Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Право – это система императивных норм, которые устанавливаются и охраняются государством. За отказ от их соблюдения или нарушения предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. В мире доминирует несколько правовых систем: англо-саксонская, романо-германская и теократическая.
Закон – нормативный акт, принятый в соответствующем порядке и затрагивающий определённую сферу правовых отношений. Его главные атрибуты – формальное выражение, сфера действия, круг субъектов, сила.
Как следует из определений, право – широкое понятие, и в его объём входит несколько элементов, наряду с которыми – закон. Всё зависит от того, каким образом выстроена система. К примеру, романо-германское право – это иерархия законов, начиная от конституции и заканчивая конкретной нормой. Англо-саксонская система представляет собой множество прецедентов, то есть практических норм.
Право рассчитано на длительное использование и может сохраняться веками. А вот законы периодически обновляются, так как они теряют свою актуальность. Легитимность права подтверждается конституцией, которая ратифицирована органом верховной власти. Любой закон, который ей противоречит, автоматически признаётся ничтожным и не должен исполняться.
Проблема соотношения права и закона будет стоять перед человечеством всегда. Актуальность и важность этой проблемы обусловлена постоянной необходимостью соотносить право и закон в процессе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, ибо не все законы, создаваемые государством, имеют правовое содержание, а подчас и прямо противоречат ему. Поэтому необходим четкий критерий, в соответствии с которым можно было бы судить о законе как правовом или неправовом, в противном случае не будет понятно, когда закон утрачивает характеристики правового и становится неправовым, или даже произволом. Суть проблемы сводится к тому, что не все нормативные акты -законы, исходящие или санкционированные государством - являются правовыми законами. Многие из них содержат нормы, прямо или косвенно ущемляющие основные права и свободы гражданина, что недопустимо с точки зрения общей концепции правового государства.
Цель работы – изучить соотношение права и закона. В связи с поставленной целью в работе определены следующие задачи.
- изучить общее понятие права
- исследовать понятие и признаки закона
- определить сущность соотношения права и закона
- изучить правовые критерии соотношения права и закона
- выявить соотношение принципов права и закона
- определить юридическое правопонимание соотношения права и закона.
Предметом исследования является право и закон. Объектом исследования в курсовой работе выступают понятия право и закон.
Методы, использованные при написании работы: общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация); частноправовые (формально-юридические методы).
Идея правового закона находит свое отражение в исследованиях и публикациях, посвященных разработке проблематики, связанной с совершенствованием содержания предписаний действующего позитивного права. Помимо этого, идея правового закона используется в контексте исследования целого ряда других проблем - например, связанных с выявлением нравственных начал юридической деятельности, ее нравственной обусловленностью, онтологическим анализом отраслевых правоотношений, обеспечением и защитой прав и свобод субъектов отраслевых правоотношений. Использованные в работе источники литературы имеют высокую степень надежности, так как данные источники представляют собой официальные издания научных работ различных авторов и официальные публикации нормативно-правовых актов.
Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, представленной тремя главами, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие и сущность права и закона
1.1 Общее понятие права
Система права – это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и не противоречащих друг другу элементов, частей, обусловлена эта совокупность системой общественных отношений. Основными её элементами являются:
а) норма права;
б) отрасль права;
в) подотрасль права;
г) правовой институт;
д) субинститут[1].
Все они выполняют самостоятельную роль и своеобразно воздействуют на деятельность людей, организаций. В отечественной юриспруденции долгое время понятия «система права» и «правовая система» отождествлялись, то есть в нормативно-правовом аспекте они рассматривались как синонимы. В работе известного советского учёного - юриста Льва Семёновича Явича «Общая теория права» эта связь чётко прослеживается[2].
По его мнению, отдельные нормы права в каждой стране группируются в особую структурированную совокупность, которая образует целую правовую систему. Ее автономиями (элементами правовых систем) в итоге являются институты и отрасли права, большие группы отраслей (материальное и процессуальное право, публичное и частное право[3].
В то же время автор убеждает нас в том, что систему права надо отличать от системы законодательства, которая представляет собой систему форм выражения нормативного материала. Позднее же понятия «система права» и «правовая система» стали дифференцировать.
Так в своей двухтомной работе «Общая теория права» в главе «Структура права» советский и российский юрист Сергей Сергеевич Алексеев рассматривает право как сложную целостную систему, которая связана с политической системой и входит в общую систему социального регулирования.
А вот правовую систему он рассматривает как более широкое понятие, включающее в себя и право, и юридическую практику, и правовую идеологию. Автор отождествляет понятия «система права» и «структура права», но в то же время советует отличать эти понятия от структуры источников права, в частности системы законодательства. Если первое – это деление внутри самого права, то второе - это «состав, соотношение, построение форм права, в том числе нормативных актов…»[4].
Система права чаще всего понимается как организованная определенным образом совокупность норм, разделенная по предметному признаку (отраслям права), а система законодательства — как совокупность источников права, нормативных актов, которая построена как с учетом отраслевого признака, так и без его учета. В широком понимании правовой системы мы видим, что система права и система законодательства выступают в качестве её основных элементов, которые характеризуют, прежде всего, нормативную сторону правовой системы. Эту мысль подтверждает А.С. Бобылёв в своей статье «Современное толкование системы права и системы законодательства»[5].
Не вызывает сомнений утверждение о том, что эти два понятия связаны между собой. Но характер этой взаимосвязи, соотношение рассматриваемых понятий трактуются неоднозначно. Кандидат юридических наук, доцент СПбГУ А.В. Кузьменко в статье «Системный взгляд» на систему права» исследует различные подходы к пониманию понятий «система права» и «система законодательства»[6].
Он отмечает, что многими учеными система права и система законодательства рассматриваются в качестве тесно взаимосвязанных, но вместе с тем самостоятельных понятий, которые являют собой два аспекта права. Эти аспекты можно трактовать как форму права и содержание права. Система права представляется как его внутренняя структура, которая соответствует характеру регулируемых им общественных отношений; система законодательства — как его внешняя форма, т. е. система нормативных правовых актов. Право не может существовать вне законодательства, которое в широком смысле и есть право[7].
А.А. Кононов в своей статье «Общенаучная концепция права» также проводит анализ понятий «система права» и «система законодательства». Автор утверждает, что «система права» объективна и связана с системой общественных отношений, а «система законодательства» формируется под влиянием субъективных факторов и связана с потребностями юридической практики[8].
Не следует забывать, что система законодательства должна соответствовать «системе права» так же, как и последняя соответствует системе общественных отношений. Общественный строй определяет ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие составляющие его части. Разделение системы права на части обусловлено многообразием сфер общественной жизни, которые нуждаются в правовом регулировании.
Чтобы разобраться с характерными чертами системы права, обратимся вновь к работе С.С. Алексеева «Общая теория права».
В ней автор выделяет следующие особенности права как системы:
- право представляет особый системный объект, сочетающий черты неорганичных и органичных систем, причем с развитием государства уровень органичности права возрастает;
- право – функциональная социальная система: ее возникновение, существование и развитие происходит под влиянием классовых целей;
- право – система формализованная: юридический материал находит отражение в правовых актах;
- право, отличаясь стабильностью, имеет всё же свойства динамической системы, а также некоторые механизмы, осуществляющие саморегуляцию;
- право – социальная система, связанная с деятельностью компетентных органов (правосудием);
- право имеет структуру, отличающуюся сложностью и многоуровневостью[9].
Современные правоведы приводят другие черты системы права:
1. Формируется под влиянием реальной системы общественных отношений;
2. Дифференцированность (внутреннее разделение на части);
3. Правовые нормы, как структурные элементы, характеризуются целостностью, единством и взаимодействием;
4. Структурное многообразие. Система права состоит из различных структурных элементов, которые логически объединяют, располагают нормативный материал в определенной функциональной направленности[10].
Говоря о системе права, мы имеем в виду сложное системное иерархическое образование, состоящее из норм права, отраслей и подотраслей права, правовых институтов и субинститутов[11].
Элементы системы права непротиворечивы, взаимосвязаны между собой, что придает ей целостность и единство. Она находится под влиянием социально- экономических, политических, религиозных, культурных, исторических факторов, в первую очередь всей системы общественных отношений, носит объективные характер.
В современной России происходит процесс становления правового государства и гражданского общества, большие изменения наблюдаем и в праве. Идет разработка нового законодательства, его реконструкция. Реформирование права требует модернизации системы права в условиях обновляющегося общества. Многие российские правоведы высказывались о необходимости разработки концепции развития системы права в условиях реформирования общества.
Например, В.П. Казимирчук в своей работе «Конфликт закона и правовая реформа» отмечает такие особенности современной модели системы права, как структурная незавершенность, несбалансированность, субъективизм и противоречивость содержания, а также активная рецепция права[12].
Изучение вопроса о формировании новых отраслей права было бы неполным, если не остановиться на критическом подходе к данному явлению. Д. М. Азми указывает на классификационную условность отраслевого деления права и высказывает мнение о том, что «выделение безмерного числа отраслей права способствует необоснованному обособлению юридической науки, практики и учебного курса, а в ряде случаев снижает целостность правовой подготовки».
Следствием данного процесса становится сужение специализации юристов, что ведет к «…взаимооторванности положений различных направлений права как друг от друга, так и от общей правовой теории». По мнению Д. М. Азми, комплексные отрасли существуют в системе законодательства и нет оснований для выделения комплексных «отраслей» права (по причине отсутствия у них обособленного предмета правового регулирования).