Файл: Индивидуальное предпринимательство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, для прекращения своей деятельности по собственной инициативе предпринимателю достаточно предоставить заявление в реги-стрирующий орган.

Нормы, содержащиеся в п. 9 ст. 22.3 Закона о регистрации определя-ют, что при представлении индивидуальным предпринимателем заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр инди-видуальных предпринимателей.

Из этого следует, что датой прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является дата внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Следует заметить, что даже после того, как гражданин прекратил предпринимательскую деятельность, ИНН, присвоенный ему при регистрации в качестве физического лица, у него сохраняется.

Наряду с законными основаниями, позволяющими предпринимателю добровольно прекратить свою деятельность, ст. 22.3 Закона о регистрации содержит и основания, обуславливающие вынужденные меры исключения предпринимателя из ЕГРИП: признание ИП несостоятельным (банкротом). Осуществление любой предпринимательской деятельности зачастую сопря-жено с опасностью потерпеть серьезные убытки, которые будут препятство-вать дальнейшему ведению бизнеса. В этой связи, банкротство индивидуаль-ных предпринимателей не является редкостью, общий механизм несостя-тельности предпринимателя определен нормами закона, факт установления банкротства предпринимателя, лишает его статуса субъекта предпринима-тельской деятельности.

Содержание норм ст. 22.3 Закона о регистрации раскрывает основания наличие которых обуславливает принудительное прекращение его деятель-ности в судебном порядке. Налоговые органы на основе норм п. 3 ст. 25 За-кона о регистрации вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимате-ля в принудительном порядке.

Многократное и/или грубое нарушение бизнесменом закона или дру-гих нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, в об-суждаемой сфере, например, выраженное в неоднократном непредставлении необходимых для включения в ЕГРИП сведений, а также представление не-достоверной или искаженных информации является весомым основанием для обращения в суд.


Решение о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом), принятое судом, предопределяет дальнейшую государственную регистрацию прекращения указанным лицом предпринимательской деятельности (ст. 22.3 Закона о регистрации). Регистрационные действия производятся на основа-нии копии решения арбитражного суда о признании ИП несостоятельным (банкротом). Копия решения суда направляется заказным письмом с уведом-лением о вручении или передается в электронной форме по сети Интернет.

Неспособность удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) не возможность исполнения обязанности по уплате обязательных платежей на протяжении трех месяцев с указанной даты ис-полнения, а также при выявленном факте превышения суммы общего долга относительно стоимости имеющегося в наличии у должника имущества, по смыслу п. 1 ст. 3 Закона о банкротстве определяет гражданина как несостоя-тельного. При этом если размер требований к должнику составляет более 10000 рублей, то в этом случае заявление о признании должника банкротом принимает арбитражный суд. (п. 2 ст. 33 Федерального закона № 127-ФЗ).

При регулировании правоотношений, возникающих в процессе проце-дуры банкротства индивидуального предпринимателя, применяются нормам § 1 гл. X «Банкротство гражданина» Закона о банкротстве, с учетом особен-ностей, предусмотренных положениями § 2 и 3 гл. X п. 2 ст. 202 данной нормы.

В соответствии с п. 2 ст. 216 вышеуказанного закона признанный банкротом индивидуальный предприниматель, лишен права на прохождение госрегистрации для получения утраченного статуса индивидуального пред-принимателя на один год (отсчет идет с даты признания его банкротом). Ста-тьей 214 обсуждаемого закона установлено, что одним из оснований призна-ния индивидуального предпринимателя банкротом выступает выявленный факт его неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных пла-тежей.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать основные особенности правового регулирования деятельности индивидуального пред-принимателя.

Следует отметить, что, основываясь на мнении ученых-правоведов и действующих на сегодня законодательных нормах, можно сделать вывод о том, что первопричина неоднозначности статуса индивидуального предпри-нимателя кроется в отсутствии его четкого правового регулирования, что фактически привело к юридической двойственности статуса данного субъекта предпринимательства. Наличие двойственности статуса подтверждается за-креплённой законодательно возможностью ИП в процессе ведения хозяй-ственной деятельности в зависимости от ситуации выступать поочередно как в качестве физического лица, так и в качестве юридического лица.


Законный статус индивидуального предпринимателя, наделяющий правом на ведение предпринимательской деятельности, приобретают граж-дане, прошедшие процедуру регистрации в органах государственной власти. Деятельность гражданина, не прошедшего вышеуказанную процедуру явля-ется незаконной и уголовно наказуемой.

Базовым законом, регулирующим правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивиду-альных предпринимателей и государственной регистрацией при прекраще-нии физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпри-нимателей, а также в связи с ведением Единого государственного реестра ин-дивидуальных предпринимателей, на сегодняшний день выступает Закон о регистрации, охватывающий закрепление не только основополагающих принципов регулирования отношений в указанной области, но и нормы, де-тально регламентирующие правила исполнения различных регистрацион-ных действий (сроки проведения регистрации, перечни необходимых пакетов документов, основания для отказа в регистрации и т.п.).

Установленный законодательно механизм реализации государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности способствует эф-фективному решению следующих задач: контролирование государством за-конности ведения хозяйственной деятельности, в частности, соблюдение осо-бенностей, установленных на законодательном уровне, ведения бизнеса в за-висимости от вида деятельности, противодействие незаконной практики тай-ного предпринимательства; проведение налогообложения; регулирование экономики посредством получения государственных сведений статистическо-го учета; обеспечение всех участников хозяйственного оборота, государ-ственных органов и органов местного самоуправления актуальными сведе-ниями о субъектах предпринимательской деятельности.

Законом установлено, что прекращение деятельности ИП возможно по следующим основаниям: самостоятельное решение ИП о прекращении дея-тельности; смерть ИП; банкротство ИП; запрет ИП на определенный срок осуществлять свою деятельность (принудительно, по решению суда).

В ходе исследования, было выявлены особенности прохождения про-цедуры банкротства ИП в условиях нынешней экономической ситуации в России. Так, ст. 25 ГК РФ указывает на то, что по решению суда предприни-матель, не способный исполнить требования кредиторов, непосредственно связанные с его предпринимательской деятельности, наделяется статусом банкрота, при этом в соответствии со ст. 164 Закона о банкротстве такое признание возможно если в основе требований лежат денежные обязатель-ства и (или) обязанность уплаты обязательных платежей, включая налоговые выплаты. Наряду с этим, для признания несостоятельности предпринимателя необходимо соблюсти установленные законодателем два условия (в совокуп-ности): обязательства или обязанности не исполнены предпринимателем по истечению трех месяцев с момента наступления даты их исполнения; общая сумма невыполненных обязательств превышает стоимость имущества пред-принимателя. Признанный банкротом предприниматель лишен права на по-вторное прохождение процедуры государственной регистрации на 1 год с момента признания.


Индивидуальный предприниматель несет ответственность по обяза-тельствам всем личным имуществом. В случае если денежных средств недо-статочно, обращается взыскание как на личное имущество гражданина - предпринимателя, так и на его долю в общей или совместной собственности), исключение составляет имущество, определенное перечнем, установленным ГПК РФ. Требования кредиторов, в том числе, по обязательствам, не связан-ным с предпринимательской деятельностью, удовлетворяются в четко уста-новленном законодательно порядке очередности.

Из выше проанализированного следует, что индивидуальные предпри-ниматели — это особая категория субъектов предпринимательской деятель-ности, и все многообразие складывающихся правоотношений в этой области обладает определенной спецификой, включающей в себя, как и явные зако-нодательно установленные преимущества при осуществлении данным субъ-ектом предпринимательства своей деятельности, так и некоторые нюансы российского законодательства, осложняющие процесс ведения бизнеса в данной организационно-правовой форме.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодатель-ства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Российская газета, № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) // Российская газета, № 256, 31.12.2001. 29.12.2017) // Российская газета", № 17, 27.01.1996.

8. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 31.12.2017) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с28.01.2018) // Российская газета, № 27, 10.02.1996.


9. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 31.12.2017) «Об органи-зации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28. 01.2018) // Российская газета, № 6, 12.01.1993.

10. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О рынке ценных бумаг» // Российская газета, № 79, 25.04.1996.

11. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" // Российская газета, № 68, 10.04.1996.

12. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» // Российская газета, № 267, 31.12.2008.

13. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, № 97, 06.05.2011.

14. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ (ред. от 04.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) "О дополнительных страховых взно-сах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" // Российская газета, № 95, 06.05.2008.

15. Приказ Минфина России от 30.09.2016 № 169н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридиче-ских лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (ред. от 19.10.2017) (Зарегистрирова-но в Минюсте России 05.12.2016 № 44557) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.12.2016.

Учебная и научная литература

1. Губин П.Е. Право на информацию и обязанность по ее предостав-лению в предпринимательской деятельности. Дисс. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук: 12.00.03. – Москва, 2004.

2. Гудзь И.А., Балашова Е.Ф. Правосубъектность индивидуального предпринимателя. В сборнике статей: Актуальные проблемы современного российского законодательства Российской Федерации // Московский город-ской педагогический университет. Саратов, 2016. С. 32-36.

3. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник для бакалавров / М.: Проспект, 2015. 624 с.

4. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005. 220 с.

5. Масляева М. МСБ по-российски // Сегодня. – 2014. №4. С. 4-8.

6. Пашин А.Л., Чуряев А.В. Научно-практический комментарий к Фе-деральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной реги-страции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Деловой двор. 2009. 224 с.

7. Рыбалка Е.А. Особенности правового статуса индивидуальных предпринимателей // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 5 (72). С. 69-73.