Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей̆.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 1358

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сухомлинский Василий Александрович - педагог и мыслитель, который стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей. Сухомлинский, окончив рабфак и Полтавский пединститут, с 1944 г. возглавлял Павлышскую среднюю школу в Кировской области, которая стала лабораторией для его творческих поисков. Он стал Заслуженным учителем Украины, Героем Социалистического Труда СССР. 

Творчество Сухомлинского ежегодно привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности не только в нашей стране, но и за рубежом. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и внесла вклад в теорию и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

В настоящее время перед обществом стоит цель воспитания новой личности: свободной, способной к активной и творческой деятельности в разных сферах жизни. Изучение основных положений педагогической системы В. А. Сухомлинского, его деятельности в Павлышской средней школе является актуальной для современной педагогики, так как его педагогическая деятельность предоставляет богатый фактический материал, обобщения фактов, которые современный педагог может использовать в своей деятельности.

Таким образом, на основании вышеизложенного, были определены цель и задачи курсовой работы.

Цель курсовой работы:

  1. Определить основные психолого-педагогические идеи В.А. Сухомлинского, определившие развитие педагогической теории и практики в наши дни.

Объект исследования: педагогические взгляды и педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского.

Предмет: педагогический процесс В. А. Сухомлинского в Павлышской средней школе.

Задачи курсовой работы - для достижения цели, поставленной в курсовой работе, были определены следующие задачи:


  1. Определить цели и принципы образования в педагогической системе В. А. Сухомлинского.
  2. Охарактеризовать методы и формы обучения и воспитания учащихся в Павлышской средней школе.
  3. Выявить возможности реализации педагогических идей В. А. Сухомлинского в современной школе.

Основное содержание

1. Цели и принципы образования в педагогической системе В. А. Сухомлинского

1.1. Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского – основа становления педагогики сотрудничества.

Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В его работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества».[1]

В. А. Сухомлинский в своей педагогической практике в 50-60-х годах воплотил культурно-педагогическую традицию, суть которой состоит в приоритете воспитания перед обучением. Его философско-педагогические воззрения заметно отличались от общепринятых в то время: не совпадали с официальной доктриной формирования личности. Официальная наука относилась к ним крайне настороженно и даже враждебно. В. А. Сухомлинского обвиняли в «абстрактном гуманизме», в том, что он «ввел туманное понятие, именуемое человечностью». На эту враждебность Сухомлинский отвечал: «Я – учитель, воспитатель детей, ведь я продолжаю себя в своих питомцах, ведь если мои уста произносят или мое перо пишет слова «человечный, гуманный, сердечный», то речь идет не о каком-то абстрактном человеке вне времени и пространства, а о любви к нашим советским детям. Я люблю их безоговорочно и без какой бы то ни было оглядки. Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой – да, простой человеческой добротой, можно воспитать настоящего человека... Я добиваюсь того, чтобы наша школа была школой сердечности».[2]


Сухомлинский исследовал и применял связи образования с нравственным воспитанием, с общечеловеческими ценностями. Сильнейшими педагогическими средствами он считал познание личности ребенка, общение детей с природой и друг с другом.

В. А. Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое: умственное развитие и труд; воспитание нравственное, эстетическое, экологическое; изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; взаимоотношения семьи и школы; педагогическое мастерство учителя.

Рассмотрим основные задачи и цели образования по В. А. Сухомлинскому:

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом, а так же перед собственной совестью. Потому что задача школы заключается не в том, чтобы просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем «Я», черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым».[3]

Отсюда следует главная цель воспитания – гражданско-патриотическое формирование личности. Сухомлинский считал, что важной воспитательной задачей является то, чтобы взгляд на мир выражался не только в умении объяснить сущность явлений, но и в практической деятельности, в труде. В своей системе умственного воспитания Сухомлинский использовал трудовые задания, главная цель которых – формирование мировоззрения. Он считал, что для формирования мировоззрения очень важно, чтобы мыслительные операции находили отражение в практической деятельности ученика. Еще одной важнейшей воспитательной задачей Сухомлинский считал то, чтобы мировоззренческие убеждения формировались в процессе активной деятельности. Не допустить равнодушного, безразличного отношения ученика к приобретенным знаниям, когда еще нет никакого дела до их содержания – также является одной из задач воспитывающего обучения. Формирование научного мировоззрения – это вдумчивое проникновение воспитателя в душу ребенка, умелое педагогическое руководство его мышлением, процессом познания окружающего мира, трудовой деятельностью.


Исходя из вышеизложенного, В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя:

  1. Дать ученикам определенный запас знаний,
  2. Научить учеников на протяжении всей жизни пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок, в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов. Именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, который не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино. Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю».[4]

Основным принципом процесса обучения на всех его этапах В. А. Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху. Советский педагог призывал учителей не закрывать этот путь ученику, особенно младшего школьного возраста, неудовлетворительными отметками, поскольку считал, что если ребенок достигает успехов в учебе, то у него непременно будет желание учиться дальше. В педагогическом опыте В.А. Сухомлинского неудовлетворительные отметки в начальной школе полностью отсутствовали.

1.2. Обучение и воспитание в Павлышской средней школе. О методе, о школе.

В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание, Сухомлинский, в отличие от его предшественников, понимал гораздо глубже: "в среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка"[5]. Одно из самых ценных качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с "помощью" учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, неряшливые и аккуратные и т.д. Но все дети, без исключения, приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться[6]. Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда тот совершает что-то хорошее. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению "трудных" подростков. 


В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

Есть учителя, считающие своим достижением то, что им удается создавать на уроке “обстановку постоянного умственного напряжения” детей. Подобная целеустремленность в работе учителя прямо означает: выжать из детей все, что они могут дать. После таких уроков ребенок уходит домой уставший. Он легко раздражается и возбуждается. Ему бы отдыхать и отдыхать, а у него еще домашние задания. 
Умственные силы и нервная энергия учащихся – это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать. Брать из этого колодца надо с умом и очень осмотрительно, а самое главное – надо постоянно пополнять источник нервной энергии ребенка. Источники же этого пополнения – наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, жизнь среди природы, “путешествия” к истокам живой мысли и слова.[7]

Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, не может стать недобрым человеком. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке есть задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Сухомлинский высоко оценивал возможности трудового воспитания в становлении личности школьника, даже в развитии сложной и тонкой сферы чувств и эмоций, сумел добиться впечатляющих результатов[8]

Жизнь Павлышской школы невозможно представить без каждодневной, многоплановой, необходимой и привычной трудовой деятельности детей, в которой достигалось эффективное решение идейных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных воспитательных задач, прежде всего потому, что труд для воспитанника был личностно значимым делом, одухотворенным нравственностью, красотой, творчеством. 

Чувство удивления – могучий источник желания знать.
Еще одна важная черта целенаправленного педагогического руководства умственным трудом: опытные учителя на практике осуществляют классическое правило Аристотеля – мышление начинается с удивления. Начиная изложение нового материала, некоторые преподаватели математики открывали перед сознанием учащихся сущность фактов и явлений таким образом, чтобы в их сознании возникали вопросы с яркой эмоциональной окраской. Эта эмоциональная окраска вопроса и пробуждает чувство удивления: почему так происходит? И истина предстает перед сознанием учащихся как великая тайна природы[9].