Файл: Построение организационных структур (Понятие и принципы).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы построения организационной структуры системы управления предприятием
1.1.Понятие и принципы построения организационной структуры управления.
1.2.Типы организационных структур управления.
1.3.Проектирование структуры управления предприятием современной компании.
2.Анализ организационно-управленческой структуры ООО «Стамм-Стил»
2.1.Краткая характеристика ООО «Стамм-Стил»
2.2.Анализ организационной структуры ООО «Стамм-Стил»
Продавцы – работают в торговом зале, на кассовых аппаратах.
2.3.Анализ процесса управления в ООО «Стамм-Стил»
3.Рекомендации по повышению организационной структуры управления предприятием
3.1.Рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления предприятием.
3.2.Снижение численности работников функциональных подразделений и уровней управления.
Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения «человека» и «должности», ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих.[14]
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель.
Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно, прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы.[15]
Еще один недостаток структур бюрократического типа - невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.[16]
В отличие от бюрократического типа организационных структур, органический тип возник относительно недавно и своим появлением обязан предпринимателям, которым была необходима более высокая степень гибкости и адаптивности к быстро изменяющимся условиям окружающей среды. Этот подход доказывает свою эффективность, несмотря на его относительную «молодость».[17] Органическая система отвергает представление об эффективности организации как «организованной» и работающей с четкостью часового механизма структуры, наоборот, эта модель призвана проводить в жизнь радикальные изменения и тем самым обеспечивать необходимую адаптивность. Исследователи этой проблемы подчеркивают, что постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование. Такая организация руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые и больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не принимает на веру все решения руководства.[18]
Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех.[19]
Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями.[20]
Необходимо отметить, что органический тип структуры управления находится лишь в начальной фазе своего развития, и в «чистом» виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде.
1.3.Проектирование структуры управления предприятием современной компании.
Проектирование системы управления персоналом нельзя отделить от проектирования системы управления организацией, так как первая включает не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руководителей – от директора до бригадира, а также руководителей функциональных подразделений, выполняющих функции технического, производственного, экономического руководства, руководства внешними хозяйственными связями и т.п. Одним словом, система управления персоналом является «костяком» системы управления организацией.[21]
Проектирование организационной структуры управления организацией - одно из важнейших составляющих работы любой фирмы.[22]
Как процесс проектирования представляет функционально связанные друг с другом этапы по созданию проекта:
предпроектные работы;
техническое проектирование;
рабочее проектирование.
На предпроектном этапе предусматривается проведение прикладных исследований, анализ возможных вариантов решения проектных задач, осуществление подготовки исходных данных, т.е. установление целей, задач, объектов и объемов работ, проведение расчетов потребностей в ресурсах на их выполнение, определение состава исполнителей, подготовка технического задания, проведение предварительной оценки эффективности проектных решений.
На этапе технического проектирования предполагается обосновать окончательный комплекс организационных решений, дающий полное представление об организационных нововведениях, которые предусматриваются в моделируемой или вновь проектируемой системе.[23]
На этапе рабочего проектирования осуществляется выпуск полного комплекса рабочей документации; завершает весь комплекс работ по проектированию экспертиза орг. проектов.
В наиболее общем случае применительно к производственным системам организационный проект включает следующие разделы:
Общесистемное описание объекта проектирования: общая характеристика; производственная и организационная структуры; численность промышленного персонала; оценка эффективности проектных решений.[24]
Организационные решения, относящиеся к отдельным функциям управления: технико-экономическое, оперативно-производственное планирование и управление; линейное руководство; материальное обеспечение; маркетинг; учет; обслуживание.[25]
Организационные решения, относящиеся к подготовке производства: технические, экономические, организационные, социальные аспекты на разных этапах создания и освоения нововведений.[26]
В процессе проектирования структуры организации выделяют три этапа.
Анализ действующей организационной структуры. Он призван установить, в какой мере она соответствует требованиям, предъявляемым к организации, т.е. насколько организационная структура рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев.[27]
В результате анализа выявляются недостатки, выясняются причины слишком медленного повышения эффективности управления.[28]
Проектирование организационных структур. Коммерческая организация - весьма сложная система, включающая ряд подсистем: производственную, экономическую, социальную, информационную, административную и др. Одни подсистемы поддаются рациональному проектированию, а другие из-за большого числа переменных, которые не могут быть описаны только рациональными величинами, требуют диалектического подхода к качественному и количественному описанию их функции и задач. Этим объясняется специфика проектирования организационных структур управления. Ее суть состоит в количественно-качественном подходе к оценке организационных структур, сочетании формализованных методов с субъективной деятельностью руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных проектов.[29]
Оценка эффективности организационных структур исходя из уровня реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых решений. [30]
Проектирование организационных структур управления осуществляется на базе следующих основных методов: аналогий, экспертного, структуризации целей и организационного моделирования.[31]
Итак, процесс организационного проектирования должен базироваться на всей системе методов, которые используются с учетом этапов проектирования и складывающейся организационной ситуации.
2.Анализ организационно-управленческой структуры ООО «Стамм-Стил»
2.1.Краткая характеристика ООО «Стамм-Стил»
Общество с ограниченной ответственности «Стамм-Стил» было создано в соответствии с Федеральным законом от 08.02.98 г. № 14-ФЗ в 2009 году.
Основной целью создания Общества является совершение коммерческой деятельности для извлечения прибыли.
Компания ООО «Стамм-Стил» осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):
- Производство и реализация подстанций;
- Монтаж, наладку и ввод в эксплуатацию распределительных устройств и трансформаторных подстанций;
- Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
- Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета;
- Деятельность по проведению финансового аудита;
- Деятельность по налоговому консультированию;
- Подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества;
- Сдача внаем собственного недвижимого имущества (Дополнительный вид деятельности).
Предприятие действует на основании хозяйственного расчета, отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, бюджетами, банками.
ООО «Стамм-Стил» имеет линейно-функциональную структуру управления. Высшим органом управления предприятием является общее собрание учредителей.
Каждый сотрудник работает под управлением одного вышестоящего руководителя. Формирование отделов осуществляется по функциональному признаку, т. е. отделы формируются из специалистов, решающих конкретные задачи, а руководители отделов отчитываются перед руководством. Высшим органом управления предприятием является общее собрание учредителей. По вопросам, отнесенным к его компетенции, генеральный директор действует на принципах единоначалия. Текущее руководство деятельностью предприятия осуществляют: генеральный директор, главный бухгалтер, руководитель финансовой службы, руководитель отдела по управлению консультационной деятельностью, руководитель юридического отдела.
Ежегодно до 31 декабря на предприятии разрабатывается и утверждается учетная политика, которая имеет две части: для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета. Для ведения бухгалтерского учета в ООО «Стамм-Стил» используется рабочий План счетов, утвержденный генеральным директором и разработанный на основании «Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий», утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н. Бухгалтерский учет в ООО «Стамм-Стил» ведется с применением компьютерной программы 1С версии 8.2.
Инвентаризация имущества и товарно-материальных ценностей в ООО «Стамм-Стил» проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, а так же в других случаях, когда проведение инвентаризации обязательно.
Согласно данным налогового учета дата возникновения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость установлена по мере отгрузки.