Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
1.1 История развития опекунства в России
1.2 Общая характеристика, понятия и формы опекунства
1.3 Правовое регулирование опеки и попечительства
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
2.1 Основания установления опеки и попечительства
2.2 Порядок прекращения опеки и попечительства
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЕКУНСТВА В РОССИИ
3.1 Проблемы опеки и попечительства в современном обществе
3.2 Пути совершенствования института опеки и попечительства в современных условиях
Введение
Тема, выбранная для написания курсовой работы достаточно актуальная в современном мире, институт опеки и попечительства занимает важнейшее место в жизни общества, а именно, является формой временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для воспитания несовершеннолетних или в целях восполнения недостающей дееспособности подопечного лица.
Каждый гражданин независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Данный институт позволяет приобретать и реализовать гражданские права и обязанности за исключением тех, которые носят сугубо личный характер и не могут быть осуществлены через представителя недееспособными или не полностью дееспособными людьми с помощью полностью дееспособных людей, действующих в роли опекунов и попечителей.
Объектом научного анализа работы является опекунство, как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.
Предметом настоящей работы является современное законодательство, регулирующее нормы опеки и попечительства.
Цель - раскрыть понятие опекунства, дать сравнительную характеристику понятиям опеки и попечительства в гражданском законодательстве.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить исторические аспекты развития опекунства в России;
- изучить общую характеристику, понятия и формы опекунства;
- рассмотреть правовое регулирование опеки и попечительства;
- исследовать основания установления опеки и попечительства;
- рассмотреть порядок прекращения опеки и попечительства
- проанализировать Проблемы опеки и попечительства в современном обществе;
- определить путей совершенствования института опеки и попечительства.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического спика.
При подготовке курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, учебники, монографии отечественных и зарубежных авторов, материалы периодических изданий, исследование проблем опеки и попечительства таких правоведов, как: Антонов А.М., Борисов А.Н., Жуков В. И., Нечаевой А.М., Пчелинцевой Л.М. и другие, труды которых были изучены при подготовке настоящей курсовой работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
1.1 История развития опекунства в России
На Руси первое упоминание в летописи об опеке следует отнести к 879 году где после смерти родителей опекунами признавались ближайшие родственники, занимавшие место умерших.
Постепенно круг вопросов, который образуется при опеке над лицом, не достигшим совершеннолетнего возраста, начал обозначаться все более четко. Формируется опека при жизни родителя по его завещанию, в том числе по определению церкви, которая обладает властной компетенцией, так как на нее уже возложено ведение наследственных, семейных и опекунских дел. Однако родственники подопечного продолжают смотреть за опекуном. Его обязанность нравственного характера по возврату имущества опекаемого, когда он будет признан полностью независимым и самостоятельным, превращается в сугубо юридическую.[1]
Реформу Петра Великого также коснулись и опеки. В период его правления обязанность смотреть, чтобы сироты не остались без опекунов, была возложена на магистратов, которым вменялось в обязанность определять опекунов и наблюдать за ними, то есть опека была признан учреждением государства, которое контролирует опекунскую деятельность. При Петре Великом опекун мог быть определен или по завещанию, или согласно закону, или по непосредственному распоряжению органов правительства.[2]
Во время правления Екатерины II отношения в сфере опеки были подвержены существенным преобразованиям, юридическим основанием которых стал Указ 1775 года «Учреждения для управления губерний». Теперь основной отличительной особенностью опеки стала ее сословность. С учетом принадлежности к определенному сословию ребенка-сироты опека находилась в ведении различных учреждений. Особо тщательно была подвержена регламентации так называемая опека дворян. При каждом верхнем суде в земствах существовала опека дворян для соответствующих представителей дворянства (малолетних и вдов), о которых опеку должен был осуществлять каждый предводитель дворянства.
Достаточно подробно статья 209 Указа 1774 года определяла требования, которые предъявлялись в отношении будущего опекуна - человеку порядочного и честного поведения из категории родственников, посторонних либо свойственников. Его честь, добродетель, не зазорное поведение должны подавать пример для воспитания малолетнего в «пристойном и здравом содержании». В качестве опекунов не могли выступать: расточители имущества собственного имения, если «ничего от оного не осталось»; находящиеся либо которые ранее находились в явных и главных пороках либо под судебным наказанием; совершающие строгие и суровые поступки, которые известны представителям дворянского сословия; находящиеся в ссоре с родителями опекаемого.[3]
В дальнейшие годы опекой начали ведать разнообразные учреждения, в т. ч. «департамент городского правления гражданских дел». Однако, по своей сущности опека оставалась прежней и до начала 20 века и была подчинена сословному принципу, который сохранил собственную силу безотносительно к характеру формирования опеки - по назначению либо по завещанию. Несмотря на то, что родитель-завещатель был свободен в выборе своего опекуна по закону, конкретные родителями в их завещании опекуны могли быть определены в данном звании.[4]
В конце 19 и начале 20 века в России деятельности опекуна, а также комплексу его прав и обязанностей было уделено большое внимание. Однако, по-прежнему их основу формировали положения, которые были аналогичны тем, что были определены в период правления Екатерины II. [5]
Однако положение дел с опекой, в особенности над детьми-сиротами из представителей крестьянского сословия, не соответствовало реальным потребностям. В сельской местности, если ребенок был признан сиротой, сельский сход определял, не окажется ли в том же сельском обществе надежный человек, который захотел бы усыновить сироту либо в добровольном порядке принять его на воспитание.[6]
Процесс формирования института опеки и попечительства в Российском государстве по факту был завершен в 19 веке. Порядок и основания устройства детей, которые остались без родительского попечения, оставались неизменными вплоть до 1917 года. Последняя попытка проведения преобразования опекунского права была предпринята в 1915 году Межведомственным совещанием, где председателем признавался министр юстиции И. Е. Ильяшенко, завершившаяся созданием нового проекта устава опеки. По проекту высшими опекунскими начальниками признавались участковые мировые судьи, а высшими опекунскими установлениями признавались съезды мировых судей.
Новацией проекта было признано осуществление опеки над малолетними до достижения ими совершеннолетнего возраста, а также отобрания детей от порочных родителей для того, чтобы поместить их на воспитание в порядочную семью, приют либо другое соответствующее учреждение. Проект так и не был принят, а соответственно, и не оказался воздействия на формирование института опеки и попечительства над лицами, не достигшими совершеннолетия, в России.
После Октября 1917 года опека вместо сословного получила общегосударственный характер. Правовой основой данного института стал Кодекс законов об актах гражданского состояния, Семейном, Опекунском и Брачном праве 1918 года, который имел соответствующий раздел «Опекунское право».[7]
Таким образом, можно прийти к выводу, что институт опеки и попечительства, оставаясь по собственности сущности одинаковой во все периоды времени, на каждой стадии развития истории России обладала характерными чертами, которые были продиктованы общественными потребностями.
1.2 Общая характеристика, понятия и формы опекунства
Опекунство это процесс наделения специальных лиц (опекунов и попечителей) правами и обязанностями в целях реализации ими опеки и попечительства, более подробно это понятие раскрыто в федеральном законе "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ (последняя редакция) в виде следующих определений:
1) опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
2) попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
3) подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
4) недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
5) не полностью дееспособный гражданин - несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.[8]
Попечители назначаются органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в такого рода защите, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления попечительства над гражданином. Попечители заменяют родителей или усыновителей подростков. Подростки сами совершают сделки, но с письменного согласия попечителей. Попечитель выступает в защиту прав и законных интересов подопечного в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, поскольку считается его законным представителем.[9]
Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.[10]
Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также в целях воспитания. Она устанавливаются над несовершеннолетними при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.[11]
Законодательством установлены два вида опеки – осуществляемая за денежное вознаграждение и бесплатная. Каждая из них отличается только из-за факта получения дополнительных средств, выплачиваемых заинтересованному лицу. При этом круги прав и обязанностей опекуна и в том и в другом случае различий не имеют.