Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Процесс формирования организационной культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективную культуру часто формируют при слабом доверии членов коллектива друг к другу. При подобном отношении сделать ее эффективной будет невозможно, так как нельзя будет определить совместные разделяемые ценности. Поэтому, лучше, сначала направить усилия на формирование доверительных отношений. Доверие - это надежда на то, что люди, от которых мы зависим, оправдают наши ожидания [3, с.245].

Степень доверия определяется прозрачностью информации для персонала по ключевым аспектам совместной деятельности (целям, альтернативе, рискам, ресурсам, приоритетам и др.), ее правдивостью. Также доверие зависит от влияния, которое выражается в согласии принять влияние других людей вместе с их целями, методами и оценками, а также передать им часть своего влияния. И, наконец, на доверии сказывается контроль - регулирование и ограничение поведения других людей, которые выражаются в принятии взаимозависимости или односторонней зависимости от определенного субъекта.

Нередко за работу над формированием эффективной культуры принимаются в тот момент, когда в коллективе царят такие настроения, как паника, уныние, равнодушие или тревожность. В такой момент члены организации не в состоянии рассуждать о ценностях. Необходимо сначала вселить в людей хотя бы надежду, а потом придать им уверенности, добиться эмоционального подъема и энтузиазма.

Работа по формированию эффективной организационной культуры не должна заканчиваться выявлением нужных и общих ценностей и целей и подбором персонала.

После того, как будут выявлены базовые ценности, способствующие развитию бизнеса и в наибольшей степени соответствующие интересам сотрудников и окружению организации (клиентам, партнерам, конкурентам, другим организациям, с которыми взаимодействует организация, от которых зависит, на которых оказывает влияние), приступают к завершающей стадии формирования организационной культуры: культуру формализуют в виде документа. Документ может называться по-разному: Кодекс корпоративного поведения, Идеология организации, Декларация о ценностях и т.п. В нем перечисляют подобные ценности, дается объяснение, почему именно они разделяемы членами коллектива и оберегаемы ими. Также кратко формулируются основные принципы взаимоотношений с окружением, выработанные на основе этих ценностей.

Безусловно, управление организационной культурой не сводится только к выявлению ее профиля и к формулировке идеологии фирмы. Декларация о ценностях не должна остаться просто декларацией. Ее содержание должно стать потребностью каждого члена организации, его внутренним стержнем.


Из вышесказанного можно сделать вывод, что организационная культура - это совокупность идей, взглядов, ценностей, разделяемых всеми членами одной организации, которая задает людям ориентиры их поведения и действий. Идеи, взгляды, ценности могут быть абсолютно разными, в том числе и в зависимости оттого, что лежит в основе: интересы организации в целом или интересы ее отдельных членов. Ценностные ориентации передаются сотрудникам через символические средства духовного и материального окружения организации - стиль поведения и общения, символику и традиции, стиль одежды. Организационная культура - одна из самых действенных средств привлечения и мотивации сотрудников. Фундамент организационной культуры закладывает и формирует руководитель компании, именно от его мировоззрения, профессионального опыта и жизненной позиции зависит атмосфера, царящая в коллективе. Формируя организационную культуру, следует четко понимать, что ею невозможно управлять непосредственно. Можно лишь создать условия, в которых она будет развиваться. Очевидно, что культура поведения человека в высокой степени зависит от типа личности, точно также как организационная культура зависит от типа компании, она в той же степени специфична, как особенна фирма и ее персонал.

Глава 2 Анализ организационной культуры на примере ОАО «РЖД»

2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «РЖД»

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидерοв железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:

- огромные объемы грузовых и пассажирских перевозοк;

- высокие финансовые рейтинги;

- квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;

- большая научно-техническая база;

- проектные и строительные мощности;

- значительный опыт международного сотрудничества.

ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 гοда №585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 гοда №384.


1 октября 2003 гοда - начало деятельности ОАО «РЖД».

Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансοʙой стоимость активοв 987 организаций федерального железнодорожного транспорта. По состоянию на 31.12.2016 г. в собственности компании находятся 385 тыс. объектοв недвижимости (включая земельные участки).

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Группа ОАО «РЖД» фокусируется на развитии пяти ключевых направлений:

- транспорт и логистика;

- пассажирские перевозки и сервис;

- развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта;

- международная деятельность и социальная политика;

Стратегические цели компании:

- увеличение масштаба транспортного бизнеса;

- повышение производственно-экономической эффективности;

- повышение качества работы и безопасности перевозοк;

- глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

- повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Виды деятельности:

- грузοвые перевозки;

- пассажирские перевозки в дальнем сообщении;

- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

- предоставление услуг инфраструктуры;

- предоставление услуг локомотивной тяги;

- ремонт подвижного состава;

- строительство объектοв инфраструктуры;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- предоставление услуг социальной сферы

- прочие виды деятельности.

Рассмотрим организационную структуру предприятия ОАО «РЖД» на рисунке 2.

Рисунок 2- Организационная структура ОАО «РЖД»

Высшим органом управления ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров. Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Решения акционера оформляются в форме распоряжения правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации единолично принимает решение и оформляет письменно численный и персональный состав Совета директорοв ОАО «РЖД».


2.2 Анализ организационной культуры в ОАО «РЖД»

Для обеспечения спроса промышленных предприятий и населения на оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров, бесперебойной и безаварийной работы железнодорожного транспорта в подотделе выстроена определенная система управления, которая включает в себя следующие основные элементы:

1. Еженедельное подведение общих итогов работы, определение и постановка задач на предстоящую неделю посредством проведения селекторных совещаний с руководителями предприятий и станциями подотдела с анализом и планированием объемов и качества работы;

2. Периодическое рассмотрение и обсуждение вопросов безопасности движения поездов, принятие мер по снижению браков в работе;

3. Ежемесячное подведение итогов производственной и хозяйственной деятельности, выполнения заданных экономических показателей с разработкой мер по улучшению работы подотдела и достижению задач, поставленных вышестоящим руководством отделения дороги;

4. Организация и выполнение контрольных функций по содержанию технических средств посредством периодических осмотров хозяйства подотдела с выездом на линейные предприятия и станции;

5. Участие в рабочих и профсоюзных собраниях трудовых коллективов с рассмотрением вопросов трудовой и хозяйственной деятельности, социальных вопросов;

6. Организация работы и контроль над ходом выполнения мероприятий по подготовке к работе железнодорожного транспорта в зимних условиях;

7. Планирование путеремонтных работ на предстоящий летний период, организация их выполнения;

8. Курирование развития инфраструктуры железнодорожного транспорта подотдела и промышленных предприятий с взаимодействием с руководителями хозяйств смежных отраслей промышленности по решению общих вопросов;

9. Рассмотрение и организация перевозочного процесса при образовании новых промышленных объектов с соответствующим увеличением промышленной продукции и объемов заказов на транспортные услуги;

10. Участие в совещаниях, проводимых городской администрацией по решению вопросов социального и общегородского характера, касающихся работы транспорта.

Объем денежных средств, направленных на оплату труда работников и выплаты социального характера представлены в таблице 1.

Таблица 1.


Структура денежных средств, направленных на оплату труда работников и выплаты социального характера, тыс.руб.

Показатель

Ед. изм.

2015

2016

Изменения

Изменения

факт к плану 2016

2016 г. к 2015 г.

план

факт

+/–

%

+/–

%

Всего доходов

млрд. руб.

1 288,30

1 358,40

1 366,00

7,6

0,56

77,7

6,03

Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

млрд. руб.

1 109,10

1 205,10

1 206,50

1,4

0,12

97,4

8,78

грузовые перевозки

млрд. руб.

1 003,10

1 088,80

1089,3

0,5

0,05

86,2

8,59

предоставление услуг инфраструктуры

млрд. руб.

87,2

96,2

96,7

0,5

0,52

9,5

10,92

предоставление услуг

млрд. руб.

11,4

12,7

12,4

–0,3

–2,36

1

8,63

локомотивной тяги

пассажирские перевозки

млрд. руб.

7,4

7,4

8,1

0,7

9,86

0,7

9,26

Доходы от прочих видов деятельности

млрд. руб.

179,2

153,2

159,5

6,3

4,11

–19,7

–10,99

Всего расходов

млрд. руб.

1 215,60

1 298,00

1 298,60

0,6

0,05

83,1

6,84

Расходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

млрд. руб.

1 050,80

1 156,80

1 151,50

–5,3

–0,46

100,7

9,59

грузовые перевозки

млрд. руб.

933,2

1027,8

1017,4

–10,4

–1,01

84,2

9,02

предоставление услуг инфраструктуры

млрд. руб.

102,2

113,1

118,8

5,7

5,04

16,6

16,24

предоставление услуг

млрд. руб.

8,4

9,5

9,1

–0,3

–3,16

0,8

9,52

локомотивной тяги

пассажирские перевозки

млрд. руб.

7

6,3

6,2

–0,1

–1,59

–0,8

–11,43

Расходы от прочих видов деятельности

млрд. руб.

164,7

141,2

147,1

5,9

4,18

–17,6

–10,69

Всего прибыль от продаж

млрд. руб.

72,8

60,4

67,4

7

11,59

–5,4

–7,42

Прибыль по перевозкам, услугам инфраструктуры и локомотивной тяги

млрд. руб.

58,3

48,3

54,9

6,6

13,66

–3,4

–5,83

грузовые перевозки

млрд. руб.

69,9

60,9

71,9

11

18,06

2

2,86

предоставление услуг инфраструктуры

млрд. руб.

–15

–16,9

–22,1

–5,2

30,77

–7,1

47,33

предоставление услуг локомотивной тяги

млрд. руб.

3

3,2

3,2

Х

Х

0,2

6,67

пассажирские перевозки

млрд. руб.

0,4

1,1

1,9

0,8

72,73

1,5

475

Прибыль от прочих видов деятельности

млрд. руб.

14,5

12

12,5

0,5

4,17

–2

–13,79

Результат от прочих доходов и расходов

млрд. руб.

3,8

–1,5

–1,3

0,2

–13,33

–5,1

–134,21

Результат от продажи акций дочерних и зависимых обществ

млрд. руб.

66,3

31,6

33,9

2,3

7,28

–32,4

–49 %

Субсидии

млрд. руб.

1,9

22,8

23,2

0,4

1,75

21,3

1 121 %

Прибыль до налогообложения

млрд. руб.

76,6

58,9

66,2

7,3

12,39

–10,4

–13,58

Чистая прибыль

млрд. руб.

16,8

5,5

14,1

8,6

156,36

–2,7

–16,07