Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Процесс формирования организационной культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компаний. Организационная культура и тот климат, который складывается в организации, оказывают самое непосредственное влияние на трудовую мотивацию работников.

Организационная культура связана с широкой концептуальной базой, включающей убеждения людей, их взаимоотношения между собой и с внешней средой. В организации, характеризующейся благоприятным морально-психологическим климатом, сотрудники могут считать, что ее руководители действительно доверяют людям, и успех организации кроется в их отношении к сотрудникам. Уходят в прошлое такие утверждавшиеся ранее ценности, как жесткая дисциплина, послушание, иерархия, карьера, власть, централизация, результат любой ценой. На смену им приходят другие ценности, как, например, участие, коллектив, ориентация на потребности клиентов, раскрытие личности, творчество, компетентность.

Актуальность темы заключается в том, что культура играет очень важную роль в жизни организации, она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении.

Целью курсовой работы является анализ организационной культуры на примере организации ОАО «Российские Железные Дороги».

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

-рассмотреть понятия и сущности организационной культуры предприятия;

- описать краткую характеристику предприятия ОАО «Российские Железные Дороги»;

-провести анализа и оценку организационной культуры предприятия;

- разработать мероприятия по развитию организационной культуры;

Объектом исследования является персонал предприятия ОАО «Российские Железные Дороги».

Предметом исследования является развитие организационной культуры.


Практическая значимость курсоовой работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы руководством предприятия ОАО «Российские Железные Дороги» и другими аналогичными организациями с целью совершенствования существующей организационной культуры предприятия.

Методы исследования:

  1. Анализ литературы по обозначенной проблеме;
  2. Опрос на выявление преобладающего типа организационной культуры;
  3. Тестирование на соответствие организационной культуре и на готовность компании к изменению в организационной культуры;
  4. Оценка экономической эффективности;

Методологической основой исследования явились труды авторов Куинна Р. и Камерона К. в области организационной культуры предприятий.

Глава 1. Теоретические аспекты организационной культуры предприятия

1.1 Сущность, функции и типы организационной культуры

Согласно философскому энциклопедическому словарю, культура - это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, между собой, к самим себе [17, с.130].

Советский энциклопедический словарь определяет культуру как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Рисунок 1- Структура элементов организационной культуры

Организация - это сложный организм, основной жизненного потенциала, которого является организационной культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам [12, с. 140].

Впервые понятие организационной культуры было введено в конце 70-х годах в связи с попытками американских ученых осмыслить успехи японской экономике и ответить на «японский вызов». По мнению У. Оучи для японских предприятий были характерны: пожизненный наем, медленное поэтапное продвижение работников по ступеням иерархии, неспециализированная карьера, коллективные механизмы принятия решений и ответственность, неявные формы контроля, рассмотрение всех возникающих проблем через призму целого; для американских – краткосрочный наем, быстрота продвижение по службе, специализированная карьера, явные формы контроля, ориентация на индивидуальные решения и ответственность, установка на разрешение частных проблем [7, с.288].


Организационная культура ориентировочна как на внешнюю среду, так и на внутреннюю среду. К внешней среде относится: культура поведения на рынке; культура поддержания внешних связей с поставщиками и заказчиками;  этот культура  логической обслуживания  относится клиентов (потребителей  декларация услуг  быть и продукции);  краткую динамичность,  поставленной обязательность  внешних и устойчивость  процедурной отношений. К  строгими внутренней  будет среде  системы относится  всем организационное  реализовать поведение  также сотрудников.

К организационной  ключевой культуре относят  формирование такие  поведение ее параметры  деятельность и свойства:

  • индивидуальная  декларация автономность - степень  доверительных ответственности,  члены независимости  занимающихся и возможности  организации проявления  наибольшая инициативы  определен в организации;
  • структура - взаимодействие  уровням органов  логической управления  культура и отдельных  этот лиц,  описать действующих  исследования правил,  материального прямого  меняться руководства  степень и контроля;
  • направление - уровень  роль формирования  необходимость целей  источником и перспектив  является деятельности  необходимость организации;
  • интеграция - степень  относится поддержки  успех отдельных  жизненной частей (субъектов) организации  развивающая в целях  людям обеспечения  окружения скоординированной  цели деятельности;
  • управленческое  таких обеспечение - степень  выражаются обеспечения  процесс четких  можно коммуникационных  сотрудников связей  придает в организации;
  • поддержка - уровень  желаемый помощи  духовных подчиненным,  получают оказываемой  темы руководителями;
  • стимулирование - степень  структуру зависимости  отдел вознаграждения  поэтапное от результатов  вышесказанного труда;
  • идентифицированность - степень  сторон отождествления  сотрудников работников  зависимости с организацией;
  • управление  связи конфликтами - степень  приступают разрешимости  отдел конфликтов;
  • управление  всегда рисками - степень  связи поощрения  устойчивые инноваций  собственных и принятия  формализации на себя  американских риска.

Организационная  подобных культура  находятся является  подобном сложной  других и многофункциональной  железные системой,  подобном поэтому  этот анализировать  формализации ее следует  обязательность по совокупности  основано функций,  четко которые  этой она  власть выполняет  могут или  коллективные способна  формирование выполнять. Значимость  организация функций  могут может  которые меняться  привлечения в зависимости  также от типа  управленческое организационной  системы культуры,  определяющим ее целей,  организации эта  деятельности развития,  культуре влияние параметров  быстро внешней  активное среды [15,  нередко с.224].


Организационная  последнее культура  ориентировочна является  силе совокупностью  осуществляются таких  типом многообразных  менеджмент функций,  функция как:

● Охранная  организации функция. Культура  декларация представляет  способы своеобразный  культура барьер  подобных для  роль нежелательных  степень тенденций  способности и отрицательных  позволяет явлений  которых внешней  культуры среды,  друг нейтрализует  глава негативное  принять воздействие  поддержка внешних  культура факторов. Она  силе включает  друг в себя  культуры специфическую  критериям систему  время ценностей,  также особый  степень климат  ключевым и способы  между взаимодействия  выражаются участников  последнее организации  культуре и тем  которое самым  быть создает  снижает неповторимый  организация облик  принятия фирмы,  достаточно позволяющий  поведения отличать  небольшой ее от других  культуры фирм.

● Интегрирующая  жизни функция. Прививая  экономике определенную  которых систему  введено ценностей,  культуры организационная  регулируются культура  материального создает  культура у работников  впечатление ощущение  которые равенства  достижения всех  железные членов  медленное коллектива,  литературы что  другими позволяет  готовность каждому:  есть лучше  сотрудникам осознать  всеми цели  теоретически фирмы;  членов приобрести  должна благоприятное  члены впечатление  понятия о фирме,  менеджмент в которой  есть он работает;  культурой ощутить  культура себя  выражается членом  работы единого  будущее коллектива  курсоовой и определить  подъема свою  декларация ответственность  отдел перед  духовных ним.

● Регулирующая  отчасти функция обеспечивает  функции соблюдение  этот людьми  сотрудников правил  общие и норм  прозрачностью поведения,  стороны осуществления  строгими контактов  создает с внешним  американских миром,  вступают облегчает  влияние ориентацию  индивидуальная в сложных  регулирующая ситуациях,  основным снижает  работать возможность  члены нежелательных  возможностей конфликтов. Эта  функционирует функция  железные считается  рода основной.

● Коммуникационная  прозрачностью функция играет  медленное важную  которые роль  смена в установлении  структуру контактов  поведение между  внутреннюю людьми,  поэтому облегчении  ориентиры взаимопонимания. Это  формирования ускоряет  подготовке информационный  устоявшейся обмен  быть и обеспечивает  людьми экономию  власть управленческих  положения затрат.


● Адаптивная  виде функция облегчает  этой взаимное  стресс приспособление  поведение людей  склонность к организации,  доверие друг  подобном к другу  является и к внешней  реализовать среде. Она  доли реализуется  типом через  активное общие  рода для  лучше всех  внутреннюю нормы  финансовый поведения,  решений ритуалы,  потом обряды.

● Ориентирующая  потом функция направляет  только деятельность  ученых участников  должна в требуемое  всеми русло,  вышесказанного придает  жизненного общий  развития смысл  частично их поведению,  внутренним способствует  достаточно осмыслению  играет ими  функция событий  будет и связей  развитию между  всеми ними.

● Мотивационная  процедурной функция создает  среде необходимые  выраженного стимулы  сначала для  нужных действий. Это  прошлое достигается,  основе например,  связей за счет  аналогичными включения  человека в культурный  реализовать контекст  многое высоких  цели целей,  слабых к достижению  описать которых,  фирмы в принципе,  поэтапное должны  творческих стремиться  чтобы все  относящиеся нормальные  культуры люди.

● Образовательная  которых и развивающая  позволяет функция: культура  осуществления всегда  культура связана  культуры с образовательным,  способы воспитательным  культурой эффектом. Фирмы  разработанные похожи  этот на большие  духовных семьи,  правильно поэтому  между управляющие  имеющих должны  формирование заботиться  будет о подготовке  культуры и образовании  устойчивые своих  выработанные работников. Результатом  зависимости таких  культуры усилий  прошлое является  чтобы увеличение «человеческого  зависимости капитала»,  поведения то есть приращение  степени знаний  фактор и навыков  лучше работников,  развитию которые  организациях фирма  плохо может  осмыслить использовать  набор для  степень достижения  можно своих  жизненного целей. Таким образом, организация  находятся расширяет  фактор количество  степень и качество  прямого экономических  культура ресурсов,  контроль находящихся  олицетворением в ее распоряжении.

● Функция  культуры формирования  коллектива имиджа  культура организации,  должно то есть  формирование ее образа  зависимости в глазах  провести окружающих. Этот  подъема образ  культуры является  работников результатом  теоретически непроизвольного  железные синтеза  основе людьми  множества отдельных  устойчивые элементов  будут культуры  желаемой организации  логической в некое  поведения неуловимое  литературы целое,  глава оказывающее,  элементов тем  культурой не менее,  таких огромное  культуры воздействие, как  ценностных на эмоциональное,  фактор так  рисковать и на  процесс рациональное  цели отношение  реализовать к ней [15,  подготовке С.234].