Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
Установлено также чрезвычайно важное для организации учебной деятельности положение о возможности и продуктивности формирования мотивации через целеполагание учебной деятельности. Личностно-значимый смыслообразующий мотив у подростков (юношей) может быть сформирован и что этот процесс реализуется в последовательности становления его характеристик.
Сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем становится доминирующим и приобретает самостоятельность и лишь после осознается, т.е. первым условием является организация, становление самой учебной деятельности. При этом сама действенность мотивации, лучше формируема при направлении на способы, чем на «результат» деятельности. В то же время она по-разному проявляется для разных возрастных групп в зависимости, как от характера учебной ситуации, так и от жесткого контроля преподавателя.
Психологическая устойчивость определяется, как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Применительно к учебной мотивации ее устойчивость – это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает относительную продолжительность и высокую продуктивность деятельности, как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Основываясь на системном представлении устойчивости, исследователи рассматривают ее в комплексе с такими характеристиками учебной мотивации, как сила, осознанность, действенность, сформированность смыслообразующего мотива деятельности, ориентация на процесс и т.д. Связь устойчивости мотивационной структуры (ориентаций на процесс – результат – вознаграждение – давление) с ее динамичностью состоит в дифференциации компонентов в структуре, их упорядочивании с тенденцией к устойчивости структуры. При этом такие характеристики мотивационных структур, как ускоренная динамика внутриструктурных изменений, движение компонентов внутренней мотивации (процесс – результат) к упорядочиванию, четко выраженная тенденция к дифференцированности, являются показателями устойчивости структур с мотивационной ориентацией на процесс. Это позволяет предполагать, что абсолютное доминирование процессуальной мотивации придает структуре большую устойчивость. Процессуальная мотивация является как бы содержательным и «энергетическим» ядром структуры, от которого зависит устойчивость и особенности ее изменчивости. В тех случаях, когда процессуальная и результативная мотивационная ориентация занимают первое и второе места в структуре, уровень ее устойчивости еще выше – это первый по силе влияния фактор. K психологическим детерминантам устойчивости относятся:
· исходный тип мотивационной структуры;
· личностная значимость предметного содержания деятельности;
· вид учебного задания;
Наиболее сильными являются внутренние факторы: доминирование мотивационной ориентации, особенности внутриструктурной динамики и психологическое содержание мотивационной структуры.
Вторым по силе фактором, влияющим на изменение мотивационных структур, является такой вид проблемной ситуации, который через необходимость выбора, снятия оценки и снятия временных ограничений побуждает человека к творческой активности (Е.И.С авонько, Н.М. Симонова). Авторами установлено, что а) доминирующая мотивационная ориентация выявляется в продукте деятельности; б) фактором, опосредующим влияние мотива на особенности продукта, является его личностная значимость; в) психологическое содержание личностной значимости зависит от типа мотивационной структуры.
В исследованиях выявлено качественное своеобразие связей между типом мотивационной структуры, особенностями продукта деятельности и характеристиками ее субъектов. Так, на основе экспериментальных данных было выявлено несколько групп учащихся по критерию качественного своеобразия сочетаний таких характеристик, как особенности структуры мотивации, продукта, особенности протекания экспериментальной деятельности, субъектные характеристики.
В исследованиях по этой проблеме раскрыты факторы, через которые можно воздействовать на внутриструктурную динамику мотивационных структур, а, следовательно, управлять их перестройкой. К таким факторам относятся снятие оценки и временных ограничений, демократический стиль общения, ситуация выбора, личностная значимость, вид работы (продуктивный, творческий). Творческий характер проблемный ситуации стимулирует тенденцию к дифференцированию и упорядочению компонентов структуры, то есть тенденцию к устойчивости. Все рассмотренное выше свидетельствует о сложности учебной мотивации как психологического феномена, управление которой в учебном процессе требует учета ее структурной организации, динамичности, возрастной обусловленности.
Таким образом, учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.
Выводы по первой главе
Итак, в результате проведенных нами теоретических исследований, на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можно заключить, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна.
Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную деятельность. Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.
Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное. Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные.
На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов: социальные, познавательные, личностные.
Структура мотивов учащихся, формирующаяся в период обучения, становится стержнем личности будущего специалиста. Следовательно, развитие позитивных учебных мотивов — неотъемлемая составная часть формирования личности учащихся.
Пути становления и особенности мотивации для каждого учащегося индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление профессиональной мотивации учащихся.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Проведение исследования
Целью данного исследования являлось выявление мотивации у учащихся.
Основные задачи исследования:
- Выявление основных мотивов к обучению
- Определение зависимости от возраста
- Интерпретация полученных данных и выведение последующих рекомендаций.
В данном исследовании принимали участие школьники и студенты на территории Российской Федерации.
Количество прошедших опрос: 30.
Возраст прошедших опрос: 15-22 лет.
Дата проведения опроса: 11-14.06.2018.
Особенности проведения исследования:
- Большая часть опрашиваемых – лица женского пола.
- Учащиеся, прошедшие опрос, не связаны территориально.
В первом этапе проведения исследования была проанализирована научная литература, что помогло наиболее верно преподнести опрос учащимся и подобрать вопросы, которые помогли бы наиболее точно определить суть проблемы в последующем. Проведение опроса проходило в онлайн-формате, где мог поучаствовать каждый желающий, что помогло получить наиболее честные ответы. Также важным фактором стала анонимность проводимого исследования.
Третьим этапом стал анализ полученных данных, составление таблиц, что помогло визуально воспроизвести все необходимые данные.
В исследовании бралась за основу методика изучения мотивов учебной деятельности А.А. Реанома, В.А. Якунина.
Данная методика помогает выявить наиболее значимые мотивы в обучении и предоставляет в полной мере всю необходимую информацию.
При обработке результатов определяется частота называния того или иного мотива и определяется его место в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д)
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
Для определения наиболее важных мотивов к обучению была составлена диаграмма (Рисунок 1), на которой можно увидеть, какие аспекты являются наиболее важными и востребованными в процессе обучения.
Рисунок 1. Мотивация учащихся.
Анализ полученных результатов показал, что наиболее значимыми мотивами обучения являются следующие:
- Мотив № 1- Получить хорошую работу в будущем.
- Мотив №2 – Получить знания
- Мотив №3 – Одобрение родителей/друзей/окружающих
- Мотив №4 - Не отставать от одноклассников/одногруппников
Наименее значимыми мотивами обучения являлись: - Мотив №5 - Получить диплом/аттестат
- Мотив №6 - Избежать осуждения за плохую учёбу
Также отдельно от основного опроса у участников спрашивалось, что мешает им обучаться и лишает всякой мотивации. Благодаря этому удалось выявить аспекты обучения, которые оказывают на учеников давление и мешают процессу обучения. Так, можно выделить следующие ответы:
- Наличие проблем с программой обучения (много нелогично расставленных предметов, предметов, которые не нужны);
- Излишняя сложность плохие преподаватели;
- Давление, агрессия, предвзятость и осуждение со стороны преподавателей;
- Общее ухудшение ментального здоровья, сопутствующая заниженной самооценкой и нежеланием заниматься чем-либо;
- Наплевательское отношение преподавателей к предмету и студентам. Его неприменимость к реальной практике.
- Глупые ошибки в школе, легко полученные хорошие оценки, отсутствие у родителей веры в то, что у меня все получится;
- Трудности в понимании материала;
- Баллы и оценки, которые отнюдь не означают реальные знания;
- Сравнение с успехом других;
- Низкая зарплата у многих высококвалифицированных специалистов
несовершенная система образования;
- Преподаватели зачастую ставят оценки не за знания, а как вздумается. Отбивает всё желание стараться на «пятёрку»;
- Непонимание материала, нежелание работать по специальности;
- Лень и прокрастинация, ненужные предметы, состояние стресса, конфликты с учителями;
- Иногда способ подачи информации учителем, иногда специфичные требования;
- Несовершенства системы образования.
- Задания, из которых ничего не следует. Учителя, которые ставят тебе такую же оценку, как и людям, которые приложили минимум усилий;
- Легкомысленность, укоры от учителей на виду у всех одноклассников.
Из приведённых данных можно увидеть какие именно существую барьеры в процессе обучения. По большей части к демотивации ведёт отношение преподавателей и система образования, которая не устраивает часть учащихся.
Также был проведён диаметрально противоположный опрос, где ученики, независимо от стандартной методики, отвечали, что мотивирует их к обучению:
- Интерес к профессии, желание зарабатывать себе на жизнь;
- Интерес к какому-то конкретному предмету;
- Возможности, которые появляются с его приобретением (поступление в вуз, магистратуру и т.п. Саморазвитие само по себе, расширение кругозора;
- Необходимость хорошей высокооплачиваемой работы в будущем;
- Желание получать новые знания и стать специалистом;
- Хороший коллектив и возможность получения работы, что мне по вкусу;
- Надежда выбраться из "болота";
- Книги, люди в интернете которые являются профессионалами своего дела, узкоспециализированные шутки, а также мысль, что детство рано или поздно кончится;
- Желание достичь чего-то большего в своей жизни;
- Возможность изменить свою жизнь к лучшему;
- Гордость родителей за мои успехи;
- Интересная и прибыльная работа в будущем;
- Возможность в будущем получить хорошую профессию и обеспечивать себя самостоятельно;
- Выучить английский и немецкий языки и, возможно, работать в сфере образования;
- Желание найти хорошую работу, желание оправдать надежды родителей;
- Необходимость получения школьного аттестата, диплома для успешного получения работы в будущем;
- Перспектива получить хорошо оплачиваемую работу.