Файл: Опекунство (общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Безвозмездная опека заключается в том, что человек осуществляет деятельность такого характера без получения оплаты. То есть в данном случае ему начисляется только социальное пособие, которое расходуется исключительно на нужды малыша и не является источником дохода.

Возмездная опека – это несколько иное. В данном случае человек, кроме пособия на ребенка, получает ещё дополнительное вознаграждение за оказание услуг такого характера. В этом случае имеет место обогащение. То есть указанное вознаграждение, по сути, является источником дохода.

Помимо возмездной и безвозмездной опеки (попечительства) особо следует выделить опеку (попечительство), инициируемую родителями ребенка и самим ребенком; опеку (попечительство) со множественностью субъектного состава; предварительную (временную) опеку (попечительство).

Родители ребенка вправе инициировать назначение опекуном (попечителем) своему ребенку конкретного лица в случае, когда они по уважительным причинам не смогут исполнять свои родительские обязанности, например при длительном отъезде, нахождении на лечении и др. Для этого они подают в орган опеки и попечительства совместное заявление с указанием соответствующего периода времени. В таком случае в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя (п. 1 ст. 13 Закона об опеке).[12]

Несовершеннолетний ребенок, достигший возраста 14 лет, также вправе обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о назначении ему попечителя с указанием конкретного лица (п. 3 ст. 13 Закона об опеке).

Орган опеки и попечительства принимает акт об отказе в назначении опекуном (попечителем) лица, указанного родителем или родителями несовершеннолетнего либо самим ребенком, достигшим возраста 14 лет, в случае, если такое назначение противоречит гражданскому законодательству или семейному законодательству либо интересам ребенка (п. 5 ст. 13 Закона об опеке).[13]

В необходимых случаях, исходя из интересов подопечных, орган опеки и попечительства может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном (попечителем) второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном (попечителем) не может быть назначено другое лицо.[14]

В случаях когда в интересах ребенка необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе оформить предварительную опеку (попечительство), приняв акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве) (ст. 12 Закона об опеке). В сложившихся условиях проведение предварительной проверки сведений о личности опекуна (попечителя) согласно п. 1 и 2 ст. 10 Закона об опеке не требуется, достаточно, чтобы это было совершеннолетнее дееспособное лицо. Принятие акта о предварительной опеке (попечительстве) допустимо при предоставлении указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также после проведенного обследования органом опеки и попечительства условий его жизни.[15]


Особенности предварительной опеки (попечительства) заключаются также в правовом положении временно назначенных опекунов (попечителей), а также порядке ее прекращения. Так, временно назначенный опекун (попечитель) обладает правами и обязанностями опекуна (попечителя), за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

1.3 Правовое регулирование опеки и попечительства

Правовое регулирование отношений, входящих в предмет института опеки и попечительства, осуществляется в действующем российском законодательстве нормами гражданского, семейного, административного законодательства, а также законодательства об органах местного самоуправления. [16]

Основные положения в сфере опеки и попечительства закрепляет ГК Российской Федерации, другие правовые акты устанавливают те или иные отдельные положения. Гражданским законодательством устанавливается понятие опеки и попечительства, основания ее возникновения и прекращения, определяются основные права и обязанности опекунов и попечителей (ст. 31-40 ГК Российской Федерации).[17] Поскольку в соответствии со ст. 2 ГК Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, то воздействию норм гражданского права подвергаются лишь отношения опекуна (попечителя) с самим подопечным, а также с теми лицами, которые не обладают по отношению к ним обоим властными полномочиями. К последним, например, относятся контрагенты по сделкам подопечного, но не относятся органы внутренних дел, осуществляющие выдачу документов для выезда ребенка из России. В то же время отношения опекуна (попечителя) с родителями несовершеннолетнего подопечного и иными родственниками по поводу общения с ребенком регулируются также семейным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в ГК Российской Федерации содержатся и положения, устанавливающие обязанности органов опеки и попечительства (по назначению опекунов и попечителей, надзору за их деятельностью), а также основания отстранения опекунов и попечителей от исполнения их обязанностей. Данные отношения опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства гражданско-правовыми в смысле ст. 2 ГК Российской Федерации не являются. Однако в связи с тем, что указанные правила закреплены именно в Гражданском кодексе, они входят в состав гражданского законодательства, структура которого определена в ст. 3 ГК Российской Федерации. [18]


Права и обязанности опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц, соответствующие целям их воспитания, в соответствии со ст. 31 ГК Российской Федерации определяются "законодательством о браке и семье" (семейным законодательством – ст. 3 СК Российской Федерации).[19] Это своего рода исключение из общего правила в регулировании опекунских обязанностей, которое вытекает из раздельности гражданского и семейного законодательства и заключается в том, что в последней отрасли конкретизируются воспитательные функции опекунов и попечителей. Иными словами, в нормах семейного законодательства урегулированы только вопросы воспитания подопечного ребенка, а все иные вопросы опеки или попечительства над несовершеннолетними входят в предмет гражданского законодательства. Семейно-правовые нормы об опеке могут быть закреплены и в законодательстве субъектов Российской Федерации, при этом из п. 1 ст. 31 ГК Российской Федерации следует, что законы субъектов Российской Федерации должны содержать только положения о правах и обязанностях опекунов (попечителей) над несовершеннолетними, "соответствующих целям их воспитания".[20]

Правовое положение органа опеки и попечительства в настоящее время определяется законодательством о местном самоуправлении.[21] Данной отрасли законодательства "подведомственны" вопросы создания органов опеки и попечительства; распределения функций защиты различных категорий подопечных между подразделениями органов местного самоуправления; возложения на должностных лиц отдельных обязанностей по контролю за опекой (попечительством) и пр. Соответствующие нормы большей частью расположены в региональном законодательстве, что обусловлено принятой в Российской Федерации моделью федерализма. В то же время содержание института опеки и попечительства не может включать в себя абсолютно все нормы, упоминающие об опеке. Тот факт, что опекуны и попечители наделены полномочиями по защите интересов своих подопечных в гражданском процессе, еще не говорит в пользу включения отдельных норм гражданского процессуального законодательства в институт опеки и попечительства. Отрасли и институты законодательства тесно связаны друг с другом в силу органического единства правовой системы, однако их взаимопроникновение тем не менее не стирает между ними границ.

Не следует включать в институт опеки и попечительства также и коллизионные нормы, закрепляющие правила выбора права, применимого к установлению, прекращению и осуществлению опеки и попечительства (ст. 1199 ГК Российской Федерации, а также коллизионные нормы двух- и многосторонних соглашений Российской Федерации о правовой помощи). Эти нормы непосредственно отношений опеки не регулируют и входят в систему российского международного частного права.[22]


Порядок участия в соответствующих отношениях опекунов и попечителей предусматривают также нормы уголовно-процессуального законодательства и законодательства о социальном обеспечении, однако от этого институт опеки и попечительства не переходит в сферу других отраслей. Проведенный анализ действующего законодательства показал, что в настоящее время с фактом установления опеки или попечительства те или иные правовые последствия связывают 563 федеральных нормативных правовых акта. Большинство из них относится к сфере социального страхования и социального обеспечения, законодательства о финансах и кредите, другие являются актами жилищного, трудового законодательства, законодательства об охране здоровья населения, об образовании, науке и культуре.[23] В отношении лиц, состоящих под опекой или попечительством, закреплен целый ряд социальных льгот. Правовой статус опекуна, как законного представителя подопечного, отражен в законодательстве об административных правонарушениях, гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном. Тем не менее, в содержание института опеки и попечительства входят далеко не все из норм, упоминающих об опеке, а лишь те из них, которые непосредственно "обслуживают" ее осуществление.[24]

В юридической литературе советского и современного периодов вопрос о сущности опеки и попечительства как системы норм детально не исследовался, большинство высказанных суждений не аргументировалось. В России до 1918 г. все нормы института опеки и попечительства располагались в гражданском законодательстве.

Однако во мнениях современных правоведов по вопросу о месте системы норм об опеке и попечительстве единство не обнаруживается. Так, И.М. Кузнецова называет опеку правовым институтом, А.М. Нечаева, отмечая рассредоточение норм об опеке и попечительстве в гражданском и семейном законодательстве и не находя в этом никакого противоречия, указывает: "ГК рассматривает опеку и попечительство как гражданско-правовой институт, а для СК – это прежде всего форма устройства детей, оставшихся без родительской заботы". Тем самым А.М. Нечаева, по-видимому, допускает принадлежность норм об опеке и попечительстве одновременно двум отраслям законодательства. Во всяком случае, такая позиция является неопределенной, поскольку допускает совмещение различных понятий. Действительно, ГК Российской Федерации рассматривает опеку и попечительство как форму устройства, но нельзя отрицать и того, что соответствующие нормы занимают определенное место в структуре кодекса. Л.М. Пчелинцева полагает, что институт опеки и попечительства является комплексным, поскольку "основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права".[25]


Институт опеки и попечительства невозможно определить только как гражданско-правовой институт, поскольку значительную часть его норм составляют (и должны составлять) положения о выявлении лиц, нуждающихся в попечении, установлении опеки и попечительства, контроле за деятельностью опекунов и попечителей. Функции органов государственного управления во всех этих вопросах сводятся к организаторским. Наличие норм административно-правового характера, обеспечивающих эти организаторские функции посредством действий органов опеки и попечительства, не позволяет считать весь институт опеки и попечительства гражданско-правовым.

Завершая изучение теоретических основ развития опеки и попечительства следует сделать ряд заключений:

1. История развития вопроса опеки и попечительства происходит на самых ранних этапах фомирования социального общества и государства, первые документальные упоминания об изучаемом материале начинаются с 879г. Начиная с древних времен, с призывом стать опекунами ближайших родственников и заканчивая современными учеными, имеющих большую научную базу изучаемого вопроса, во все времена осуществлялся поиск новых форм и методов совершенствования института опеки и попечительства, которые должны соответствовать текущему времени и иметь достаточную эффективность в применении.

2. Во вором параграфе первой главы была дана общая характеристика опеки и попечительства, изучены формы опекунства, рассмотрены основания для установления. Опека это форма устройства лиц, при котором опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство назначается для граждан ограниченых в дееспособности, при этом попечитель обязан оказывать подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей.

3. Изучая правовое регулирование опеки и попечительства были изучены нормативные правовые акты, регулирующие даный вопрос, проанализированы права и обязанности опекунов и попечителей, которые определяются в гражданском и семейном кодексах. Таже были проанализированы мнения современных правоведов по вопросу о месте системы норм опеки и попечительства, возможности принадлежности данных норм одновременно двум отраслям законодательства.