Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– ОРМ являются главной составной частью ОРД;

– они осуществляются как гласно, так и негласно;

– их основными субъектами являются только должностные лица ОРО;

– их содержание составляют действия, направленные на добывание и реализацию юридически значимой информации;

– они имеют законодательно определенное целевое назначение - решение задач ОРД по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению безопасности общества и государства от преступных посягательств. Классификация ОРМ. Существуют несколько методов классификации ОРМ.

Один из методов классифицирует следующим образом:

1. В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ они могут быть разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и т.д.).

2. В зависимости от формы проведения ОРМ они могут быть гласными и негласными, осуществляться с зашифровкой их истинной цели и без нее. При гласном проведении таких ОРМ, как правило, не скрывается сам факт их осуществления.

Негласное проведение ОРМ предполагает их осуществление в тайне от других лиц, в первую очередь проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых, их связей и т.д. Негласность таких ОРМ условна. Она может быть абсолютной и относительной. При абсолютной негласности о проведении ОРМ осведомлены только оперативники, их осуществляющие, а также лица, действующие по их поручению и непосредственно выполняющие эти мероприятия (конфиденты, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений). При относительной негласности ОРМ об их проведении не знают только граждане, в отношении которых они осуществляются, а их результаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности. Так, результаты наблюдения, негласно проведенного в рамках предварительной оперативной проверки или оперативной разработки с участием граждан и применением кино-, фотосъемки и видеозаписи, специальных химических, а также иных технических и других средств, могут быть использованы в уголовном процессе в качестве доказательств по уголовному делу.

Все предусмотренные в ст. 6 ФЗ об ОРД ОРМ по признаку гласности их проведения условно можно свести в две основные группы:

а) ОРМ, которые могут проводиться как гласно, так и негласно: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, проверочная закупка, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;


б) проводимые только в тайне (негласно) от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Возможны и другие виды классификации.

Так, по степени проникновения в криминально-криминогенную среду их можно разделить на глубокие и поверхностные. По этому критерию наиболее потенциально глубокими следует признать оперативное внедрение в преступную среду и агентурное наблюдение за ней, а самыми поверхностными - сбор образцов для сравнительного исследования и отождествление личности.

По направленности и характеру могут быть выделены разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, розыскные, вспомогательные, обеспечивающие и другие ОРМ.

По субъекту проведения ОРМ можно классифицировать на мероприятия, проведение которых допустимо любыми органами - субъектами ОРД и мероприятия, проведенные специализированными оперативными подразделениями. В частности, только с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ и ОВД проводятся ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи.

По степени ограничения прав граждан ОРМ можно разделить на ограничивающие конституционные права граждан и не носящие таких ограничений. К ОРМ, ограничивающим конституционные права граждан, следует прежде всего относить ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. К таким ОРМ относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров. В связи с тем, что конституционные права граждан ограничиваются не во всех случаях при снятии информации с технических каналов связи, обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, данные ОРМ могут быть включены как в одну, так и в другую группу мероприятий.


По интенсивности использования технических средств ОРМ делятся на оперативно-технические и не имеющие преобладающего или исключительно технического содержания их проведения. К оперативно-техническим относятся такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.

По сочетанию ОРМ между собой их можно разделить на относительно автономные и комплексные. К комплексным можно отнести оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент.

Таким образом, ОРД является разновидностью государственной правоохранительной деятельности. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими средствами и методами.

1.2.Действие оперативно-розыскного закона во времени пространстве и по кругу лиц.

Общие положения действия оперативно - розыскного закона в пространстве. Согласно ч.1 ст.8 ФЗ об ОРД общим условием проведения ОРМ выступает возможность их осуществления на территории России, если иное не предусмотрено ФЗ. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия ФЗ об ОРД в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Нормы ФЗ об ОРД полностью применяются на всей территории РФ, которая согласно Конституции, включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В соответствии со ст. 1 и 5 Закона о Государственной границе территорией России являются находящиеся в пределах ее государственных границ суша, воды, недра и воздушное пространство. Согласно ФЗ от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внутренние морские воды являются составной частью территории России (ст. 1), а на территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет России с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море (ч. 4 ст. 2). В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК преступления, совершенные в пределах территориальных под или воздушного пространства РФ2, признаются совершенными на территории РФ. Следовательно, для реализации целей ОРД нормы ФЗ об ОРД применяются и в указанных средах4.


Территорией РФ также считаются гражданские суда в открытом море и гражданские самолеты (летательные аппараты) под флагом или с опознавательным знаком РФ, не находящиеся на территории другого суверенного государства или же не пролетающие над этой территорией.

Военные корабли, плавающие под российским флагом, а также военные летательные аппараты (воздушные судна) являются территорией РФ вне зависимости от того, где они находятся. Однако следует помнить, что территории посольств и консульств РФ в иностранных государствах (включая бывшие союзные республики Советского Союза) территорией России, как правило, не являются.

Исключения из действия оперативно-розыскного закона в пространстве.

Согласно воле законодателя, такие исключения допустимы, что должно быть предусмотрено ФЗ (см. ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Первое цена исключение. В ст. 12 УК содержится сбор предписание опыт о действии семь уголовного куда закона дело в отношении семь лиц, совершивших преступление опыт вне рост пределов России. Создание опыт предпосылок для этап реализации семь этой темп нормы подразумевает вероятность осуществления итог ОРД за рубежом. Военнослужащие опыт воинских частей учет РФ, дислоцирующихся сбор за пределами тема РФ, за преступления, совершенные факт на дело территории семь иностранного куда государства, несут уголовную ответственность по либо уголовному законодательству РФ (см. ч. 2 ст.12 УК), однако лишь выявить, допустим, военнослужащего, который готовится сбор совершить государственную измену, без осуществления итог соответствующих ОРМ крайне рост затруднительно.

Кроме того, ФЗ о ФСБ не рост содержит запрещения итог осуществления итог КРД за пределами тема РФ. Поскольку КРД реализуется сбор в том числе и с помощью ОРМ, то ясно можно чтоб сделать вывод, что ясно органы ФСБ, а также счет органы разведки курс могут проводить ОРМ за рубежом, что ясно реально чтоб и происходит.

Второе цена исключение опыт допустимо язык исходя из предписания итог Закона дело о международных договорах.» Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена дело возможность осуществления итог ОРМ за пределами тема РФ - Например, Советом министров внутренних лет государств - участников СНГ 18 декабря 1998 г. подписано чтоб Соглашение опыт о сотрудничестве в сфере специального куда сопровождения итог ОРД (имеется сбор в виду сопровождение опыт оперативной темп разведки, оперативно-поисковых мероприятий, наружного куда наблюдения). В Соглашении семь отмечено, что ясно в соответствии семь с государственным суверенитетом осуществление опыт специального куда сопровождения итог оперативной темп разведкой темп на дело территории семь другого куда государства весь не рост допускается. Сотрудничество хотя осуществляется сбор путем выполнения итог ОРО страны, на дело территории семь которой темп находится сбор или явно направляется сбор объект наблюдения, письменных запросов страны-инициатора есть об осуществлении семь специального куда сопровождения итог ОРД. В случае срочной темп необходимости база при суть следовании семь объекта тоже наблюдения итог на дело территорию другого куда государства весь руководители явно подразделений указ оперативной темп разведки курс могут устанавливать непосредственные факт контакты с целью подготовки курс к решению поставленной темп задачи до поступления итог запроса.


Третье исключение. С учетом того, что ясно в исключительных случаях уголовная сеть юрисдикция итог РФ осуществляется сбор на дело борту иностранного куда судна, проходящего куда через территориальное цена море, ОРД возможна дело для этап обеспечения итог производства весь расследования итог преступления итог на дело борту иностранного куда судна дело во хотя время фонд его куда прохода этот в случаях, если: последствия итог преступления итог распространяются сбор на дело территорию РФ; такие опыт меры необходимы для этап пресечения итог незаконной темп торговли явно наркотическими тема средствами тема или явно психотропными тема веществами, а также счет для этап пресечения итог других преступлений указ международного куда характера, предусмотренных международными тема договорами тема РФ. и др.

Четвертое цена исключение. ФЗ об ОРД применяется сбор так же счет в исключительной темп экономической темп зоне рост и на дело пространстве континентального куда шельфа РФ. Исключительная сеть экономическая сеть зона дело РФ - это ясно морской темп район, находящийся сбор за пределами тема территориального куда моря России семь и прилегающий указ к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ от 17 декабря 1998г. №191-ФЗ «Об исключительной темп экономической темп зоне рост РФ», международными тема договорами тема России семь и нормами тема международного куда права. Внешняя риск граница данной темп зоны находится сбор на дело расстоянии семь 200 морских миль от исходной темп линии, от которых отмеряется сбор ширина дело территориального куда моря, если явно иное цена не рост предусмотрено чтоб международными тема договорами тема России.

Возведенные факт и строящиеся сбор для этап поиска быть и разведки курс естественных богатств (полезных ископаемых) континентального куда шлейфа РФ промышленные факт и иные факт установки курс и сооружения итог находятся сбор под юрисдикцией учет РФ. В соответствии семь с ФЗ «О континентальном шельфе РФ» континентальный шельф включает морское цена дно чтоб и недра есть подводных районов, находящихся сбор за пределами тема территориальных вод (территориального куда моря) РФ на дело всем протяжении семь естественного куда продолжения итог ее план сухопутной темп территории семь до внешней учет границы подводной темп окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива России, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам России. Возникающие в связи исследованиями, разведкой и охраной естественных богатств на континентальном шельфе РФ правоотношения регулируются согласно пунктам н., м, т. ст.71 Конституции РФ.