Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика гражданско-правового статуса индиви-дуального предпринимателя
1.1.Понятие, признаки и осуществление предпринимательской деятельно-сти граждан
1.2. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя
1.3. Порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя
Глава 2. Особенности ответственности индивидуального предпринимателя
2.1. Ответственность индивидуального предпринимателя
2.2. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя
Таким образом, для прекращения своей деятельности по собственной инициативе предпринимателю достаточно предоставить заявление в реги-стрирующий орган.
Нормы, содержащиеся в п. 9 ст. 22.3 Закона о регистрации определя-ют, что при представлении индивидуальным предпринимателем заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр инди-видуальных предпринимателей.
Из этого следует, что датой прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является дата внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Следует заметить, что даже после того, как гражданин прекратил предпринимательскую деятельность, ИНН, присвоенный ему при регистрации в качестве физического лица, у него сохраняется.
Наряду с законными основаниями, позволяющими предпринимателю добровольно прекратить свою деятельность, ст. 22.3 Закона о регистрации содержит и основания, обуславливающие вынужденные меры исключения предпринимателя из ЕГРИП: признание ИП несостоятельным (банкротом). Осуществление любой предпринимательской деятельности зачастую сопря-жено с опасностью потерпеть серьезные убытки, которые будут препятство-вать дальнейшему ведению бизнеса. В этой связи, банкротство индивидуаль-ных предпринимателей не является редкостью, общий механизм несостя-тельности предпринимателя определен нормами закона, факт установления банкротства предпринимателя, лишает его статуса субъекта предпринима-тельской деятельности.
Содержание норм ст. 22.3 Закона о регистрации раскрывает основания наличие которых обуславливает принудительное прекращение его деятель-ности в судебном порядке. Налоговые органы на основе норм п. 3 ст. 25 За-кона о регистрации вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимате-ля в принудительном порядке.
Многократное и/или грубое нарушение бизнесменом закона или дру-гих нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, в об-суждаемой сфере, например, выраженное в неоднократном непредставлении необходимых для включения в ЕГРИП сведений, а также представление не-достоверной или искаженных информации является весомым основанием для обращения в суд.
Решение о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом), принятое судом, предопределяет дальнейшую государственную регистрацию прекращения указанным лицом предпринимательской деятельности (ст. 22.3 Закона о регистрации). Регистрационные действия производятся на основа-нии копии решения арбитражного суда о признании ИП несостоятельным (банкротом). Копия решения суда направляется заказным письмом с уведом-лением о вручении или передается в электронной форме по сети Интернет.
Неспособность удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) не возможность исполнения обязанности по уплате обязательных платежей на протяжении трех месяцев с указанной даты ис-полнения, а также при выявленном факте превышения суммы общего долга относительно стоимости имеющегося в наличии у должника имущества, по смыслу п. 1 ст. 3 Закона о банкротстве определяет гражданина как несостоя-тельного. При этом если размер требований к должнику составляет более 10000 рублей, то в этом случае заявление о признании должника банкротом принимает арбитражный суд. (п. 2 ст. 33 Федерального закона № 127-ФЗ).
При регулировании правоотношений, возникающих в процессе проце-дуры банкротства индивидуального предпринимателя, применяются нормам § 1 гл. X «Банкротство гражданина» Закона о банкротстве, с учетом особен-ностей, предусмотренных положениями § 2 и 3 гл. X п. 2 ст. 202 данной нормы.
В соответствии с п. 2 ст. 216 вышеуказанного закона признанный банкротом индивидуальный предприниматель, лишен права на прохождение госрегистрации для получения утраченного статуса индивидуального пред-принимателя на один год (отсчет идет с даты признания его банкротом). Ста-тьей 214 обсуждаемого закона установлено, что одним из оснований призна-ния индивидуального предпринимателя банкротом выступает выявленный факт его неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных пла-тежей.
Заключение
Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать основные особенности правового регулирования деятельности индивидуального пред-принимателя.
Следует отметить, что, основываясь на мнении ученых-правоведов и действующих на сегодня законодательных нормах, можно сделать вывод о том, что первопричина неоднозначности статуса индивидуального предпри-нимателя кроется в отсутствии его четкого правового регулирования, что фактически привело к юридической двойственности статуса данного субъекта предпринимательства. Наличие двойственности статуса подтверждается за-креплённой законодательно возможностью ИП в процессе ведения хозяй-ственной деятельности в зависимости от ситуации выступать поочередно как в качестве физического лица, так и в качестве юридического лица.
Законный статус индивидуального предпринимателя, наделяющий правом на ведение предпринимательской деятельности, приобретают граж-дане, прошедшие процедуру регистрации в органах государственной власти. Деятельность гражданина, не прошедшего вышеуказанную процедуру явля-ется незаконной и уголовно наказуемой.
Базовым законом, регулирующим правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивиду-альных предпринимателей и государственной регистрацией при прекраще-нии физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпри-нимателей, а также в связи с ведением Единого государственного реестра ин-дивидуальных предпринимателей, на сегодняшний день выступает Закон о регистрации, охватывающий закрепление не только основополагающих принципов регулирования отношений в указанной области, но и нормы, де-тально регламентирующие правила исполнения различных регистрацион-ных действий (сроки проведения регистрации, перечни необходимых пакетов документов, основания для отказа в регистрации и т.п.).
Установленный законодательно механизм реализации государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности способствует эф-фективному решению следующих задач: контролирование государством за-конности ведения хозяйственной деятельности, в частности, соблюдение осо-бенностей, установленных на законодательном уровне, ведения бизнеса в за-висимости от вида деятельности, противодействие незаконной практики тай-ного предпринимательства; проведение налогообложения; регулирование экономики посредством получения государственных сведений статистическо-го учета; обеспечение всех участников хозяйственного оборота, государ-ственных органов и органов местного самоуправления актуальными сведе-ниями о субъектах предпринимательской деятельности.
Законом установлено, что прекращение деятельности ИП возможно по следующим основаниям: самостоятельное решение ИП о прекращении дея-тельности; смерть ИП; банкротство ИП; запрет ИП на определенный срок осуществлять свою деятельность (принудительно, по решению суда).
В ходе исследования, было выявлены особенности прохождения про-цедуры банкротства ИП в условиях нынешней экономической ситуации в России. Так, ст. 25 ГК РФ указывает на то, что по решению суда предприни-матель, не способный исполнить требования кредиторов, непосредственно связанные с его предпринимательской деятельности, наделяется статусом банкрота, при этом в соответствии со ст. 164 Закона о банкротстве такое признание возможно если в основе требований лежат денежные обязатель-ства и (или) обязанность уплаты обязательных платежей, включая налоговые выплаты. Наряду с этим, для признания несостоятельности предпринимателя необходимо соблюсти установленные законодателем два условия (в совокуп-ности): обязательства или обязанности не исполнены предпринимателем по истечению трех месяцев с момента наступления даты их исполнения; общая сумма невыполненных обязательств превышает стоимость имущества пред-принимателя. Признанный банкротом предприниматель лишен права на по-вторное прохождение процедуры государственной регистрации на 1 год с момента признания.
Индивидуальный предприниматель несет ответственность по обяза-тельствам всем личным имуществом. В случае если денежных средств недо-статочно, обращается взыскание как на личное имущество гражданина - предпринимателя, так и на его долю в общей или совместной собственности), исключение составляет имущество, определенное перечнем, установленным ГПК РФ. Требования кредиторов, в том числе, по обязательствам, не связан-ным с предпринимательской деятельностью, удовлетворяются в четко уста-новленном законодательно порядке очередности.
Из выше проанализированного следует, что индивидуальные предпри-ниматели — это особая категория субъектов предпринимательской деятель-ности, и все многообразие складывающихся правоотношений в этой области обладает определенной спецификой, включающей в себя, как и явные зако-нодательно установленные преимущества при осуществлении данным субъ-ектом предпринимательства своей деятельности, так и некоторые нюансы российского законодательства, осложняющие процесс ведения бизнеса в данной организационно-правовой форме.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодатель-ства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Российская газета, № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) // Российская газета, № 256, 31.12.2001. 29.12.2017) // Российская газета", № 17, 27.01.1996.
8. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 31.12.2017) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с28.01.2018) // Российская газета, № 27, 10.02.1996.
9. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 31.12.2017) «Об органи-зации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28. 01.2018) // Российская газета, № 6, 12.01.1993.
10. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О рынке ценных бумаг» // Российская газета, № 79, 25.04.1996.
11. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" // Российская газета, № 68, 10.04.1996.
12. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» // Российская газета, № 267, 31.12.2008.
13. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, № 97, 06.05.2011.
14. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ (ред. от 04.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) "О дополнительных страховых взно-сах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" // Российская газета, № 95, 06.05.2008.
15. Приказ Минфина России от 30.09.2016 № 169н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридиче-ских лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (ред. от 19.10.2017) (Зарегистрирова-но в Минюсте России 05.12.2016 № 44557) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.12.2016.
Учебная и научная литература
1. Губин П.Е. Право на информацию и обязанность по ее предостав-лению в предпринимательской деятельности. Дисс. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук: 12.00.03. – Москва, 2004.
2. Гудзь И.А., Балашова Е.Ф. Правосубъектность индивидуального предпринимателя. В сборнике статей: Актуальные проблемы современного российского законодательства Российской Федерации // Московский город-ской педагогический университет. Саратов, 2016. С. 32-36.
3. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник для бакалавров / М.: Проспект, 2015. 624 с.
4. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005. 220 с.
5. Масляева М. МСБ по-российски // Сегодня. – 2014. №4. С. 4-8.
6. Пашин А.Л., Чуряев А.В. Научно-практический комментарий к Фе-деральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной реги-страции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Деловой двор. 2009. 224 с.
7. Рыбалка Е.А. Особенности правового статуса индивидуальных предпринимателей // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 5 (72). С. 69-73.