Файл: Абстрактная композиция и начало проектирования (Абстракция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Это периодическая повторяемость какого-либо элемента, дублируемые через некоторые интервалы, располагающаяся в закономерном порядке»

Можно сказать, что ритм это есть движение, которое в свою очередь не свойственно симметрии. Движение ритма расчленяет композицию и приводит её к асимметрии.

«Масштабность- соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим формам. Чувство масштабности- это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине. Как средство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности»

Древнегреческий философ Протагор утверждал «Человек есть мера всех вещей». Эта мысль четко формулирует суть масштаба. Ведь всё что делает человек, он делает для себя и по себе.

Для того чтобы правильно решить масштаб мы должны хорошо понимать с каким материалом работаем и его конструкцию.

«Пропорциями называются размерные отношения двух элементов (частей) формы»

Это значит, пропорция одной формы напрямую зависит от другой. При увеличении или уменьшении первой формы мы не должны забывать о другой форме.

Мы всегда должны соотносить формы и объемы, не искажая их характерных и естественных пропорций. Таким образом, мы придем к гармоничной согласованности всех элементов композиции.

«Контраст- резко выраженное различие характеристик элементов формы друг от друга в том или ином отношении. Нюанс- отношение форм, незначительно различающихся сравниваемыми свойствами, так что их сходство выражено сильнее, чем различие».

Контраст усиливает внешние и конструктивные особенности элементов, делая их единство более впечатляющим и напряженным.

В результате этого, мы можем сказать, что контраст предпочтительнее выбирать тогда когда мы хотим сильнее воздействовать на зрителя, он дает моментальное прочтение темы или какой-то информации. Но при не правильном внедрении контраста может, разрушит композицию. Для того чтобы композиция была гармоничной и не распадалась ей нужно составить пару, тогда мы сможем сравнивать и соотносить. Аналогично и по отношению к нюансу.

Нюанс помогает сглаживать композицию, доводить её до совершенства. Но мы всегда должны помнить что нюанс и контраст- это взаимодополняющие тождества, которые приводят композицию в равновесие.

Все вышеперечисленные средства очень важны для создания цельной гармоничной композиции. Но следует помнить, что применять их стоит в зависимости от той задачи, которую ставит художник.


Благодаря рассмотренным правилам мы можем решить как достичь того результата который нам нужен в композиции, в зависимости от наших целей и задач, от состояния которое мы хотим передать и пр.

Изучая правила и сущность понятия композиция, мы поняли, что композиция имеет ряд свойств и законов.

2.3 Законы композиции

В нашем исследовании мы назовем два основным закона композиции : закон единства и закон равновесия.

Обратимся вновь к такой характеристики композиции как гармония. «…Гармония есть связь различных частей в единое целое… Это особое, целостное единство, охватывающее абсолютно все сущее. Гармония- закон именно такого единства, закон целого».

Поэтому, ставя задачу, организации композиции, мы всегда должны помнить о законе единства и цельности. Сумма нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей должна выражать цельную картину. Единство можно добиться путем соподчинения. Соподчинение- это выделение доминанты, которому подчиняются все остальные элементы. Но прежде нам нужно обратить внимание на организацию композиционного центра, так как именно центр соподчиняет себе другие элементы.

Композиционный центр ярко выражает главное в конструкции композиции. Найти центр в композиции не сложно, как правило он ярко выражен какими либо выше перечисленными средствами, тем самым привлекая внимание зрителя.

Равновесие- это баланс всех элементов в композиции. Равновесие зависит от такого, как расположены основные массы, как организован композиционный центр и пр.

Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из законов композиции в отдельности не могут придти к гармоничному единству, так как всё взаимосвязано.

Теперь нам понятно, что такое композиция в общем виде и знаем её два основных закона. Теперь вернемся в начало, мы исследовали сущность понятия объемно- пространственной композиции, в ней присутствуют такие важные качества, как объем и пространство. Обратимся к ним.

2.4 Объем и форма, плоскость и пространство

Форма- это изобразительное средство выражения художественного образа.

Свойства формы - это всё то, что мы можем воспринимать зрительно: геометрический вид, величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура и т.д.


Существует три вида формы:

  1. Линейный, преобладания одного измерения над другими.
  2. Плоскостной, определяющийся резкой уменьшенностью размеров по одной из координат измерения.
  3. Объемный, ему присуще равенство всех трех измерений.

В нашем исследовании наибольший интерес отдаётся объемной форме, поэтому обратимся к ее терминологии.

Объем - это произведение длины, ширины и высоты. «Объем - одна из самых активных форм. «Недаром великий французский художник П. Сезанн (1839-1906) говорил, что «все в природе предстает нам как цилиндр, конус или сфера»».

Объем сильнее воздействует на зрителя, и впечатление от пирамиды будет сильнее, чем от треугольника.

В зависимости от того какие задачи ставит художник и в каком пространстве они реализуются и будет определяться форма предметов. Будут ли они линейными, плоскими или объемными.

Как пространство, так и плоскость - это среда, в которую погружены предметы, но пространство- это среда трехмерное, а плоскость- двухмерное.

Глубина, есть существенная отличительная характеристика трехмерного пространства от двухмерного. Глубина неразрывно связана с таким понятием как перспектива, если речь идет о конструктивном объемно-пространственном рисунке. Перспектива- это система изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости. Эта система строится на сокращении объектов в точку схода (линию горизонта). Перспектива будет изменяться в соответствии с углом зрения (ракурсом).

Плоскостное изображение предмета будет являться тем, когда предметы не будут иметь такого свойства как глубина. Такие изображения несут в себе определенные цели, но для нашего исследования это не является актуальным.

В связи с выше перечисленным высказываниями мы можем сделать вывод, что изображение пространства зависит от изображенных на ней предметов. Можно даже сказать, что пространство строится предметами, их формой и расположением.

Пространство, плоскость, объем, и форма напрямую зависят от видов композиции.

2.5 Виды композиции

Рассмотрим три вида композиции:

1) Фронтальная композиция.

«Такая композиция характеризуется тем, что она имеет абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно (картинная плоскость во всех ее разновидностях и со всеми особенностями).

Из этого следует, что фронтальная композиция характеризуется в основном двухмерностью».


Такая композиция не имеет ни пространства, ни глубины.

Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений - ковров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике.

2) Объемная композиция.

«Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основные пространственные координаты (высоту, ширину и глубину), и обозреваемой со всех сторон. При этом имеется в виду, что ни одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим объем в плоскость»

В такой композиции возможно доминирование высоты над другими измерениями и измерения ширины и глубины над высотой.

Примерами такой композиции являются скульптура, мелкая пластика, малые архитектурные формы, произведения декоративно-прикладного характера.

3) Глубинно- пространственная композиция.

«Складывается из материальных элементов (поверхностей, объемов) и пространства, интервалов между ними».

Отличительная черта такой композиции это пространство или пауза между объемами. Пространство самый мощный фактор воздействия на зрителя, так как оно буквально обволакивает зрителя.

«Особое значение для организации глубинно-пространственной композиции имеет работа в макете. Осуществляя рабочее макетирование, можно активнее почувствовать пространственные связи композиции, наработать вариантность подходов в решении, разнообразить объемно-пластические предложения».

Мы рассмотрели виды композиции, знаем, что такое объем и пространство в композиции. Теперь нам не сложно будет дать характеристики и само понятие объемно-пространственной композиции и узнать процесс её создания.

Объемно-пространственная композиция- это композиция из трехмерных форм или объектов, в зависимости от того будет ли она изображаться на двухмерной плоскости или в пространстве. О том, как передать трехмерную форму в двухмерном пространстве мы рассмотрим во 2 параграфе. Такая композиция может иметь следующие свойства: геометрический вид, величина, положение в пространстве и массу.

«Объемно- пространственная композиция- это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне».

Из этого обоснования понятно, что объемно-пространственная композиция имеет узкоспециальную направленность, напрямую связанная с архитектурой. Поэтому разберемся и с ней.


«Архитектурная композиция- способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности».

Но следует отметить, что в отличие от объемно- пространственной композиции, архитектурная включает в себя художественно-выразительный ответ на целый комплекс факторов: социальных, функциональных, экономических, конструктивных, эстетических и др.

И поэтому следует подчеркнуть, что понятие «Объемно-пространственная композиция» по своему содержанию уже понятия «архитектурная композиция».

Теперь мы можем дать определение объемно- пространственной композиции. И так объемно- пространственная композиция- это гармоничное сочетание объемных форм с пространственными элементами имеющая геометрический вид.

Способы, методы, приемы создания композиции

Создание объемно- пространственной композиции через макетирование.

Мы рассмотрим, из каких процессов состоит макетирование, и какие материалы лучше использовать при создании макета.

С начала, решим, с каким материалом лучше работать.

Для учебного макетирования используются бумага, картон, эглин, иногда пенопласт. Лучший материал- плотная бумага типа «ватман», акварельная бумага в папках, тонкий белый картон. Бумага - прочный структурный материал, в то же время бумага хорошо гнется и обрабатывается. Она дает возможность четкого конструирования геометрических форм и в то же время способна передать тончайшую пластику формы. В макетировании бумагой имитируют различные конструкции, всевозможные строительные материалы - бетон, мрамор, металл и др.

Бумага - легкий в обработке материал, поэтому эскизные макеты из бумаги делаются очень быстро. Комбинируя варианты, можно быстро склеить композицию , изменить форму, пропорции составляющих ее элементов, заменить один элемент другим.

Работа с эглином не менее важна, чем работа с бумагой. Это разные по качеству материалы. Зрительное и осязательное восприятие их различно. Эглин (пластилин) - аморфный материал, дает больше работы осязательным анализаторам, бумага - зрительным. В работе с эглином больше ощущение пластики, что позволяет дополнительно чувствовать ее массу, структуру, равновесие.

Характер работы с этими материалами тоже различен: если макет из бумаги собирают из отдельных частей, конструируют форму (больше комбинаторных действий), то работа с эглином строится по-другому: форма в основном лепится путем удаления части массы из монолитного куска (как в работе над скульптурой).