бюджета.[50]

Однако очевидно, что дефицит бюджетных средств не позволит покрыть немалые расходы на организацию и осуществление опеки и попечительства. Поэтому законодателями могут быть использованы меры всестороннего стимулирования граждан к осуществлению заботы о недееспособных или не полностью дееспособных лицах: например, осуществлении идеи о закреплении за опекунами (попечителями) такого преимущества, как право требования от совершеннолетних трудоспособных бывших подопечных предоставления содержания.

При решении задачи охраны прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц предпринимаемые меры (как правового, так и экономического, идеологического характера) должны носить комплексный характер и исходить их принципа сохранения во что бы то ни стало каждого члена общества и всемирной охраны его прав и интересов.[51]

В заключении изучения современного состояния мер предупреждения правонарушений лицами, освободившимися из мест лишения свободы необходимо подвести следующие итоги:

В заключении изучения актуальных проблем опекунства в России необходимо подвести следующие итоги:

1. В сфере опеки и попечительства существует множество остро стоящих проблем, которые требуют повышенного внимания со стороны государства и общества. Главными из них являются рост количества социальных сирот, высокий уровень детской смертности, отсутствие ранних форм профилактики семейного неблагополучия, жестокое обращение с детьми в семьях, недостаточная юридическая поддержка приемных семей и потенциальных кандидатов в приемные родители и усыновители, недостатки деятельности органов опеки и попечительства.