Файл: Построение организационных структур (Понятие и принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Теоретические основы построения организационной структуры системы управления предприятием

1.1.Понятие и принципы построения организационной структуры управления.

1.2.Типы организационных структур управления.

1.3.Проектирование структуры управления предприятием современной компании.

2.Анализ организационно-управленческой структуры ООО «Стамм-Стил»

2.1.Краткая характеристика ООО «Стамм-Стил»

2.2.Анализ организационной структуры ООО «Стамм-Стил»

Продавцы – работают в торговом зале, на кассовых аппаратах.

2.3.Анализ процесса управления в ООО «Стамм-Стил»

3.Рекомендации по повышению организационной структуры управления предприятием

3.1.Рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления предприятием.

3.2.Снижение численности работников функциональных подразделений и уровней управления.

Заключение

Приложение 1

Введение

Актуальность работы.

Структура организации - это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации, т.е. «организационная структура управления» - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях.

Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.

Организации создают структуру для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников.

Объектом исследования является ООО «Стамм-Стил».

Предмет исследования - организационная структура управления ООО «Стамм-Стил».

Цель исследования, проводимого в рамках работы, заключается в рассмотрении особенностей построения организационных структур организации, в анализе организационной структуры управления ООО «Стамм-Стил» и поиске путей её совершенствования.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Изучение теоретических вопросов по организации, принципам и видам построения организационной структуры;

2. Проанализировать существующую организационную структуру управления предприятием ООО «Стамм-Стил»;

3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Стамм-Стил».

Научная новизна исследования.

Новизна проблемы связана с появлением новых типов организаций и с модернизацией форм управления в существующих организациях. Новизна результатов исследования заключается в обобщении, интеграции и оптимизации существующих и новых подходов в организации управленческой деятельностью.

Степень и уровень разработанности проблемы.

Проблемы исследования, разработки и внедрения организационных структур управления предприятий нашли широкое отражение в литературе в трудах Бухалков М.И., Виханский О.С., Герчикова И.Н., Гусев Ю.В., Балабанов И.Т., Макарова И.К. и др.


Источниковая база исследования.

Трудовой кодекс и другие нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере организационного менеджмента.

Методология и методы научного исследования.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой. Их применение позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

В структурном отношении работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе исследуются теоретические основы построения организационной структуры системы управления предприятием. Вторая глава посвящена анализу организационно-управленческой структуры ООО «Стамм-Стил». В третьей главе подробно описаны рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления предприятием.

1.Теоретические основы построения организационной структуры системы управления предприятием

1.1.Понятие и принципы построения организационной структуры управления.

Под структурой управления, как отмечает Савчук В.П., следует понимать: «взаимосвязанные компоненты, которые помогают деятельности предприятия и ее развитию, как во внутренней среде, так и в рамках внешней среды».[1]

Гусев Ю.В. дает такое определение организационной структуре организации: «Организационной структурой управления организацией следует считать грамотное делегирование деятельности организации между подразделениями». По словам Ю.В. Гусева: «Грамотно осуществляемый процесс организации управления на предприятии, позволяет организации двигаться вперед, развиваться, ставить цели и достигать их». [2]


С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

С.А. Шапиро и И.Ю. котенко считают, что: «Организационная структура является «индивидуальной» для любого предприятия. На каждом предприятии руководство самостоятельно решает какой вид организационной структуры принять». [3]

Кроме этого, названные авторы отмечают, что каждое предприятие, ориентируясь на специфику своей деятельности, технической оснащенности, наличия специалистов, мотивационной составляющей трудового коллектива, личных особенностей проявления характера и т.д., отличается от других организаций, в том числе, спецификой управления по вертикали и горизонтали.

Каждая организация имеет свою историю, культуру, технологическую философию и персонал. Для осуществления их гармонического взаимодействия и служит единственная, наиболее подходящая к ним организационная структура управления. Оригинальность конкретной организационной структуры управления достигается на базе использования существующих типов линейных, функциональных, штабных, и других структур путем включения в них или исключения из них каких-либо подразделений или связей[4].

На всех уровнях управления уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинации видов структур. Многосторонность содержания структур управления предопределяет множество принципов их формирования. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.


5. Организационная структура управления призвана быть адекватной в социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения, относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.[5]

Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.

Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур.[6]

Названные подходы имеют различаются в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, которые находятся на разных уровнях разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и «плоских», и так далее. Необходимо отметить, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна малому предприятию, где все функции менеджмента часто находятся в рамках функционирования 1-2 членов организации (чаще всего, руководителя и бухгалтера), и, стоит отметить, что в данном случае нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. Макарова И.К. считает, что в процессе развития предприятия, и, соответственно, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа которых требует координации и контроля[7].

Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается, или происходит ее реорганизация.[8]


О.С. Виханский, А.И. Наумов считают, что: «на развитие организационной структуры воздействуют трансформирующиеся виды организационных форм, которые в данный момент существуют в организации». [9] Например, если организация является составной частью большого объединения (допустим, ассоциации, концерна и др.), во внутри организации может наблюдаться перераспределение должностных обязанностей и функций, соответственно и организационная структура организации может измениться.

В тоже время, если предприятие, являющееся составной частью большого объединения, будет четко соблюдать функциональное распределение обязанностей и будет контролировать структуру организации управления, такому предприятию будет сложно развиваться и поэтому все-таки придется изменить организационную структуру в некоторых элементах.[10]

Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.[11]

1.2.Типы организационных структур управления.

Цыпкин Ю.А. считает, что: «в настоящее время, теоретики менеджмента дают характеристику двум видам организационных структур: бюрократический и органический. Названные виды имеют совершенно разные черты, цели деятельности и организации управления, позволяющие разграничивать их без ошибки и понимать, каким образом организация будет развиваться в будущем.[12]

И.К. Макарова считает, что: «В рамках развития менеджмента первым появился и был выделен в отдельный вид – бюрократический тип. Выделил этот тип, выдающийся немецкий социолог – М.Вебер в начале ХХ-го века.

Макс Вебер дал следующее определение нормативной модели рациональной бюрократии, которое полностью изменило представление о существующей и функционирующей до этого коммуникативной системы, форм отчетности, заработной платы, должностных обязанностей сотрудников на предприятиях.

По словам И.К. Макаровой: «Бюрократический тип характеризуется тем, что основной его составляющей является четкое представление о организациях как о «организованных организациях», которые предъявляют строгие требования к персоналу, сотрудникам, организационной утруктере и выполнению должностных обязанностей.[13]