Файл: Соотношение права и закона.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Соотношение принципов права и закона

В соответствии с п.1 ст. 1 ГК РФ относится[29]: признание равенства участников отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

Можно согласиться с В.В. Тутыниной в том, что восстановление нарушенного права следует рассматривать в трех аспектах: как принцип защиты гражданских прав, означающий кроме прочего необходимость, обязательность восстановления нарушенного права; как одну из целей защиты гражданских прав, наряду с пресечением, предотвращением, устранением нарушений права; а также в качестве одного из способов защиты гражданских прав[30].

Следует отметить, что отсутствие легального определения способа защиты гражданских прав наталкивает на необходимость констатации сущности такой правовой категории, что, в свою очередь, опять же приведет к повышению эффективности защиты нарушенных прав заинтересованным лицом. В научной литературе содержатся различные определения данного понятия. А.П. Сергеев считает, что «под способами защиты субъективных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных прав и воздействие на правонарушителя». Таким образом, можно поставить знак равенства между способом и мерой защиты. Однако представляется, что данный подход не в полном объеме раскрывает рассматриваемую дефиницию.

Способ защиты, по сути, отождествляется здесь с граждан- скоправовой санкцией. Однако для защиты нарушенного права не всегда обязателен принудительный характер соответствующих мер. Как раз такой способ защиты, как признание права, и невозможно определить в качестве меры защиты[31].

Законность – это недифференцированный принцип подчинения всех государственных лиц и структур букве закона. Под законом подразумеваются все законы, требования конституции, правовые акты и похожие документы. Если Законность выполняется, то вводят понятие режима законности, когда всё, о чём в законодательных актах написано, на практике реализовано. Законность — один из главных принципов демократии. Есть несколько принципов законности, которые включают: единство законности и главенство закона для всех, гарантия основных свобод и прав, обязательность наказания за нарушение законов и так далее.


Законность — это принцип реального действия в государстве права или политико-правовой режим, при котором государственные органы, граждане и должностные лица строго выполняют правовые нормы и законы[32].

Принципы законности — это обусловленные характером функционирования и формирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе требований к поведению субъектов правоотношений и в основе реализации правовых предписаний[33].

  1. Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт закону не противоречит)
  2. Единство законности (предусматривает её действие на всей территории государства);
  3. Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);
  4. Целесообразность законности (способствует достижению целей общества и государства, которые выражаются в законе, в праве);
  5. Равенство перед законом (предъявление единых требований и предоставление одинаковых прав всем гражданам);
  6. Гарантированность основных свобод и прав граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечить приоритет общегуманитарных ценностей);
  7. Неотвратимость наказания за выполненное правовое нарушение (характеристика юридической природы законности);
  8. Взаимосвязь культурности и законности (характеризует нравственную природу законности; без того, чтобы достигнуть определенного уровня правовой культуры населением страны в целом, всеми субъектами права, невозможно обеспечить необходимый уровень законности).

Гарантии законности — субъективные факторы, объективные условия и специальные средства, которые обеспечивают режим законности[34].

Общие гарантии законности — складывающиеся реально в жизни общества возможности, которые в определенной степени обеспечивают реализацию правовых предписаний.

Среди них рассматривают[35]:

Политические гарантии. Это функционирование политической системы общества. Разделение властей, демократия, свобода печати, политический плюрализм являются политическими предпосылками законности. Но самое главное, чтобы политические свободы и права не были декларативными, а реализовывались.

Экономические гарантии. Являются основанием для всех других гарантий. Кризис в экономике может привести к ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания уменьшается ввиду неисполнения государством собственных социальных обязательств перед гражданами (массовые невыплаты зарплат, нет поддержки незащищенных слоев населения, развал системы бесплатного образования, медицинской помощи и так далее). Безработица является также «резервом» преступности.


Общественные гарантии. Это меры, которые применяются общественностью для борьбы с нарушениями законности, для ее укрепления и поддержания (комитеты, комиссии, средства массовой информации, добровольные народные дружины).

Духовные гарантии. Это правосознание, мировоззрение, высокий уровень правовой и общей культуры населения, глубокое уважение к требованиям права, мораль, развитие юридической науки.

Специальные гарантии законности — организационные и юридические средства, которые предназначаются исключительно для обеспечения законности[36]. Юридические гарантии (способы и средства,которые закреплены в действующем законодательстве и организационно-правовая деятельность по их использованию, направленные непосредственно на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление свобод и прав и на их защиту). Это может быть дальнейшее совершенствование, развитие и увеличение эффективности законодательства, как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности государства. Законодательство должно также отвечать требованиям времени. Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью. Внутриведомственный заключается в контроле вышестоящего органа за выполнением законности в деятельности нижестоящих органов, подчиненных ему, то есть осуществляется по вертикали (контроль прокуратуры за полицией). Судебный контроль за должностными лицами и деятельностью всех органов государственной власти. Заявления и жалобы граждан, их правильное и своевременное рассмотрение. Адвокатура играет также немаловажную роль в укреплении законности.

Воплощение в законодательстве лучших правовых идей, приоритета свобод и прав человека, справедливость законов и Конституции, их соответствие общественным реальным отношениям[37].

Верховенство главного закона — иерархия нормативно-правовых актов (подчинение всех законов конституции, а подзаконных актов законам)[38].

Неукоснительное выполнение законов, других судебных решений и нормативно-правовых актов всеми членами общества, должностными лицами и государственными органами, которые обязаны воплощать в жизнь право (принцип верховенства в правовом государстве закона).

Эффективная общественная и государственная защита действия законов и конституции.

Для использования принципа законности на практике необходимо обеспечить возможность судебного эффективного обжалования гражданами действий структур государства. В отношении многогранности законности. С одной стороны, это принцип, который обязывает всех субъектов права выполнять действующее законодательство. С другой стороны, это требование, чтобы методы госруководства были правовыми, применяли правовые средства и имели правовую форму. Содержательная трактовка законности при этом рассматривает такие нормативные акты, как неправовые, которые выражают волю власти, которые противоречат по своему содержанию фундаментальным понятиям о равноправии, справедливости, свободе.


Равенство людей перед законом - равное положение людей в обществе относительно соблюдения ими норм закона, закрепленных в законах их прав, обязанностей и ответственности[39].

Верховенство права – является одним из основных элементов правового государства, обозначающий подчиненность всех актов правоприменения и подзаконных актов закону.

Верховенство закона обозначает иерархичность законодательства.  Все подзаконные нормативно-правовые акты соответствуют нормам закона, которые имеют высшую юридическую силу, а также  требованиям нормативно-правовых актов соответствуют все правоприменительные акты.

Верховенство закона гарантирует защиту, которая обеспечена основным законом страны, включая все права и свободы человека если в стране присутствует Верховенство закона это подтверждает присутствие в стране  соответствующих ценностей и приоритета в развитии правового государства.

Современная философия права подразумевает, что верховенство права противопоставлено идее, что некоторые должностные лица или органы власти поднимаются выше закона либо обладают чрезмерно широкими полномочиями и таким образом осуществляют произвол. Методика верховенства права подразумевает, что нормы должны быть опубликованы, стабильны и предсказуемы в своём применении.

Важным требованием является доступность системы правосудия и её независимость от исполнительной и законодательной ветвей власти. Таким образом судья выносит решение основываясь только на  фактах и законах. Доктрина в современном варианте говорит, что у членов общества должна быть возможность создавать и изменять законы, регулирующие их поведение.

Обратим внимание на две основные концепции верховенства закона: формальную и содержательную. По английской традиции их называют «тонкой» и «толстой», в их основе лежат теории правового позитивизма и естественного права, соответственно. Если посмотреть рационально, то верховенство закона не дает оценки справедливости самих норм, а скорее устанавливает процедурные атрибуты, которыми должна обладать правовая система.

Этот подход ставит во главу угла эффективность и предсказуемость работы системы, а не отвечает на этические вопросы об её ответственности за результат. Более расширенные с дополнениями трактовки верховенства права могут выдвигать требования к содержанию законов. Они подразумевают фундаментальные права человека, которые, по утверждениям этих концепций, происходят из высших неписаных принципов законности, морали и справедливости.


Данные трактовки особенно получили распространение после Нюрнбергского процесса, который вынес приговор руководству нацистской Германии, признав их преступниками, хотя формально они действовали согласно своим законам, а также после правозащитной деятельности Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Поэтому термины «верховенство закона» и «верховенство права» – разные, так как Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендует применять первое понятие к формальной трактовке, а второе – к содержательной.

Таким образом, понятия «правовое государство» и «верховенство права»  на законном основании заняли место не только в теории, но и в правовой системе России. Однако эти понятия и, те, которые вытекают из них правовые стандарты производства правосудия и правила поведения судей вызывают много вопросов.

Самым главным представляется вопрос[40]: «правовое государство», «верховенство» права — останутся лишь красивыми словами, мечтами многих поколений, которые оторваны от жизни, не имеющие никаких реальных возможностей, либо — основание, на котором будет создаваться конституционный строй государства и его правовая система, определяться статус личности в государстве, а также будут действовать все ветви государственной власти.

Обратим снимание на опыт зарубежных государств, объявивших себя правовыми и посмотрим, как у них реализована Концепция правового государства. Признаков правового государства очень много, и они очень широки. В качестве самых важных, определяющих все остальные, следовало бы выделить три: приоритетность прав и интересов личности над правами и интересами государства; связь государства и права; приоритетность права над закoном[41].

Первый признак четко выражается в Конституции РФ, рассматривая положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Посмотрев на содержание этих конституционных положений, можно прийти к выводу, что в Конституции РФ приоритет отдается человеку, его правам и свободам перед государством, государство обязывается служить интересам человека.

Это значит, что Конституция РФ, обязывает законодателя издавать, а суды — применять только правовые законы. Закон может признаваться правовым, только при условии, что он отвечает целям и задачам, которые определены Конституцией РФ.