Файл: Абстрактная композиция и начало проектирования (Абстракция).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 3
Введение
В данной работе рассматривается тема "Абстрактная композиция".
Абстракциони́зм (лат. abstractio «удаление, отвлечение») или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. На появление этого стиля повлияли перемены, возникшие в предреволюционном обществе. Люди устали от традиционных норм искусства и жизни. Всем хотелось нечто нового. С политической точки зрения абстракционизм можно считать экстремизмом в мире искусства.
Глава 1. Абстракция
Абстракция - это сведение идеи к ее наиболее упрощенным, распознаваемым линиям, форме или сущности. Фотография, чертеж или картина представляют собой низкие уровни абстракции, потому что они в большой степени сводят уровень представления. Когда - же художник - дизайнер старается решить визуальную проблему, он, напротив, часто прибегает к абстракции. Дизайнер в большей мере думает о сущности того, что старается изобразить. Художник - дизайнер решает проблему, стараясь использовать наименьшее число линий и упрощенные формы.
Абстракционизм принято разделять на 2 направления.
1. Геометрическая абстракция. В данном направлении фигуры имеют четкие очертания.
2. Лирическая абстракция. Здесь уже элементы свободно перетекают в самые разнообразные формы
В современном дизайне абстракционизм играет огромную роль, ибо используется практически повсеместно, начиная от книжных обложек и заканчивая офисными зданиями. Его применение позволяет оживить и разнообразить проект, делая его привлекательным для потенциального пользователя.
В своих проектах часто обращаются к абстракционизму прежде всего люди работающие в сферах инновационного бизнеса, графического дизайна, иллюстрирования (обложки книг, журналы, музыкальные альбомы, открытки), продуктов и товаров для молодежи, а так же в интерьерного направления и архитектурных решений.
Своим видом абстракция, прежде всего, направлена на создание образа нового и передового. Благодаря абстрактному и субъективному восприятию, она способна вызывать определенные образы у аудитории, на которую она рассчитана.
1.1 Зарождение абстракционизма
Ведущая роль на сцене художественной жизни первого послевоенного десятилетия принадлежала течениям абстракционизма. Вначале на первый план шла геометрическая абстракция как наиболее укоренившейся в Париже, выработавшая свою программу в деятельности объединения «Абстракция - творчество». Выставки геометрической (или, как её тогда называли, «холодной») абстракции проходили в галерее Дениз Рене. В частном салоне «Новые реальности». Однако это направление, задуманное как некий проект рациональной организации мира в лабораториях Баухауза и Вхутемаза, группы «Де Стейл», освящённое авторитетом Мондриана, Ван Дусбурга и Малевича, было к тому времени дискредитировано тоталитарными режимами и катастрофой мировой войны. Многим казалось, что утопия целесообразного мироустройства на разумных началах потерпела абсолютный крах. Вычерченные с помощью линейки и циркуля формы глушили индивидуальность художника, загоняли его творческую свободу в унылую «тюремную» решётку. Уже в 1950 году критик Шарль Этьен в своём страстном памфлете обвинял «холодную абстракцию» в создании нового академизма: «Базовые элементы нового пластического кода таковы: геометрическая форма и так называемый чистый цвет - чистый, то есть очищенный от витаминов, предельно безличный, максимально удалённый от вредоносных колебаний и модуляций материи, эстетика срезанного плана и ровной плоскости... Всё это не является ни знаковой, ни даже формальной системой, но содержит в себе нечто более серьёзное: новую рутину, новую установку глаза и сознания, новый объект, новоявленный внешний объект... Этот новый объект таков: скучный, мёртвый абстрактный декор, который хотят навязать в качестве кодекса нового искусства». По мнению критика, это направление изначально, в силу своих программных установок, было поражено склерозом академизма, в противоположность «лирической абстракции» Кандинского, освобождающей художника от любых стереотипов.
Основные дискуссии развёртывались вокруг абстрактного искусства, занявшего авансцену художественной жизни. Как было показано Жоржем Роком, понятие абстракции долгое время отвергалось в художественной среде как противоречащее самому естеству живописи и скульптуре - искусств миметических по своей сути. «Абстрактное» - значит головное, надуманное, оторванное и от человеческой чувственности, и от живой природы, то есть наделённое всеми пороками салонных художеств.
Во второй половине 1940 - 1950-х годах утвердившееся в правах понятие абстракции чаще всего трактовалось как процесс абстрагирования, то есть последовательная редукция конкретных форм природы к её общим свойствам. Анализируя критические высказывания того времени, Рок приходит к выводу: «Художник, стало быть, находится перед природой, и никак иначе. Нет речи о том, чтобы отвернуться от неё. Теперь альтернатива, или дилемма, между натурой и пластикой сменилась другой: между фигуративными объектами предстоящей художнику натуры и элементами чисто пластическими, которые надлежит из неё извлечь. Госпожа Природа, таким образом, коварно совершает победный разворот в самом центре дефиниции абстрактного искусства».
Абстракционизм и реализм рассматривались не как противоположности, стоящие на разных основаниях, а, скорее как две ветви, растущие от одного ствола. Полюса единой целостности далеко разошлись, но связи между ними были не порваны, а туго натянуты, и напряжённое силовое поле давало импульсы к рождению разнообразных художественных форм - от иллюзорно - реалистических до абстрактно - геометрических.
Абстракция - извлечение из натуры, её «возгонка», процесс «испарения» материальных форм, совершённый энергией зрительного сдвига, перефокусировки глаза. Кандинский увидел, как натуроподобные формы его пейзажа, теряясь в сумраке, распадались на цветные пятна, то не исключена возможность обратного хода: при всматривании в абстрактную картину с её «дна» всплывает изобразительный мотив.
Глава 2. Композиция
Композиция способствует развитию образного мышления, несет в себе содержательный аспект и делает творчество более осознанным, а не случайным. Поэтому нам так важно изучение данной учебной дисциплины. В подтверждение этому обращусь к цитате Леонардо да Винчи: «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их».
Композиция как учебный предмет, появился значительно позже, чем такие предметы как рисунок или живопись. Долгое время композиция не могла стать самостоятельным учебным предметом, так как считалось индивидуальным видом творчества, достаточно сложным, доступным лишь узкому кругу учеников.
Поэтому более, позднее композиция сформировалась как самостоятельный учебный предмет следствием этого и послужила, сложность и многогранность данного учебного предмета, который является более интуитивным, чем логическим, а так же трудно поддающийся самостоятельному изучению.
В 20-30 годы советского времени развитие композиции как науки сильно тормозили, её недооценивали, а порой и вовсе отрицали. С этим не был согласен художник А.А. Дайнека «Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, заранее обдумывается. Основы изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции».
Поэтому мне так важно обратить внимание на композицию, как основу любого творческого искусства (рисунок, живопись, скульптура).
В настоящий момент композиция, основательно изучена, имеет огромную базу и постоянно развивается (пишутся новые методики и технологии). Но без такого посредника как учитель ученику будет крайне сложно изучить данные дисциплины.
Я считаю, что композиция является базой для создания творческого продукта человека. Мы должны чувствовать и понимать сюжетный замысел, идейность, гармоничность. Сопереживать произведению. Для этого то и нужна композиция, без знаний этого учебного предмета наше творчество станет пустым.
2.1 Сущность понятия «Объемно-пространственная композиция»
«Объемно-пространственная композиция» - сложное составное понятие. Для того чтобы разобраться в его сущностных характеристиках необходимо разобрать его отдельные составляющие.
Для начала обратимся к самому понятию композиции. «Композиция в переводе с латинского composition обозначает сочинение, сложение»
Однако нельзя назвать композицией любой набор элементов, это «не простое размещение по соседству, но их согласование и примирение». Синонимом этих понятий, вобравшим в себя все смысловые значения, является гармоничность, поэтому композицию можно назвать гармоничным соединением частей в единое целое. В данном смысле термин «композиция» трактуется широко и применяется в различных областях. Существуют не только литературная, музыкальная, архитектурная композиция, но и шахматная, цветочная, математическая и т.д. В более узком смысле, особенно в среде художников под композицией чаще всего имеют в виду произведение какого-либо вида искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Исходя из этого, композицию можно определить как многозначное понятие, подразумевающее гармоничную цельность. В общем смысле понятие композиции относят к разным областям человеческой деятельности, в более узком смысле к конкретным произведениям искусства.
Композицию считают основой всех видов искусства, это «важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому». Однако степень разработанности проблемы композиции с научной точки зрения в различных видах искусства не одинакова. По мнению профессора Н.П. Бесчастнова теория композиции наибольшим образом разработана в поэзии и музыке, в изобразительном искусстве она находится «в стадии становления». В 20 веке многие исследователи-теоретики и художники-практики обращались к проблеме композиции в пластических искусствах, рассматривая ее в разных аспектах. Большой вклад внесли В.А. Фаворский, Е.А. Кибрик, К.Ф. Юон, Н.Н. Волков, Е.В. Шорохов, Н.М.Сокольникова, О.Л. Голубева и др.
Исходя из этого, композицию можно определить как многозначное понятие, подразумевающее гармоничную цельность. В общем смысле понятие композиции относят к разным областям человеческой деятельности, в более узком смысле к конкретным произведениям искусства.
Точного научного определения композиции, которого бы придерживался каждый художник, нет. Поэтому, художники выявляют сущность композиции субъективно, которая на их взгляд является наиболее важной. Обратимся к некоторым из них.
Е.А. Кибрик: «Композиция - закономерно устроенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости. Характер этой связи и взаимосвязи. Характер этой связи и взаимозависимости определяется идейным замыслом художника. Конструктивная идея, свойственная природе замысла, даёт практическую основу композиции».
В.А. Фаворский: «Одно из определений композиции будет следующее: стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное. Если так определить понятие композиции, то станет ясно, что она не есть придаток к изображению, не есть украшение, а есть основной момент изображения, по-разному проникающий в разные произведения, так как цельность может быть большая или меньшая, цельность может быть различного характера».
«К.Ф. Юон видит в композиции конструкцию, то есть распределение частей на плоскости, и структуру, которую образуют также плоскостные факторы».
Сложно полностью согласиться с одним и отбросить теорию другого. Возможно, каждый из них ставил разные задачи перед своей работой, вследствие чего и возник разный базис композиции.
С точки зрения структуры и конструкции композицию рассматривали Е.А. Кибрик и К.Ф. Юон. Именно на их определения композиции мы и будем опираться в нашей работе, так как нашей целью в практической части работы и будет являться создание абстрактной композиции, а в последующем сложение и соотношение частей конструкции в единое гармоничное единство.
В композиции Е.А. Кибрик создает определенный конструктивный принцип, который является основой будущего произведения, способный объединить в одно целое все его детали, т. е. решает вопрос о неделимости композиции». То есть художник находил ядро- центр композиции и подчинял ему второстепенные элементы, тем самым гармонизируя композицию. Художник считал что, прежде всего, нужно найти идею, мотив композиции, прежде чем приступать к компоновке.
Так же воспользуемся понятием Советского энциклопедического словаря: « Композиция - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому».
В пластических искусствах композицию принято определять как объединение частных элементов художественной формы в единое составляющее. Происходит это (объединение) с помощью правил композиции. Обратимся к ним.
2.2 Правила композиции
Основными правилами являются: симметрия, асимметрия, масштаб, пропорции, ритм, контраст, нюанс.
Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей. В такой композиции обычно ярко выражен центр. Симметричной композиции присуще такие характеристики как устойчивость, уравновешенность, централизованность.
Асимметрия в композиции образуется путем дисбаланса и децентрализованности. Зачастую такая композиция делит плоскость на части в связи с различием величин масс, пропорций, форм и пр.
Асимметрии присуще динамика, ритм, противопоставление масштабов, форм.
Поэтому если в вашей композиции присутствует ярко выраженный центр, можно точно сказать что композиция является симметричной, а если в композиции несколько центров или вообще отсутствует, то такая композиция является ассиметричной.