Файл: Корпоративная культура в организации (Роль корпоративной культуры в повышении эффективности управления персоналом организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Корпоративная культура - новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из относительно новой области знаний - организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в следующих направлениях: личность в организации; групповое поведение в организации; поведение руководителя в организации; адаптация организации к внутренней и внешней среде, повышение организационной эффективности в деятельности организации. Как и многие другие термины организационно-правовых дисциплин корпоративная (организационная) культура не имеет единого толкования.

Актуальность данной темы определяется постоянно возрастающей необходимостью развития и управляемости организации, а как следствие этого повышение эффективности ее деятельности за счет формирования и совершенствования корпоративной культуры.

Различные теоретические основания анализа культуры содержатся в работах отечественных ученых: Е.М.Верещагина, Ю.Р.Вишневского, Н.С.Злобина, М.С.Кагана, А.С.Кармина, Л.Н.Когана, С.Я.Левита, М.С. Коршунова, Э.С. Маркаряна, В.М.Межуева, Ю.Солонина, А.Я.Флиера и других.

Объект исследования- корпоративная культура.

Предмет- корпоративная культура организации.

Так же корпоративная культура может быть определена как система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющееся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

Методологической базой исследования являются:

- Теоретический анализ литературных источников;

- Анализ документов и статистической отчетности предприятия;

- Сравнение и сопоставление цифровых данных.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что основные теоретические положения, содержащиеся в работе, конкретизированы в теоретических и практических механизмах, выводах, позволяют расширить существующие теоретические представления о корпоративной культуре организации.

Цель данной работы – рассмотреть  корпоративную культуру в организации на примере ООО «Капибара».

Задачи данной работы:

- рассмотреть роль корпоративной культуры в повышении эффективности управления персоналом организации;

- изучить особенности стиля руководства как фактора специфики корпоративной культуры;


- рассмотреть особенности формирования корпоративной культуры в современной организации;

- проанализировать организацию корпоративной культуры в ООО «Капибара».

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Корпоративная культура

1.1. Роль корпоративной культуры в повышении эффективности управления персоналом организации

«Персонал является одним их стратегических факторов, определяющим будущее организации, поскольку именно люди делают работу, генерируют идеи и обеспечивают организации жизнь. Современные подходы к управлению персоналом направлены на формирование, развитие и поддержание благоприятной внутренней среды в организации»[1]. Это позволит обеспечить наиболее полное использование трудового потенциала работника, его возможностей и личных качеств для решения производственных задач. Особенное внимание уделяется закреплению моделей трудового поведения, обеспечивающих повышение уровня трудовой активности и организационной причастности персонала. В этой связи тема данной работы является особенно актуальной. Управление персоналом объединяет в себе ряд разносторонних задач и функций. Системный подход к процессу управления персоналом позволяет выстроить комплексную взаимосвязь методов, приемов, технологий, процедур работы с персоналом организации.

В настоящее время не существует однозначной трактовки термина «корпоративная культура», разные специалисты определяют его по-разному. Например, А.Я. Кибанов определяет корпоративную культуру («организационную культуру», «фирменную культуру») как «набор наиболее важных положений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, дающих людям ориентиры их поведения и действий». Э. Жак дает следующее определение: «Корпоративная культура - вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими».


«Основными целями системы управления персоналом организации являются: повышение конкурентоспособности организации и повышение эффективности производительности труда с целью достижения наибольшей прибыли»[2]. При этом, управление персоналом обязано обеспечивать соблюдения требований трудового законодательства и работать на защиту и отстаивание интересов персонала в процессе формирования и применения трудового ресурса работников. Таким образом, необходимо создавать систему организационноэкономических и социальных мероприятий в области работы с персоналом, которая позволит реализовать следующие задачи: своевременное обеспечение организации персоналом в нужном объеме на данный момент и на дальнейшую перспективу; создание взаимосвязи между организационной, производственной и технической структурой потенциала работников; обеспечение коллектива максимально комфортными условиями труда; формирование в работниках организованности, самодисциплины, сотрудничества; создание условий и возможностей для раскрытия потенциала работника, его развития и должностного продвижения; формирование стабильного коллектива. Исходя из вышеизложенного, сущность системы управления персоналом можно определить как взаимосвязь и взаимодействие интересов двух сторон: получение максимальной прибыли при использовании персонала со стороны работодателя и удовлетворение материальных, социально-психологических и прочих потребностей со стороны каждого работника.

В этом случае говорят о социальной эффективности управления персоналом. Социальная эффективность управления персоналом проявляется в обеспечении позитивных с социальной точки зрения изменений в организации. К ним можно отнести: − обеспечение гарантированного существования (благоприятные безопасные условия труда, соответствующая зарплата и необходимые социальные услуги); − создание условий для развития и реализации индивидуальных способностей; − предоставление определенной самостоятельности и свободы(удобный график работы и интенсивность труда, возможность принимать решения, выбирать методику выполнения заданий и др.); − благоприятный социальнопсихологический климат (информированность, возможности для эффективной коммуникации, относительная бесконфликтность отношений с коллегами и руководством и пр.).

«Социальная эффективность снижается вследствие действия таких факторов, как − наносимый здоровью персонала ущерб (неблагоприятные условия труда, несчастные случаи на работе, неудобный график работ, профессиональные заболевания); − наносимый личности ущерб (наличие стрессовых ситуаций, физические и интеллектуальные перегрузки или недогрузки и пр.)»[3]. Умение учитывать потребности работников взаимовыгодно для обеих сторон трудовых отношений, а также является показателем высокой степени компетентности управленцев. Элементом внутренней среды организации, оказывающим значимое влияние на эффективность управления персоналом, является корпоративная культура: то, какие устойчивые принципы и нормы жизни и деятельности организации ими разделяются; то, ради чего люди вкладывают свой потенциал в работу организации; каким образом строятся отношения между ними; что, по их мнению, плохо, а что хорошо, и другие ценности и нормы. Все это отличает организации одну от другой и значительно предопределяет успех выживания и функционирования организации при планировании долгосрочных задач. Корпоративная культура характеризуется выполнением ряда функций:


− формирует определённый, отличный от других, имидж организации;

− помогает сплачиванию организации, являясь средством формирования индивидуальных стандартов поведения, делает устойчивой систему социальной стабильности в организации;

− обеспечивает формирование и контролирование восприятия и форм поведения, целесообразных с точки зрения данной организации;

− формирует социально ответственное поведение.

Большинство функций корпоративной культуры имеют ценность как для членов организации, так и для общества в целом. Можно с уверенностью сказать, что главная ценность корпоративной культуры состоит в побуждении организации взять на себя некоторые определённые обязательства и действовать в интересах достижения общественного благосостояния. Можно сказать, что корпоративная культура служит своеобразным ориентиром для выбора правильной модели поведения, необходимого для качественного улучшения показателей корпоративной социальной ответственности. Социальная ответственность по сути является элементом корпоративной культуры. Корпоративная социальная ответственность в международном понятии определяется как добровольный вклад организации в развитие общества в экономической, социальной и экологической сферах. Такой вклад, как правило, напрямую связан с основной деятельностью организации и выходит за рамки минимума действий, определённых законом. Имеют место две разные точки зрения как следует вести себя организациям, чтобы считаться ответственными.

«С одной стороны организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует только экономические цели развития общества»[4]. С другой стороны организации дополнительно к такой ответственности экономического характера необходимо учитывать социальные и человеческие аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, чем она будет вносить определённый практический вклад в решение социальных общественных проблем. Принятие на себя организацией социальной ответственности является актуальной ступенью совершенствования управленческой деятельности в современном обществе.

Корпоративная культура способствует развитию у персонала чувства причастности к делам организации:

- оказывает помощь персоналу в достижении личного успеха;


- укрепляет стабильность системы социальных отношений;

- поощряет привлечение персонала в совместную деятельность на благо организации;

- оказывает поддержку индивидуальной инициативы работников; создает союз единства менеджеров и персонала в организации;

- развивает делегирование ответственности.

Корпоративная культура помогает людям в организации действовать осмысленно. В организациях, где ценится риск, человек идет на него, зная, что в случае неудачи он не будет наказан и что из неудачи будут извлечены уроки на будущее. Оправдываемые таким образом действия усиливают тенденции экономических исследований поведение, особенно когда оно необходимо для развития бизнеса. Как следствие, повышается качество труда со стороны работника – это уровень трудовой активности выражает степень самовыражения, самореализации личности, а значит, обусловливает уровень удовлетворения одной из фундаментальных человеческих потребностей. Качество труда, являясь одним из факторов, повышающих социальную эффективность управления персоналом, включает в себя следующие понятия:

− показатели развития личности

– повышение уровня образования, культуры труда, культуры общения, эмоциональной культуры, расширение профессионального профиля, принятие ответственности, построение карьеры, ведение здорового образа жизни и т.д.

− показатели творческой активности

– число рацпредложений и изобретений, участие в разработках инноваций, предложения по оптимизации производственного процесса, участие в деятельности творческих кружков и в профессиональных конкурсах и т.д.;

− показатели общественной активности в сфере производства

– участие в общественных проектах, управлении организации и т.д.

− показатели производственной активности

-качественное выполнение функциональных обязанностей (ритмичность работы, качество продукции, повышение профессионального уровня, рациональное использование рабочего времени и т.д.); − и прочие.

Таким образом, в современных экономических условиях корпоративная культура - это такой инструмент, с помощью которого можно привести организацию к успеху, процветанию и стабильности. Грамотное управление корпоративной культурой позволяет добиться дополнительной экономии средств, формировать поведение персонала, способствующего достижению целей организации.