Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация к обучению всегда являлась одним из наиболее важных факторов, который способствует не только непосредственно улучшению течения учебного процесса, но и помогает ученикам лучше усваивать материал.
Нельзя сказать, что факторы мотивации ограничиваются каким-либо определённым количеством. Это зависит не только от непосредственно методики обучения, но и от возраста, воспитания и окружения ученика.
Актуальность данной работы проявляется в высокой востребованности поиска учебной мотивации у учеников для последующего использования данной информации в процессе обучения.
Целью является выявление мотивации у учащихся.
Предметом исследования являются школьники и учащиеся.
Задачи исследования:
1. Поиск и анализ литературы
2. Выявление особенности учебной мотивации
3. Изучение мотивации учащихся и интерпретация полученных данных
Методы исследования: в качестве основных методики исследования можно назвать опрос учащихся разных возрастов и анализ литературы.
Практическая значимость исследования заключается в последующем использовании полученных данных для самоанализа и повышения мотивированности учащихся.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
1.1. Научные подходы к изучению мотивов учебной деятельности
При проведении исследования были проанализированы разнообразные источники, что помогло получить наиболее полную и достоверную информацию по исследуемой теме. Помимо литературы на русском языке использовались так же иностранные источники. Основной базой стала педагогическая литература и статьи по изучаемой теме.
Мотивацию можно обозначить как одну из фундаментальных проблем обучения. Это связано с поиском движущих сил деятельности человека и анализом его поведения. Поиск ответа на вопрос о том, что же на самом деле побуждает человека на теле или иные действия является основополагающим в данном исследовании. «Когда люди общаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» [1, с.12 – 13]. В общих чертах мотив является стимулятором для совершения какого-либо действия или решения.
Мотивация является основополагающим элементом в обучении, способствует получению опыта, начиная с дошкольного возраста. Но часто этому уделяется недостаточно внимания, что мешает ученикам получать необходимый уровень знаний.
Для того чтобы избежать подобное рекомендуют сосредоточиться на следующих аспектах:
- Что такое мотивация и почему это имеет значение?
- Что может мотивировать учеников?
- Могут ли цели стать основой для мотивации?
- Какую роль играет участие родителей, семьи, культурный фон?
- Что могут делать образовательные учреждения для мотивации учащихся?
- Какие нестандартные методы могут мотивировать учеников? [2]
Эти подходы помогают лучше понять учащихся и помочь им самыми разнообразными способами. Также это способствует выявлению совершенно новых методов мотивации, помогает найти проблему не только в методике обучения, но и в социальных контактах ученика. Так, к примеру, давление со стороны близких людей может повлиять на снижение успеваемости и мотивации к обучению.
В психологии мотивацию рассматривается регулятором поведения человека, своеобразным двигатель его деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что «…мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение» [3, с. 122]. Исходя из этого можно охарактеризовать мотивацию как сложную систему, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.
В разных источниках мотивацию характеризуют и представляют по-разному, показывая тем самым, что это не является простым понятием. И что аспектов влияния в этой сфере много. Для исследования за основу брались базовые понятия, что помогло предоставить наиболее понятные и структурированные итоговые данные.
Зачастую мотивация понимается как желание удовлетворить какую-либо потребность. Если брать за основу толковые словари, то можно увидеть то, насколько разнятся значения этого слова:
- Мотивация - совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, её ценностной ориентацией и направляющей её деятельностью.[4]
- Мотивация:
1. Система доводов, аргументов в пользу чего-нибудь, мотивировка.
2. Совокупность мотивов, обусловливающих тот или иной поступок (псих.). [5] - Мотивация - англ. motivation; нем. Motivation.
1. Осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка различных моделей поведения, их предполагаемых результатов и формирования на этой основе мотивов.
2. Относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение данного субъекта. [6]
Одним из наиболее всеобъемлющих определений данного термина можно назвать то, которое дано Л.И.Божовичем. Согласно ему, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания [7, с. 41–42]. Данное определение помогает снять противоречия, которые возникали ранее, и объединяет в себе самые разны аспекты.
Нельзя не отметить основные компоненты мотивации, такие как: удовольствия от деятельности, значимости для непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность.
Одним из первых исследователей личностной мотивации, как известно, была работа Х. Мюррея (1938). Из всех рассматриваемых автором побудителей поведения им были выделены четыре основных:
- Потребность в достижении
- Потребность в доминировании
- Потребность в самостоятельности
- Потребность в аффиляции.
Позже эти потребности были рассмотрены более широко в 1967 года М. Аргайлом и были включены в структуру мотивации:
1. Не социальные потребности, которые могут вызвать социальное
взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах);
2. Потребность в зависимости, как принятие помощи, защиты, принятия руководства, особенно от тех, кто авторитетен и имеет власть;
3. Потребность в аффиляции, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятия группой, сверстниками;
4. Потребность в доминировании, т.е. принятия себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения;
5. Сексуальная потребность – физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие одного индивидуума с другим.
6. Потребность в агрессии, т.е. в нанесении вреда, физически или вербально;
7. Потребность в чувстве собственного достоинства (self-esteem), самоидентификация, т.е. в принятии самого себя как значимого.
Также большой интерес в данной сфере представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором обозначается не только социальная зависимость человека, но и его тяга к познанию. Его треугольник потребностей А. Маслоу, обращает на себя внимание при его рассмотрении, во-первых, место и значение, которое отводится собственно потребностям человека, и, во-вторых, что потребностная сфера человека рассматривается вне структуры его деятельности – только применительно к его личности, ее самоактуализации, развитию, комфортному существованию (в понимании Дж.Брунера).
1.2 Мотив как структурный компонент учебной деятельности и особенности мотивации учебной деятельности учащихся
В психологии под деятельности обычно понимают непосредственное взаимодействие окружающей среды и человека. В этой среде человек самостоятельно достигает поставленных им целей в результате появления неких целей и мотивов. Благодаря видам деятельности, которые обеспечивают существование человека, происходит также и формирование его личности. Так через общение и игру можно не только обучаться, но и налаживать социальные контакты. Учение и труд являются более узкими видами деятельности и в большей степени направлены на получение знаний, опыта
Сознательное желание человека получить знания и навыки способствует тому, что имеет место быть учение. Учение – специфически человеческая деятельность, более того, оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение также предоставляет некоторые требования к процессу и волевым качествам человека. Так, к примеру, управление вниманием, хорошая память и гибкость ума позволяют наиболее быстро и точно запомнить, а после и воспроизвести полученную информацию.
В процессе обучения объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.
Ведущей деятельностью в школьном возрасте является учебная. Под этим понимается деятельность, в процессе которой происходит становление личности и формировании психических процессов.
Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего процесса обучения. Особенно интенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьного возраста.
Основными мотивами для побуждения учебной деятельности являются:
· познавательные потребности;
· цели;
· интересы;
· стремления;
· идеалы;
·мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.
Мотивация может повлиять на посещаемость учебных заведений, отношение учеников и учителей, определить время и усилия, которое они готовы посвятить обучению, успешность выполнения контрольных заданий и другие аспекты образования.
Если учащиеся не мотивированы, то достаточно сложно, да и практически невозможно, улучшить их академические достижения, независимо от того, насколько хорош учитель или школьная программа. Более того, немотивированные ученики могут мешать другим учащимся и негативно влиять на своё окружение в пределах группы или даже школы.
Более высокая мотивация к обучению предполагает не только улучшение академической успеваемости, но и более глубокое концептуальное поминание школьной программы, повышение самооценки, социальной адаптации.
Отсутствие мотивации имеет серьёзные последствия. Её трудно определить и измерить, то в целом признаны два основных вида мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация – это желание сделать или добиться чего-то из-за собственного желания. Внешняя мотивация – это желание сделать что-то, направленное на результат, а не на непосредственно процесс.
На мотивацию учащихся может также повлиять их уверенность. Так, у тех, кто считает, что у них проблемы с обучением часто возникают проблемы с мотивацией. Такие ученики являются менее мотивированными чем те, которые воспринимают получение знаний как нечто, что помогает меняться и расти.
В целом исследователи согласны, что существует четыре основных аспекта, которые способствуют мотивации учащихся. И чем больше аспектов выполнено, тем большую мотивации он получает:
- Компетентность – учащийся полагает, что у него есть способность выполнить поставленную задачу.
- Автономия/контроль – учащийся видит прямую связь между своими действиями и полученным результатом.
- Интерес/ценность – учащийся заинтересован в задаче и видит итоговый результат.
- Соответствие – завершение задачи приносит учащемуся социальное вознаграждение, такое как чувство принадлежности к социуму и одобрение от лица, имеющего значение для учащегося