Файл: Понятие учетной политики для целей налогообложения, его правовое регулирование.pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие учетной политики для целей налогообложения, его правовое регулирование
1.1. Понятие и признаки учетной политики для целей налогообложения
1.2. Структура учетной политики для целей налогообложения
1.3. Учетная политика как элемент налогового планирования
2. Анализ учетной политики для целей налогообложения ООО «РусПродукт»
2.1. Общая характеристика ООО «РусПродукт»
2.2. Анализ основных показателей деятельности предприятия
2.3. Учетная политика ООО «РусПродукт» для целей налогообложения
3. Совершенствование учетной политики ООО «РусПродукт» для целей налогообложения
3.1. Пути совершенствования учетной политики для целей налогообложения
3.2. Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ
В современных рыночных условиях расчеты с бюджетом по налогам - это важный и сложный участок в организации налогового учета. Требуется правильное и грамотное составление учетной политики для целей налогового и бухгалтерского учета, определение совокупности применяемых элементов, которые способны повлиять на размеры налоговых обязательств предприятия. Квалифицированный подход к организации учета, а также внутреннего анализа и контроля налоговой нагрузки – значимый момент для деятельности любого предприятия. В процессе рассмотрения вопроса учетной политики важно сказать, что встраивается она в систему налогового планирования.
Внутренний контроль позволяет предприятиям избежать санкций от налоговых органов. Здесь наибольшее внимание уделяется одному из инструментов – учетной политике. Вместе с организационно-техническим и методическим аспектами учетной политики авторы предлагают оптимизационный аспект. Как его элементы рекомендуются анализ налоговой нагрузки, выявление влияния изменений учетной политики на финансовое состояние, а также финансовые результаты Предприятия. Соответственно, учетная политика, дополняемая оптимизационным аспектом, будет в большей степени способствовать разрешению по оптимизации налогообложения, снижению налоговых выплат, контролю за расходами и др.
Цель работы – охарактеризовать основные правила и принципы создания учетной политики в целях налогообложения и разработать эффективную учетную политику для конкретной организации.
Для достижения намеченной цели требуется решение ряда задач:
- осветить теоретические аспекты разработки учетной политики в корпоративном налоговом менеджменте;
- раскрыть понятие и значение учетной политики для целей налогообложения;
- привести основу создания учетной политики для целей налогообложения;
- описать ключевые элементы данной политики;
- провести анализ формирования учетной политики ООО «РусПродукт»;
- предложить мероприятия, связанные с совершенствованием учетной политики для целей налогообложения объекта исследования.
Объектом исследования выступает ООО «РусПродукт» - торговая организация.
Предмет исследования – учетная политика для целей налогообложения ООО «РусПродукт».
Период исследования – 2015-2017 гг.
В качестве методов исследования выбраны логические способы обработки информации (табличное и графическое представление данных, сравнение показателей за один период с данными прошлых лет, определение абсолютного и относительного отклонений каждого показателя).
1. Понятие учетной политики для целей налогообложения, его правовое регулирование
1.1. Понятие и признаки учетной политики для целей налогообложения
Один из наиболее важных этапов налогового планирования в организации - это учетная политика как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета.
Согласно пункту 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогового обложения является избранной налогоплательщиком совокупностью допускаемых НК РФ методов (способов) определения расходов и доходов, их признания, распределения и оценки, а также учета других требуемых для целей налогового обложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. В налоговом законодательстве, в отличие от бухгалтерского учета, отсутствует специальный документ, который осуществлял бы регулирование вопросов формирования учетной политики в целях налогового обложения. Требования к учетной политике содержат главы 21, 25, 26 Налогового Кодекса РФ. Делегирование функций нормотворчества на уровень налогоплательщиков дает возможность закрепления тех способов определения требуемых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности, которые дадут возможность снижения или оптимизации налоговой нагрузки.
Утверждение бухгалтерской и налоговой учетной политики возможно единым приказом или же 2-мя отдельными документами.
В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, учетная политика – «…это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности»[1].
Как утверждает Д.В. Луговский «Учетная политика организации, будучи одним из блоков ее экономической политики, проявляется в выборе между альтернативными вариантами организации и ведения учета»[2]. «В подобной ситуации бухгалтеру необходим ориентир, помогающий ему принимать решения в условиях многогранности, а зачастую неоднозначности и неопределенности хозяйственной жизни»[3]. Таким образом, можно предположить, что правила формирования учетной политики, сформированной по отечественным стандартам и МСФО, существенно отличаются друг от друга. Основные существующие отличия в порядке формирования учетной политики по РСБУ и МСФО можно представить в виде рисунка (рисунок 1).
Учетная политика хозяйствующего субъекта
РСБУ
МСФО
Разрабатывается для конкретного предприятия
- принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности
- конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности
- акцент смещен на регулирование ведения бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности организации;
- бухгалтерская отчетность должна соответствовать требованиям национального бухгалтерского законодательства.
- акцент смещен на составление данного документа в отношении финансовой отчетности;
- формирование и раскрытие показателей финансовой отчетности, отвечающих концепции рисков финансового капитала.
Рис. 1. Отличительные характеристики в формировании учетной политики по правилам РСБУ И МСФО
Таким образом, можно сделать вывод, что учетная политика для хозяйствующего субъекта выступает своего рода комплексом методологических решений, которые определяют содержание конкретной информации, получаемой в процессе хозяйственного учета пользователями бухгалтерской отчетности. Осознавать данный факт достаточно важно, т.к. информация, на основе которой принимаются управленческие решения, сама данные решения и предопределяет. Все возможные преимущества, льготы и прочие экономические выгоды, которые может получить хозяйствующий субъект, определяются именно учетной политикой, принятой в организации на текущий год.
Организации согласно ГК РФ вправе создавать обособленные подразделения (далее – ОП) в форме представительств и филиалов. Такие структуры различаются названием, юридическим статусом, правами и обязанностями. Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ (в ред. от 3.07.17 г.) представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации. ОП российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. Факт наличия у организации ОП оказывает существенное влияние на порядок исчисления, уплаты налогов и представление налоговой отчетности[4].
1.2. Структура учетной политики для целей налогообложения
Порядок ведения налогового учета устанавливает налогоплательщик в учетной политике в целях налогообложения, которую утверждают соответствующим распоряжением (приказом) руководителя до наступления очередного налогового периода. В целях бухгалтерского учета учетную политику предприятия регламентирует Положение по б/у ПБУ 1/98 (14), для целей налогового учета учетную политику предприятия регламентируют положения НК РФ ч. II (1). В учетной политике в целях налогового обложения требуется формулирование всех аспектов организации налогового учета на основании глав 21 и 25 НК РФ ч. II (1).
Учетную политику нужно утверждать до наступления очередного налогового периода, Учетная политика предприятия - основной документ, регламентирующий ведение налогового и бухгалтерского учета, а также порядок налогообложения.
Укажем в форме таблицы 1 компоненты налоговой учетной политики предприятия.
Таблица 1
Элементы учетной политики для целей налогообложения
Элементы УП |
Вариант выбора элемента УП |
Момент определения налоговой базы в случае продажи (передачи) продукции (работ, услуг) по НДС |
-·по ходу отгрузки и предъявлении покупателям расчетной документации, - день отгрузки (передачи) продукции (работ, услуг); -·по мере поступления денег, - день оплаты отгруженной продукции (исполненных работ, оказанных услуг). |
Момент определения налоговой базы в случае реализации (передачи) товаров (услуг, работ) по налогу на прибыль |
-·по мере отгрузки, а также предъявлении покупателям расчетной документации, – день отгрузки (передачи) товара (услуг, работ); -·по мере поступления денег – день оплаты отгруженной продукции (исполненных работ, услуг) |
Классификация доходов (расходов) |
-·доходы (расходы) от продажи продукции (услуг, работ); доходы внереализационные |
Порядок признания доходов (расходов) |
-·признание доходов (расходов) в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место вне зависимости от фактического поступления денег, прочего имущества (услуг, работ) и (либо) имущественных прав; -·день поступления денег на счета в банках либо же в кассу; |
Метод учета доходов и расходов |
-·метод начисления; -·кассовый метод (лишь тогда, когда в среднем за прошлые 4 квартала сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 миллион рублей за каждый квартал) |
Определение ОС |
ОС - это: основные средства, применяемые как средства труда для изготовления и реализации товаров (исполнения работ, оказания услуг) либо в целях управления предприятием |
Продолжение таблицы 1
Элементы УП |
Вариант выбора элемента УП |
Определение нематериальных активов |
Нематериальные активы - это приобретенный и (либо) созданный результат интеллектуальной деятельности и другие объекты ИС (исключительное право на них), применяемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) либо в целях управленческих нужд предприятия на протяжении длительного времени (продолжительность более 12 месяцев) |
В последние годы всё более распространенный способ увеличения эффективности предпринимательства - это налоговое планирование, оптимизация налоговых платежей.
Актуальность вопроса налогового планирования обусловливается достаточно понятным стремлением налогоплательщиков к уменьшению налоговой нагрузки и таким же объяснимым стремлением государства к воспрепятствованию этому.
Налоговая минимизация в себя включает в зависимости от правомерности определенных способов сокращения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговое планирование, налоговую оптимизацию) деятельность.
1.3. Учетная политика как элемент налогового планирования
Налоговое планирование является целенаправленной деятельностью налогоплательщика, направленной на законное снижение налоговых платежей для увеличения эффективности хозяйственной деятельности. Налоговое планирование базируется на методах использования законодательных возможностей в части налогообложения и представляет собой составную часть планирования хозяйственной деятельности на уровне микроэкономики.
Для предпринимателей РФ налоговое планирование является еще недостаточно освоенной областью. В странах, которые экономически развиты, планированию в области налогов уделяют очень большое внимание. Уплата компанией налога по установленной законом, стандартной ставке представляет собой свидетельство неэффективности налогового менеджмента.
Суть налогового планирования заключается в признанном за всеми налогоплательщиками праве использования всех допускаемых законодательством средств, путей и методов для максимального уменьшения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловливается наличием в законодательстве о налогах очень обширной области, в ней нормы права с достаточной точностью не определяются или допускается неоднозначность их толкования.