Файл: Построение организационных структур (Понятие и принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Теоретические основы построения организационной структуры системы управления предприятием

1.1.Понятие и принципы построения организационной структуры управления.

1.2.Типы организационных структур управления.

1.3.Проектирование структуры управления предприятием современной компании.

2.Анализ организационно-управленческой структуры ООО «Стамм-Стил»

2.1.Краткая характеристика ООО «Стамм-Стил»

2.2.Анализ организационной структуры ООО «Стамм-Стил»

Продавцы – работают в торговом зале, на кассовых аппаратах.

2.3.Анализ процесса управления в ООО «Стамм-Стил»

3.Рекомендации по повышению организационной структуры управления предприятием

3.1.Рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления предприятием.

3.2.Снижение численности работников функциональных подразделений и уровней управления.

Заключение

Приложение 1

Бухгалтер – ведет бухгалтерскую отчетность предприятия. Бухгалтер несет ответственность за организацию учета финансово хозяйственной деятельности предприятия, осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей соблюдением строжайшего режима экономией хозяйственного расчета.

Начальник отдела розничной торговли – отвечает за ситуацию в торговом зале, прослеживает деятельность продавцов, следит за выкладкой товара и наличием товаров в торговом зале. Также основной задачей начальника отдела розничной торговли на предприятии является:

  • проведение активной кадровой политики,
  • обеспечение условий для инициативной и творческой деятельности работников с учетом их индивидуальных особенностей и профессиональных навыков,
  • разработка совместно с финансово-экономической службой материальных и социальных стимулов,
  • решение вопросов социальной защиты отдельных категорий работающих.

Продавцы – работают в торговом зале, на кассовых аппаратах.

Рассмотрим основные показатели деятельности ООО «Стамм-Стил». компании за 2014–2016 гг. (см. таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Основные показатели деятельности 2014 - 2016 гг. (в тыс. руб.)

№ п.п.

Наименование показателя

2014 год

2015 год

2016 год

Темп роста (2016 г. к 2014 г.), в %

Абсолютное отклонение (2016 г. к 2014 г.), в руб.

1

Выручка, тыс. руб.

3 462 236

3338204,0

2 907 017

-16

-555 219

2

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

295 006

260038,0

194 022

-34

-100 984

3

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

333 228

352714,0

341 987

3

8 759

4

Рентабельность продаж, в %

10

11

12

2

2

5

Производительность труда, тыс. руб./чел.

13 794

12654

9 000

-35

-4 794

6

Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

85 048

94820,0

122 242

44

37 194

7

Фондоемкость, тыс. руб.

0,02

0,03

0,04

41

0,02

8

Фондоотдача, тыс. руб.

41

34

24

-71

-17

9

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

66 985

57413,0

36 555

-45

-30 430

10

Сумма оборотных активов, тыс. руб.

110 220

101408,0

88 697

-19

-21 523

11

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

52

65

80

35

28

12

Коэффициент среднего погашения деб. зад., дни

7

6

5

-54

-2

13

Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов (в %)

61

57

41

-20

-20

14

Долгосрочные заемные средства

228 567

349468,0

513 002

124

284 435

15

Краткосрочные заемные средства

247 971

153523,0

190 876

-23

-57 095


Как свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.1, эффективность деятельности компании за рассматриваемый период увеличилась, что обусловлено следующими факторами:

  • чистая прибыль увеличилась на 3% или на 8759 тыс. руб.;
  • рентабельность увеличилась на 2% с 10% в 2014 году до 12% в 2016 году;
  • уменьшилась дебиторская задолженность на 45% с 66985 тыс. руб. в 2014 году до 36555 тыс. руб. в 2016 году;
  • коэффициент погашения дебиторской задолженности также уменьшился с 7 до 5 дней.

Оборотные активы компании состоят из сырья и материалов (0,5% к общим оборотным активам), готовой продукции (20%), дебиторской задолженности (14%), краткосрочных финансовых вложений (64%) и денежных средств (2%).

Оборотные средства компании за 2014-2016 гг. в целом увеличились на 25%, наибольшее увеличение произошло по статье краткосрочные финансовые вложения, увеличение составило 74% и по статье готовая продукция увеличение составило 26%, при этом общая динамика по статье запасы носит отрицательное значение.

В целом анализ состояния оборотных активов носит неудовлетворительный характер, что обусловлено увеличением количества дней одного оборота с 34 до 54 дней и снижением количества оборотов на 58%.

Затраты предприятия формируются по следующим позициям:

  • себестоимость реализации услуг составляет в 2016 году 89% к выручке за тот же период;
  • коммерческие расходы – 4,3%.

В себестоимость реализации услуг входят транспортные расходы (18%, оплата труда 14%, отчисления 8%, материалы и комплектующие – 60%)

Значительной статьей коммерческих расходов являются расходы на аренду складских, торговых и производственных помещений – до 30%.

До кризиса в компаниях наценка в 10% считалась минимально допустимой. Теперь же, эта наценка составляет до 6–7%, а с учетом необходимости постоянно проводить привлекающие покупателей маркетинговые акции - и вовсе до 2-3%.

Данные таблицы и рисунка (таблица 2.2) свидетельствуют о следующем: в течение анализируемого периода выручка снизилась на 555 тыс. руб., при этом себестоимость продаж уменьшилась на 421 тыс. руб., что вызвало уменьшение прибыли от реализации на 100,9 тыс. руб.

Таблица 2.2 - Абсолютные показатели динамики состава прибыли

Показатели

2014 г.

2015 г.

Отклонение

(+,-)

2016 г.

Отклонение

(+,-)

Сумма, тыс. руб.

Доля, % к выручке

Сумма, тыс. руб.

Доля, % к выручке

Сумма, тыс. руб.

Доля, % к выручке

Выручка

3462236

100

3338204

100

-124032

2907017

100

-431187

Себестоимость продаж

3010254

8,7

2934389

8,8

-75865

2588393

8,9

-345996

Валовая прибыль (убыток)

451982

13,05

403815

12,1

-48167

318624

11

-85191

Прибыль (убыток) от продаж

295006

8,5

260038

7,8

-34968

194022

6,7

-66016

Прибыль (убыток) до налогообложения

371909

10,7

368415

11,0

-3494

355285

12,2

-13130

Чистая прибыль (убыток)

333228

9,6

352714

10,6

19486

341987

11,8

-10727


Чистая прибыль увеличилась и в 2016 г. составила 341987 тыс. руб.

Итак, эффективность деятельности компании за рассматриваемый период увеличилась, что обусловлено следующими факторами:

  • чистая прибыль увеличилась на 3% или на 8759 тыс. руб.;
  • рентабельность увеличилась на 2% с 10% в 2014 году до 12% в 2016 году;
  • уменьшилась дебиторская задолженность на 45% с 66985 тыс. руб. в 2014 году до 36555 тыс. руб. в 2016 году;
  • коэффициент погашения дебиторской задолженности также уменьшился с 7 до 5 дней.

2.3.Анализ процесса управления в ООО «Стамм-Стил»

Структура управления ООО «Стамм-Стил» очень сложна, это связано, прежде всего, с огромной номенклатурой выпускаемой продукции. Такая структура предполагает большую численность аппарата управления (Таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Численность АУП и фонд оплаты труда

Категория служащих

Штатная численность, чел.

Средний ФОТ без надбавок, тыс. руб.

Средний ФОТ с персональными надбавками, тыс. руб.

АУП

159

438

452

Руководство текущей деятельностью Обществом осуществляется единоличным исполнительным органом - директором.

Права и обязанности директора определяются Уставом и Положением о директоре, утверждаемым Советом директоров. Сроки и размер оплаты услуг директора определяются Положением о директоре и контрактом, заключаемым им с Обществом. Контракт с директором подписывается председателем Совета директоров или лицом, уполномоченным Советом директоров Общества.

К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров и Совета директоров Общества.

Директор Общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и Совета директоров Общества.

Директор без доверенности действует от имени Общества, в том числе:

  • распоряжается имуществом Общества для обеспечения его текущей деятельности в пределах, установленных уставом и внутренними документами Общества;
  • представляет интересы Общества как в Российской Федерации, так и за ее пределами;
  • председательствует на общем собрании акционеров;
  • утверждает штаты, заключает трудовые договоры с работниками Общества,
  • применяет к этим работникам меры поощрения и налагает на них взыскания;
  • представляет Общество в отношениях с третьими лицами без доверенности;
  • имеет право выдавать доверенности, предъявлять иски, пользоваться всеми
  • правами от имени Общества, предоставленными законодательством истцу, ответчику и третьему лицу, право подавать апелляционные и кассационные жалобы, отзывы на них и т.д.;
  • совершает сделки от имени Общества, самостоятельно в пределах своей компетенции или после утверждения их органами управления.

Существовавшая организационно-управленческая структура ООО «Стамм-Стил» являлась линейно-функциональной по принципу своего построения и сильно централизованной. При такой структуре управления производством каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке производственного процесса. По сути, это - конвейер, и каждое подразделение четко знает свою роль в функционировании этого конвейера: конструкторы разрабатывают, технологи внедряют, отдел сбыта продает и т.д. Подобная структура является оптимальной для:

  • компаний малого и среднего размера;
  • для предприятий с ограниченной номенклатурой продукции.

Эта структура хорошо работает при стабильной экономической ситуации и предназначена для выполнения однотипных повторяющихся операций. При указанных условиях система имеет следующие преимущества:

  • внутренние организационные связи ясно очерчены;
  • система позволяет повышать профессиональный уровень технических специалистов;
  • система управления и контроля относительно проста;
  • может быть обеспечено конкурентное преимущество через повышение качества работы функциональных подразделений;
  • относительно низкие накладные расходы при условии полной загрузки производственных мощностей.

Функциональная административно-командная структура управления, долгие годы присущая ООО «Стамм-Стил», в условиях системного кризиса в экономике и изменившейся внешней среды, перестала соответствовать тем экономическим реалиям, в которых оказалось предприятие. Она не обеспечивала выполнения задач, стоящих перед ним, а именно:

  • выход на новые рынки;
  • создание в структуре завода нескольких центров прибыли;
  • создание условий для развития активности и ответственности руководителей отдельных производственных подразделений за конкретные результаты своей работы.

Функциональная структура несла в себе недостатки, которые ранее не являлись определяющими, но в изменившихся экономических условиях стали серьезными и требующими немедленного устранения. Основными из них можно назвать:

  • развитие скорее «узких» специалистов - технарей, нежели управляющих (менеджеров); для ООО «Стамм-Стил» это привело к тому, что практически на всех руководящих должностях работали высококлассные и опытные технические специалисты, однако не все из них хорошо освоили новую для себя специальность - менеджер (профессиональный управленец);
  • ответственность за финансовые результаты предприятия в целом несет исключительно руководитель предприятия, а критерием оценки деятельности руководителей большинства структурных подразделений является физический объем произведенной продукции, для непроизводственных - решение инженерно-технических задач и т.п. При этом они стремятся дистанцироваться от ответственности за финансово-экономические результаты деятельности подразделения, и, кроме того, традиционная система внутрифирменного учета просто не позволяет эти результаты объективно оценивать;
  • структура «сопротивляется» расширению профильности производства и диверсификации деятельности;
  • руководители специализированных подразделений ориентированы на рутинную текущую работу;
  • большинство структурных подразделений ООО «Стамм-Стил» по типу своей деятельности (внешней активности) не ориентировано на реальный рынок и не учитывает его потребностей.

Итак, на сегодняшний день была проделана огромная работа по совершенствованию структуры управления ООО «Стамм-Стил», но при этом недостатки все же имеют место. Старая система управления оставила свой след, большая часть управленцев осталась на своих местах, структура управления поменялась, требует это и изменение отношения руководителей к своей работе.

3.Рекомендации по повышению организационной структуры управления предприятием

3.1.Рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления предприятием.

Любая перестройка структуры управления предприятия требует оценки, прежде всего с точки зрения достижения поставленных целей. В условиях нормально развивающейся экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации. При этом главными показателями улучшения являются сокращение затрат, рост прибыли, более гибкий стиль управления. Важным критерием оценки организационной структуры управления является ее восприятие людьми, которым предстоит работать в новых условиях.[32]

В кризисный период для организации изменения в структуре управления могут быть направлены на создание условий для выживание за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к внешней среде. Вне зависимости от причин обязательно встанет вопрос о расширении полномочий на нижних уровнях иерархии управления и повышения производственно-хозяйственной самостоятельности подразделений, входящих в состав ООО «Стамм-Стил».

Совершенствование организационной структуры управления приобретает форму поиска альтернативного решения между централизацией и децентрализацией властных функций. Желание найти приемлемое соглашение между централизованным и децентрализованным управлением приводит к необходимости создать такую систему управления, которая характеризуется централизованной разработкой совершенствования предприятия и хозяйственной политики с децентрализованным оперативным управлением.[33]