Файл: Индивидуальное предпринимательство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые виды деятельности, закрыты для индивидуальных пред-принимателей по закону. Так, например, Федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации », ука-зывает на то, что в качестве страховщиков могут выступать именно юриди-ческие лица, получившие лицензию для занятия страховой деятельностью. Аналогичные требования к организации деятельности содержит Федераль-ный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности » и нормы ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг ».

В качестве ярко выраженной особенности статуса ИП, выступает и еще один немаловажный нюанс. На основании п. 2 ст. 34 Семейного Кодекса Рос-сийской Федерации , если предприниматель состоит в официально зареги-стрированном гражданском браке, в случае его расторжения, все его дохо-ды, полученные в результате ведения предпринимательской деятельности, а также имущество, приобретенное на них, подлежат разделу между супруга-ми. Данный раздел производится в равных долях, с учетом раздела имуще-ства, используемого в коммерческих целях. При этом, если одним из супру-гов статус предпринимателя приобретен еще до момента заключения брака, то несмотря на этот факт, все доходы, полученные от предпринимательской деятельности, после вступления в брак признаются общей собственностью. Единственным исключением может являться заключенный между супругами брачный договор, включающий порядок раздела доходов супруга − инди-видуального предпринимателя. Помимо этого, без согласия супруга индиви-дуальный предприниматель не вправе распоряжаться недвижимым имуще-ством, которое было приобретено в браке, в том числе, если данная недви-жимость используется исключительно в целях предпринимательской дея-тельности.

Из вышеизложенного следует, что правоспособность индивидуального предпринимателя является, за исключением отдельных аспектов, неким «расширением» прав обычного гражданина. Данный статус обеспечивает право ИП на более широкие возможности в экономической деятельности, но в то же время обязывает его соблюдать определенные требования в процессе предпринимательской деятельности.

Предприниматель вправе выступать в роли учредителя при создании юридического лица, работать по найму и обладает иными гражданскими правами. Также несомненным преимуществом предпринимательства являет-ся и возможность заключения договоров с иными физлицами в статусе физи-ческого лица, тем самым существенно сокращая налоговые выплаты.


Действующие, на сегодняшний день, нормы российского законодатель-ства, направленные на регулирование деятельности индивидуального пред-принимательства объединяет один основной принцип: свобода, ограниченная некоторыми юридическими нормами . Это означает, что каждый человек может свободно применять свое имущество и способности в целях реализа-ции предпринимательской деятельности. Ограничения, представленные в ви-де законов, необходимы для эффективной защиты прав, интересов и здоро-вья других лиц, поддержания основ конституционного строя, а также обес-печения государственной безопасности; соблюдения равенства всего много-образия форм собственности. Запрещены какие-либо привилегии, а также ограничения для лиц, которые занимаются предпринимательской деятельно-стью с использованием имущества, относящегося к личной, государственной, а также к муниципальной собственности; запрет на монополии.

Это означает, что закон о предпринимательской деятельности обеспе-чивает, необходимую для рыночной экономики, свободу конкуренции; пра-вильное понимание целей. Основной стимул к осуществлению предпринима-тельской деятельности – это прибыль; соблюдение баланса. Исходя из этого, заглавная цель законодательных норм в данной области − регулирование соблюдения баланса интересов государства и субъектов предприниматель-ской деятельности .

1.3. Порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Содержанием пункта 1 статьи 23 ГК РФ определено, что право граж-дан на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица возникает непосредственно в момент прохождения про-цедуры государственной регистрации, результатом которой является при-своение статуса индивидуального предпринимателя.

Статьи 2, 23 и 51 ГК РФ направлены на осуществление регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Указанные положения нашли свое отражение в базовом Законе о регистра-ции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и в иных зако-нодательных актах, устанавливающих специальный порядок государствен-ной регистрации отдельных субъектов, например, некоммерческих органи-заций, банков и т.д.


Предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зареги-стрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Из этого следует, что законная предпринимательская деятельность невозможна без прохождения процедуры регистрации .

Государственная регистрация (от лат. registrant - "список, перечень") это процедура, выполнение которой дает право субъекту на осуществление предпринимательской деятельности в качестве юридического лица или инди-видуального предпринимателя, и в то же время предполагает возможность государства проверить законность и обоснованность соответствующего при-тязания.

На сегодняшний день, процедура государственной регистрации зако-нодательно установлена и выражается во внесении в государственные ре-естры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринима-теля, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивиду-альных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индиви-дуальных предпринимателях.

Прохождение данной процедуры обусловлено необходимостью уста-новления легитимности функционирования конкретного лица в предприни-мательском обороте. Регистрация носит общеобязательный характер. Ее цель в осуществлении контроля в соблюдении законности создания, реорга-низации и ликвидации предприятия, учете участников предпринимательской деятельности, сбор данных об их правовом, организационном и имуще-ственном положении.

Требование о регистрации индивидуальных предпринимателей содер-жится в ст. 23 ГК РФ. Сведения о государственной регистрации индивиду-альных предпринимателей вносятся в Единый государственный реестр инди-видуальных предпринимателей (далее − ЕГРИП). День внесения соответ-ствующей записи в ЕГРИП является датой приобретения гражданином ста-туса предпринимателя (Приложение).

Конституцией РФ определено, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Опираясь на данный принцип, процедура государствен-ной регистрации призвана обеспечить свободную реализацию гражданами субъективного права на осуществление предпринимательской и иной не за-прещенной законом экономической деятельности (ст. 8 и 34 Конституции РФ). В связи с этим, в научной литературе подчеркивается, что "...единой це-лью государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства в сфере предпринимательских и некоммер-ческих корпоративных отношений" .


Наряду с этим, институт государственной регистрации остается инсти-тутом публичной власти, созданным "...для обеспечения публичных интере-сов и охраны законности на экономическом поле..." . Государственная реги-страция при этом "...предполагает соразмерное ограничение возможности реализации права на предпринимательскую или некоммерческую корпора-тивную деятельность посредством его применения в рамках установленной законом юридической (административной) процедуры" .

Вместе с тем, в научной литературе отмечены и другие цели государ-ственной регистрации. Н.В. Козлова полагает, что самостоятельной целью государственной регистрации является "защита интересов всех участников имущественного оборота путем констатации факта создания юридического лица" . По мнению П.Е. Губина законодательство о государственной реги-страции должно преследовать "...в том числе и цель придания документам зарегистрированного лица свойства публичной достоверности" .

Вышеназванные цели способствуют решению следующих задач:

1) осуществление государственного контроля за ведением хозяйствен-ной деятельности;

2) борьба с незаконным тайным предпринимательством;

3) проведение налогообложения;

4) получение государственных сведений статистического учета в целях реализации мер по урегулированию экономики;

5) предоставление информации о субъектах предпринимательской де-ятельности всем участникам хозяйственного оборота, государственным ор-ганам и органам местного самоуправления .

Из этого следует, что государственная регистрация в Российской Феде-рации является юридическим фактом, с момента совершения которого, гражданин приобретает правовой статус индивидуального предпринимате-ля.

Анализируемый правовой институт ставит перед собой цель в решении двух важных задач: возникновение правосубъектности индивидуальных предпринимателей и легитимацию их деятельности.

Законом о регистрации установлен срок для осуществления регистраци-онных действий с целью присвоения гражданином статуса индивидуального предпринимателя – до 3 рабочих дней со дня представления всех необходи-мых документов.

Также необходимо отметить, что с 17 декабря 2016 г. действует адми-нистративный регламент − приказ Минфина от 30 сентября 2016 г. №169Н . Данным регламентом определен порядок прохождения государственной ре-гистрации юридическими лицами, гражданами в качестве индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Установлено, что документы можно подать в многофункциональный центр, при этом, удо-стоверение нотариусом подписей лиц, при подаче документов способных са-мостоятельно подтвердить свою личность, больше не требуется. Документы могут быть предъявлены заявителем либо его представителем, полномочия последнего должны быть удостоверены нотариусом. Вместе с тем имеется возможность передачи пакета документов с нотариусом используя электрон-ные средства связи. Факт наличия усиленной квалифицированной электрон-ной подписи заявителя или нотариуса на электронных документах освобож-дает от обязанности дополнительного заверения документов.


Глава 2. Особенности ответственности индивидуального предпринимателя

2.1. Ответственность индивидуального предпринимателя

Индивидуальный предприниматель как субъект права может быть при-влечен к разным видам ответственности по ряду оснований:

- к гражданско-правовой — по обязательствам перед кредиторами. Такую ответственность он несет всем своим имуществом в соответствии со ст. 24 ГК РФ.

- к ответственности за нарушение трудового законодательства. На ИП-работодателя распространяются требования Трудового кодекса Россий-ской Федерации и других актов.

- к налоговой — за несвоевременно сданную отчетность, уплату налогов или других обязательных платежей (см., например, ст.122 Налого-вого кодекса РФ).

- к административной. Правонарушения и наказания в этом случае мы рассмотрим в настоящей статье чуть позже.

- к уголовной. Она наступает за деяние, ущерб при котором крупный или особо крупный (для разных преступлений установлен разный стоимост-ной предел).

Физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, может нести ответственность и как гражданин, и как пред-приниматель. Здесь чрезвычайно важно во всех ситуациях проводить четкое разграничение, где действия осуществляет просто физическое лицо, а где ИП.

Отметим, что ответственность ИП в разных ситуациях может быть ши-ре или уже ответственности гражданина. Например, при нарушении правил дорожного движения индивидуальным предпринимателем к ответственности привлекается он как гражданин, а не ИП. В то же время, обычное физическое лицо не должно быть привлечено к ответственности, например, за выпуск продукции, не отвечающей требованиям безопасности, а для предпринима-теля данная норма вполне возможна.

Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации , субъектом преступления признается физическое лицо, отвечающее определенным кри-териям, позволяющим привлечь его к уголовной ответственности за совер-шенное им противоправное деяние.

Таким образом, предприниматель, хоть и является физическим лицом, не подлежит привлечению привлечен к данному виду ответственности имен-но как ИП. При этом нет никаких ограничений на привлечение его к уголов-ной ответственности как гражданина, статус индивидуального предпринима-теля здесь значения не имеет. Уголовное законодательство исходит из того, что преступление совершает конкретное физическое лицо, а не абстрактный «предприниматель». При этом не стоит забывать, что совершение преступ-ления может быть непосредственно связано с осуществлением предпринима-тельской деятельности. В то же время, совершение менее опасного противо-правного деяния – административного правонарушения, предусматривает ответственность не только гражданина, но и предпринимателя.