Файл: Процессы принятия решений в организации (Анализ принятия управленческих решений в условиях неопределенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.3. Условия формирования цели

Свойства цели: суперзависимость, иерархия, обратное преобразование, недостижимость абсолютных значений.

Суперзависимость приводит либо к положительной синергии, либо – к отрицательной.

Свойство иерархии проявляется в том, что большие по затратам или времени цели могут быть разделены на более мелкие, подчиненные основной идее большой цели.

Свойство обратного преобразование заключается в том, что набор сложных задач может быть представлен в виде нового набора целей с последующим формированием новых наборов задач (рисунок 4.).

Основные

Цели

Цель 1

Цель 2

Цель N

Набор задач для решения

Набор сложных задач

Новые цели

Набор задач для решения

. . .

Решение

Рис. 4. Схема раскрупнения целей и задач

войство недостижимости абсолютных значений определяется тем, что все процессы в управлении и экономике являются постоянно изменяющимися непрерывно и дискретно. Поэтому цель должна ориентироваться не на какие-либо конечные значения, а на динамику процесса. тановки целироизводству авто транспорта ции. ии, и формируются выводы

Рассмотрим основные подходы при принятии решений.

В условиях недостаточности информации по изучаемой проблеме, возможности все строго рассчитать и проанализировать, при множественности мнений о целях, критериях и т.д. может не существовать единственного, лучшего решения[10].

Принять решение – сравнительно легко, все сводится к выбору направления действий. Принятие решения – процесс психологический, а человеческое поведение не всегда логично. Иногда людьми движет логика, иногда – чувства.

Итак, в зависимости от того, на каких аспектах подготовки и принятия решения делается акцент, можно выделить следующие два подхода к теоретическим построениям в этой области.

В рамках математической теории принятия решений разрабатываются нормативные модели принятия решений. Цель применения этих моделей – выбор наилучших действий (альтернатив) исходя из заданного критерия и ситуации, в которой принимается решение.

Математическая теория принятия решений по экономическим проблемам основана на предположении, что все ЛПР являются «экономически мыслящими» людьми, т.е. в пределах, допустимых законами, морально-этическими стандартами и т.п., они стараются максимизировать результаты производственно-хозяйственной деятельности фирмы.


Технология принятия решений, основанная на математических моделях (линейное программирование, теория вероятности и т.д.), не дает четких рецептов того, как решение фактически должно приниматься.

Вторая технология работает с дескриптивными моделями, в основе которых лежит поведенческая теория принятия решений. В ней используются психологические модели, в которых учитываются процессы и силы, объясняющие реальное поведение ЛПР.

Большое влияние в любой технологии на принятие решения оказывают личностные качества ЛПР. Люди по-разному относятся к риску, к оценке отдаленных последствий принятых ими решений, к воздействию их на достижение целей других людей.

В связи с этим, интересную технологию предлагает Е.П. Голубков. Разработанный им «комплексный подход» включает следующее[11]:

Построение комплексных методик обоснования решений, сочетающих применение взаимодополняющих методов структуризации, характеризации и оптимизации.

Структуризация предполагает определение места и роли объекта исследования в решении задач более высокого уровня, выделение его основных элементов и установление отношений между ними.

Характеризация направлена на определение системы характеристик, количественно описывающих структуру решаемой задачи.

Оптимизация предполагает выбор наилучшего варианта решения.

Применение этих трех групп методов дает возможность последовательно снижать неопределенность в процессе обоснования решения, повышает эффективность мыслительной деятельности ЛПР и аналитиков.

Таким образом, этот подход дает возможность сконцентрировать неформальное мышление ЛПР на наиболее критических аспектах проблемной ситуации, в которой принимается решение, и предлагаемых альтернативах. При этом выявляются и становятся более ясными скрытые предположения, мотивы поведения, аргументы: они логически включаются в модели процесса подготовки, принятия и реализации решения. Поэтому далее рассмотрим подходы, в рамках которых эти методы работают.

2. ПРИНТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА


2.1. Технологии принятия управленческих решений в организации

Для начала рассмотрим инициативно-целевую технологию принятия решения.

Управление компанией как профессиональной деятельности базируется на обоснованном применении технологий РУР. В отличие от технократической технологии (в машиностроении, металлообработке и др.), технологии РУР не являются детерминированными, так как ее объектами служат: человек, бригада, бюро и др. В состав технологии РУР входят целевые технологии (ЦТ) ПРУР и процессорные (ПТ). Процессорные технологии обслуживают целевые, являясь по отношению к ним инструментарием.

Инициативно – целевая технология основана на выдаче заданий для разработки или реализации УР, без указания средств и методов их выполнения. Она рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя (работника). Данная технология принятия управленческого решения предусматривает разработку руководителем только конечной цели в процессе управления и сопутствующих ей задач, а также срока выполнения (Т выполнения) без указания механизма ее достижения[12].

При этом возможны различные варианты выполнения работ (рисунок 5):

- цель может быть не реализована по каким-либо причинам (Кривая 1). Например, в процессе ее выполнения уволился специалист, существенно уменьшились необходимые ресурсы и др.;

- цель может быть достигнута в предусмотренные сроки в пределах допустимого временного диапазона (Кривая 2);

- цель может быть достигнута за пределами установленного срока (кривая 3). Возможно, что такой исход будет допустимым, а возможно, что к моменту достижения цели она станет неактуальной или просто ненужной.

ЦЕЛЬ

Время

Твып.

Доступный временной диапазон

Доступный

Диапазон

результатов

Рис. 5. Схема реализации инициативно-целевой технологии

Основные условия использования данной технологии:

- решение разрабатывается для персонала численностью не более 10 человек, чтобы возможные неудачи не приносили больших убытков компании;

- время выполнения задания не должно превышать одного месяца со дня его выдачи, также во избежание убытков;

- наличие высокого уровня профессионализма персонала или большого доверия к нему со стороны руководителя;

- наличие устойчивых неформальных отношений в коллективе, для ускорения получения помощи в процессе выполнения задания.

Наиболее часто в компаниях используется программно-целевая технология (ПЦТ). Она состоит в выдаче руководителем заданий (целей, задач) с указанием средств, методов и времени их выполнения (рисунок 6).


А11-А21-А31-А41 – планируемые результаты в сроки Т1, Т2, Т3 и Твып.;

А11-А22; А11-А22-А32-А41 – возможные результаты выполнения.

Использование ПЦТ может привести к трем основным результатам:

  • достижение цели в заданный срок при приемлемых отклонениях от заданных промежуточных значений (А11, А21, А31, А41);
  • достижение цели в заданный срок при существенных отклонениях от заданных промежуточных значений (А11, А22, А32, А41). Если какое-либо заданное промежуточное значение не достигнуто, то на его выполнение выделяются дополнительные ресурсы, если заданное промежуточное значение превосходит запланированное, то часть ресурсов переводится на другие нужды и при этом цель будет достигнута в предусмотренные сроки;
  • устойчивое достижение цели в заданный срок (А11, А22)[13].

А21

Твып.

Т3

Т2

Т1

Доступный временной диапазон

Допустимый диапазон результатов

А41

А32

А31

А22

А11

Рис. 6. Схема реализации инициативно – целевой технологии ПРУР

Программно-целевая технология ПРУР обычно гарантирует достижение поставленной цели компании.

Так же в данном подпункте необходимо рассмотреть регламентную технологию.

Технология состоит в выдаче руководителем заданий (целей, задач) с указанием средств и их возможных ограничений, ориентировочных методов и времени их выполнения. Это технология основана на соблюдении требования (регламента) о безусловном не удалении от цели, то есть возможны: либо приближение к цели, либо неизменяемость результатов в течении краткого срока (рисунок 7.)[14].

Направление выполнения решения

Допустимый диапазон результатов

Допустимы временной диапазон

А11

А21

А31

А41

А12

А22

А32

А42

А11-А21-А31-А41 планируемые результаты в сроки Т1, Т2, Т3 и Т4; А12-А22-А32-А42 – возможные результаты выполнения

Рис. 7. Схема реализации регламентной технологии ПРУР

Она обусловлена твердой уверенностью руководителя в положительных результатах УР, хотя он точно не знает конкретных путей достижения цели. Обычно такая ситуация складывается при разработке или реализации УР, касающихся больших масс людей, страны или миропорядка в целом.

Регламентная – технология может привести к двум основным результатам:

  • достижение ощутимых положительных результатов от самого процесса выполнения цели (даже не от результатов) – А11-А21-А31-А41;
  • отсутствие существенных положительных результатов в течение приемлемого времени (топтание на месте) – А12-А22-А32-А42.

Основные условия эффективного использования данной технологии:

  • решение разрабатывается для персонала или населения численностью не менее 10 тысяч человек;
  • время выполнения задания не должно быть точно задано ;
  • наличие практической возможности существенного и непрогнозируемого ограничения ресурсов ;
  • инновационный или длительный характер ПРУР[15].

Рассматриваемая технология базируется на статических методах, теории размытых множеств, теории разработки решений в условиях неопределенности, рекомендуемые структуры управления – линейно – функциональная, продуктовая и ориентированная на потребителя.

Регламентная технология ПРУР обычно гарантирует достижение цели, но в сроки, заранее трудно определимые.

Модель может описываться релевантной (относящейся непосредственно к делу) информацией, а может и математическими соотношениями, имитирующими реальную компанию. Модель, представляющая набор описательной информации, называется концептуальной, а модель, предоставляющая набор математических и логических соотношений, называется имитационной. Частным следствием этих моделей могут быть социотехнические, интеракционистские, институциональные, экономические, социальные и др.

Концептуальная модель менее точная, чем имитационная, но более понятная для среднего руководителя. Она может помочь руководителям всех уровней получить совет или информацию при решении конкретных задач, например, как лучше организовать рекламную компанию, приобрести необходимые материалы, какие качества специалистов особенно необходимы для выполнения поставленных задач. Большая часть задач имеет типовое содержание и отработанные практические методики их разрешения. Эти наборы информации представляют собой относительно самостоятельные файлы концептуальной модели. Они условно объединены в трех взаимосвязанных директориях: организационной, социальной и экономической.

Имитационные модели включают необходимую нормативно-справочную информацию, касающуюся конкретной компании, набор аналитических и логических соотношений, воспроизводящих оперативные действия в компании в зависимости от конкретной ситуации. Имитационная модель функционирует в реальном масштабе времени и с достаточной точностью отражает реальные процессы, происходящие в компании.

Таким образом, при ПРУР руководитель может руководствоваться либо своими представлениями об объекте управления, либо использовать концептуальную модель компании. Как правило, свои представления не редко бывают ошибочными.