Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей̆.pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 1517
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и принципы образования в педагогической системе В. А. Сухомлинского
1.1. Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского – основа становления педагогики сотрудничества.
1.2. Обучение и воспитание в Павлышской средней школе. О методе, о школе.
1.3. В. А. Сухомлинский о духовном общении учителя и ребенка.
2. Вклад В.А.Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования.
Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство коммунистического воспитания. Сухомлинский считал, что коллектив - это всегда идейное объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. "Детский коллектив - сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо пользоваться с известной осторожностью[10].
Особая проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать «что» имеет нравственное право желать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний – один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни».[11]
Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры. Формирование личности происходит на основе аспектов: физического, нравственного, умственного, аскетического и трудового воспитания.
Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Воспитание есть поиск личностью, самостоятельно и с помощью наставника, способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания, в ее широком понимании, будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей[12].
1.3. В. А. Сухомлинский о духовном общении учителя и ребенка.
В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: нравственный идеал, счастье, свобода, честь, долг, достоинство, справедливость, истина, добро, красота. В целях достижения эффективности обучения В. А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения являются: природа, книга, сказка, труд.
В развитии способностей большое значение Сухомлинский отводил сочинениям детей о том, что они видят, думают, чувствуют, переживают. Ориентироваться в сложной системе – хочу, нельзя, можно, нужно – это умение требует от ребенка большой сердечной чуткости к духовному миру других людей, к гармонии согласованной жизни. Ребенок должен быть сам в какой-то мере творцом этой гармонии. Гармония согласованной жизни для человека похожа на рабочих пчел, которые несут добро в общий улей сложных человеческих взаимоотношений. Тут очень важно придерживаться закономерности: из общего улья благ ребенок не должен брать добра больше, чем сам его приносит. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого. Чуткость к радостям и горестям воспитывается только в детстве, когда сердце особенно чувствительно к человеческим страданиям, беде, тоске, одиночеству. Чтобы ребенок чувствовал сердцем другого человека – так можно сформулировать важную воспитательную задачу, которую я поставил перед собой. Я стремился так отточить у своих воспитанников чуткость сердца, чтобы они видели чувства, переживания, радости и горести в глазах людей, с которыми соприкасаются не только повседневно, но и “случайно”. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство: ребенок любит маму постольку, поскольку мама является источником его радостей. А надо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь – тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться![13]
Источник детской совести, готовности делать добро для других – это сопереживание чувств тех людей, у которых на сердце горе или невзгоды. Ребенок, который не узнал всех сторон человеческой жизни – и счастья, и горя, – никогда не станет чутким и отзывчивым.
Заботы о возвышении человеческого достоинства ребенка. Совесть немыслима без постоянного накопления в подсознании информации, которая содержит в себе благородное поведение человека: любовь к человеку, стремление к взаимопомощи, отвращение и непримиримость к насилию над человеком, долг перед коллективом и обществом, нетерпимость к праздности, лени, глубокое уважение к старым и слабым, сочувствие. Совесть подчиняется сознанию, разуму – “царю в голове “, как гласит народная мудрость. Но никчемный царь, если ему не над кем господствовать, если память не обогащается фактами благородного человеческого поведения. С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг.
Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, что очень редко, но бывает и так - в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло. Человек – сын природы. Ему свойственны человеческие страсти, и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству.[14]
Василий Александрович Сухомлинский рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым директором школы» Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка[15].
Сухомлинский вводит новые понятия - «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями и знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном - в учении. Педагогика сотрудничества, которую развивает Сухомлинский, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам. Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив характерно для педагога. Существует правило: «Научился сам - научи товарища».
Педагог с ярко выраженной гуманистической направленностью, В.А. Сухомлинский стремился сделать психологию средством, помогающим каждому ребенку открыть в себе «ту золотую жилку, ту живинку, расцвет которой принесет ему радость творчества. От того, насколько удачно и верно станет каждый ученик на свое место в коллективе, будет выполнять свой долг перед обществом, зависит нравственная и интеллектуальная полнота его жизни»[16].
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд. Он глубоко верил, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда и стремился пробудить в своих воспитанниках творческое начало. «Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства»[17].
"Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках"[18].
Известно присловье: "Учение и труд рядом идут", но и учение, и труд недалеко уйдут - и уж, во всяком случае, невесть куда заведут человека, - если рядом с ними не идет красота - третий из важнейших элементов воспитания. От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга - главное средство эстетического воспитания в школе. С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду. "Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда... в труде раскрывается богатство человеческих отношений"[19].
Труд, люди и красота соединяются в одно целое, и это доставляет детям радость и потому, что оно красиво, и потому, что их работа кому-то принесла радость творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка: только вместе - труд, ум, добро, красота. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. "Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не может, быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть "абстрактного" коллектива без личностей"[20].
Итак, Сухомлинский показывает: дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Нельзя давать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед, этот результат соединения знания со старательностью. "Учение - труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат - все это надежные источники человеческой радости"[21].
2. Вклад В.А.Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования.
2.1 Применение идей В.А.Сухомлинского в современной школе.
В конце 50-х годов XX века начинается новый этап в развитии советской школы, он был связан с общественным подъемом, который наступил в 1953 году. Общественный импульс породил много ярких идей и интересных начинаний. К их числу принадлежала и воспитательная система В.А. Сухомлинского (1918–1970), целью которой было всестороннее развитие личности, борьба с авторитаризмом в педагогике, индивидуализация и гуманизация обучения, внимание к ребенку в его неповторимой яркости, самобытности. Науку о воспитании человека советский педагог и публицист ставил на первый план. В годы детства, по убеждению ученого, необходимо заложить основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Успешность воспитания, по мнению советского педагога, заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.
Рассмотрим основные идеи В. Сухомлинского о том, с чего надо начинать обучение, каким должен быть воспитательный процесс, как правильно обучать детей.