Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Экономическое значение и функции прибыли как источника экономического роста предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современных условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует организации на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство.

В условиях рыночной экономики и переходного к ней периода целевой функцией организации становится прибыль. Которая является обобщающим показателем хозяйственной деятельности предприятий. Но у нее есть глубокая экономическая сущность, т.к. прибыль - это экономическая категория.
Экономическая сущность прибыли – одна из сложных и рассматриваемых проблем в современной экономической теории. 

Прибыль – двигатель всех действий организации, отражающую ее
эффективность. Она является важным источником финансирования развития и совершенствования производства, удовлетворения хозяйственных нужд, социальных потребностей работников и собственников используемого капитала.

Вообще, прибыль сложная категория, представляющая собой общий
результат всех действий хозяйствующего субъекта, затрагивающая экономические интересы участников производственного процесса.

Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над
затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимательства.

Она исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.

Цель работы - исследовать вопросы распределения и использования прибыли как источника экономического роста конкретного предприятия.

Основными задачами работы являются:

-изучить основные теоретико-методологические аспекты по теме исследования;

-проанализировать систему распределения и использования прибыли на конкретном предприятии;

-определить пути максимизации прибыли как источника экономического роста объекта исследования.

Объект исследования – ООО "Гидростроймонтаж", предмет исследования – распределение и использование прибыли как источник экономического
роста объекта исследования.

В исследовании применялись методы системного и факторного анализа, статистической обработки данных, метод моделирование и описание.

В процессе исследования были использованы законодательные
и нормативные акты Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров, изучена общая и специальная литература российских авторов в сфере анализа прибыли и рентабельности организации.


Нормативно-правовой, теоретической и методологической базой исследования послужили Конституция Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, труды ведущих специалистов в области экономики, материалы периодической печати.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников приложения.

1. Теоретико-методологические аспекты по теме исследования

1.1. Экономическое значение и функции прибыли как источника экономического роста предприятия

Экономическое значение прибыли одно из не простых и постоянно
дискутируемых проблем в современной экономической теории. 

С экономической точки зрения прибыль - это разность между поступлениями и выплатами денежных средств. С хозяйственной точки зрения
прибыль – это разность между имущественным состоянием организации, наконец, и начало отчетного периода[15,с.158]. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком. Доходы предприятия - это увеличение экономических выгод в результате
поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала. Доходы организации в зависимости от характера, условия получения и направлений ее деятельности
подразделяются на: доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

Доходы от обычных видов деятельности – это выручка от продажи
продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг[10,с.79].

К прочим доходам относятся: операционные, внереализационные, а также чрезвычайные доходы.В современной теории учета, различают налоговую
и экономическую концепции прибыли.

В связи с этим возможны два варианта исчисления прибыли: в первом – бухгалтерская прибыль равна налогооблагаемой, во втором – их суммы
не совпадают[8,с.103].


В первом случае взгляд пользователей бухгалтерской информации устремлен в прошлое, во втором – в будущее. В последнем учтен тот факт, что данные финансовой отчетности влияют на курс акций предприятия.
Поэтому прибыль, показанная в балансе и отчете о прибылях и убытках,
не должна быть тождественна прибыли, с которой уплачиваются налоги.

Проанализировав различные научные трактовки прибыли, можно сформулировать следующее определение. 

Прибылью может считаться только та часть добавленной стоимости,
которая создана в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход[14,с.77].

Этомнение требует определенной концепции налогообложения, которая заключается в раздельном налогообложении прибыли и дохода. Но, в действующей системе налогообложения такое разделение не имеет место. Все
поступления доходов признаются образующими прибыль за исключением расходов[1,с.208].

Прибыль, с теоретическое точки зрения, представляет собой сложное
и неоднозначное понятие. В науке до сих пор существуют различные подходы в трактовке ее происхождения и ее сущности.

Прибыль необходима организациям для  асширение развития их хозяйства: расширения материально-технической  являетсябазы, увеличения  обеспечит собственных оборотных  качествесредств, создания  двухфондов, необходимых для социальных  стремятсянужд коллектива. Размер получаемой прибыли определяет конкурентоспособность организации, степень ее оперативно-хозяйственной независимости[17,c.65].

Соответственно, прибыль – это, по сути, экономическая категория,
отражающая доход, созданный в сфере хозяйственной деятельности.
Прибыль – это результат соединения разных факторов производства: труда, капитала, природных ресурсов, предпринимательской способности. В едином комплексе они приносят тот финансовый эффект, который именуется прибылью (рис. 1.1).

Рис.1.1. Экономическое  организацию содержание прибыли[19,с.107]

Рис. 1.2.Содержание  подбирает понятия прибыль[19,с.108]

Изучение всех аспектов и нюансов, связанных прибылью, привело
пониманию того, прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Данное обстоятельство привело к абсолютному разграничению таких понятий,  как бухгалтерская и экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль– это результат
реализации товаров и услуг, а экономическая – результат «работы» капитала (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Разделение  ремонт бухгалтерской и экономической  таблица прибыли[20,с.91]

Идея двух трактовок прибыли (бухгалтерской и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки,  что концепция прибыли нужна для трех целей[22,с.72]:

1) исчисления  организацииналогов;

2) защиты  каждойкредиторов;

3) для  установоквыбора разумной  чтобыинвестиционной политики.

Бухгалтерская  могуттрактовка применима  которуютолько для  строительныедостижения первой  кредитороцели и абсолютно  активовне применима для  коэффициентдостижения третьей.

Д. Соломон  факторныйразработал формулу,  положениямиопределяющую связь  присущимежду бухгалтерской  первостепенныеи экономической прибылью[24,с.76]:

Бухгалтерская  прибыль прибыль

+

Внереализационные изменения  стадии стоимости (оценки) активов

в  доливка течение отчетного  знать периода

Внереализационные изменения  годом стоимости (оценки) активов

в  деятельности предыдущие (прошлые) отчетные  выручки периоды

+

Внереализационные изменения  конец стоимости (оценки) активов

в  самое будущие (предстоящие) периоды

=

Экономическая  калибровка прибыль.

Экономический подход предполагает ежеквартальное исчисление величины Гудвила (вид нематериальных активов, отражающих деловую репутацию организации) и ее колебаний. Появление этой категории связано с экономической трактовкой прибыли[4,с.18].

Прибыль как экономическая категория показывает чистый доход,
созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной
деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю[3,с.51].

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда.

На уровне организации и в условиях товарно-денежных отношений
чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров организации
выступают как относительно свободные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом
денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления
финансового результата необходимо соизмерить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости
продукции[13,с.76].


Если выручка преобладае над себестоимостью, то финансовый результат показывает о получении прибыли. Организация всегда ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее получает.

Функции прибыли. Прибыль как важная категория рыночных отношений выполняет ряд функций:

- Прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности организации. То есть, сам факт прибыльности уже свидетельствует об
эффективной деятельности организации. Но будет ли это свидетельство
необходимым и достаточным для собственника и кредитора? По-видимому, нет, поскольку организации нужна не просто прибыль, а определенная ее
величина для удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц:
собственников организации, ее работников и кредиторов[2,с.75].

- Прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансово-экономическим результатом организации, прибыль приобретает первостепенную роль в рыночном хозяйстве. Ей присваивается статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от размера прибыли, так и от принятого
в экономике страны алгоритма ее распределения, включая налогообложение. Прибыль - основной источник прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении организации,принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимойорганизацией с учетом перспектив ее развития[25,с.48].  Прибыль в рыночной экономике – движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции. Прибыль - источник социальных благ для работников трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся в организации после уплаты налогов, выплат дивидендов и других отчислений (например, на
создание резервных фондов), осуществляются материальное поощрение
работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы [18,с.94]. Прибыль – источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций, и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные на законодательном уровне. То есть, прибыль организации – фактор ее экономического и социального развития. Этот вывод вытекает из цели предпринимательской
деятельности[13,с.65]. 

Такая постановка цели характерна для современного уровня развития западной экономики вполне. Максимизация прибыли представляет собой
задачу, решение которой рассчитано на сравнительно небольшой период времени. Максимизация прибыли достигается в короткие сроки за счет
долгосрочной рентабельности[19,с.32].