Файл: Нотариат в РФ (История возникновения нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полномочия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, возникают после наделения его правом совершения нотариальных действий и непосредственного исполнения служебных обязанностей нотариуса и заканчиваются в момент их сдачи нотариусу.

Нотариус не вправе исполнять свои должностные обязанности в период их исполнения лицом, временно его замещающим.

Ответственность за ущерб, причиненный действиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, несет нотариус. При этом нотариус вправе предъявить лицу, исполняющему его обязанности, регрессный иск в размере причиненного ущерба.

При осуществлении своей деятельности нотариус наделен определенными правами и обязанностями, а также несет установленную законами ответственность.

Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности.

Беспристрастность и независимость нотариусов обеспечивается точным

и неуклонным соблюдением законодательства. Нотариус в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

     Применяя приказы и инструкции министерств и ведомств, акты местных органов государственной власти и акты органов местного самоуправления, нотариус должен проверить, изданы ли они в пределах предоставленной этим органам компетенции и соответствуют ли они законодательству.

     Точное исполнение законов - общее требование к нотариальным актам. Нотариус обязан проверять соответствие законам требуемых от него действий и представляемых ему документов. Нотариус не удостоверяет сделок, противоречащих закону, не свидетельствует верность копии с документа, оформленного не в соответствии с законом, не передает заявлений, содержащих сведения, порочащие честь и достоинство граждан. Отказывает в совершении нотариального действия, если оно не соответствует

закону.

     Специфическим правилом нотариальных действий является их тайна. Справки о совершаемых нотариальных действиях и документы нотариальные органы выдают только лицам, в отношении которых совершены нотариальные действия, или их представителям, а также по требованию прокуратуры, суда и следственных органов в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами. Справки о завещаниях выдаются нотариальными органами только после смерти завещателя.


     Правила о соблюдении тайны нотариальных действий распространяются также на лиц, которым о совершении нотариальных действий стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей, в частности, в связи с осуществлением руководства нотариатом.

     Нотариусы и другие должностные лица, виновные в нарушении тайны совершаемых нотариальных действий, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба РФ, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.

2.1 Права нотариуса

Нотариус имеет право:[12][12]

- совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международными договорами;

- составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

- истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

Законодательством республик в составе РФ нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

2.2 Обязанности нотариуса

Нотариус обязан:[13][13]

- оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;

- разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с Основами, законодательством республик в составе РФ и присягой.

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.


Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству РФ или международным договорам.

Нотариус в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения/

Нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью и какой-либо иной, кроме нотариальной, научной и преподавательской. Он не может оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

2.3 Оплата нотариальных действий

Источники и формы оплаты труда нотариусов зависят от вида занимаемой должности нотариуса: нотариус государственной нотариальной конторы или нотариус, занимающийся частной практикой.

Государственные нотариальные конторы содержатся за счет отчислений из федерального бюджета Российской Федерации.[14][14] Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, получают заработную плату за выполняемую работу государственного служащего.

Источником финансирования деятельности нотариусов является оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами.

За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации.

Нотариус, занимающийся частной практикой, за выполнение действий, указанных выше, когда для них законодательными актами РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом.

Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса, занимающегося частной практикой, и являются источником финансирования его деятельности. Кроме денежных средств, полученных им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, могут быть и другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.


Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

Возвращаясь на несколько лет назад, до принятия Основ законодательства РФ о нотариате: низкая заработная плата приводила к тому факту, что органы нотариата пополнялись не самыми лучшими по профессиональным характеристикам кадрами. Работать именно в государственные нотариальные конторы многие устраивались лишь потому, что имелась возможность перейти на частную нотариальную практику.

Сейчас частный нотариат ассоциируется с большими заработками, что приводит к тому, что региональные органы юстиции стремятся какими-то неординарными способами заинтересовать государственных нотариусов в сохранении своего статуса. Это и жесткие административные меры: навязывание подписания контракта на продолжительный срок, закрепление статуса государственных нотариусов законодательным путем, проведение различных систем отбора в государственный и частный нотариат. Ряд мер носят стимулирующий характер, когда государственному нотариусу просто невыгодно менять место работы, в связи с чем, органы юстиции вводят систему дополнительных выплат в зависимости от суммы государственной пошлины, поступившей в соответствующий бюджет от нотариальной деятельности.

В некоторых регионах России существует тенденция к увеличению числа государственных нотариусов, что обусловлено такими обстоятельствами, как увеличение числа лиц с высшим юридическим образованием, снижение заработков частнопрактикующих нотариусов.

Теперь проведем границу между финансированием нотариуса, занимающегося частной практикой и нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе.

Согласно статье 23 Основ о нотариате источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ. Иными словами, основой финансового обеспечения выступают средства, взимаемые нотариусом за совершение нотариальных действий, или нотариальный тариф.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает за совершенные нотариальные действия государственную пошлину, которая достаточно четко определена в законе «О государственной пошлине». Частнопрактикующий нотариус взимает тариф, который устанавливается исходя из двух принципов в зависимости оттого, какое нотариальное действие совершает нотариус: предусмотренное законом как обязательное либо не указанное в законе. То есть частнопрактикующий нотариус взимает государственную пошлину, которая обращается в его личную собственность.


Согласно Налоговому кодексу РФ [15][15] под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий,

Подводя итог, можно сказать, что при совершении частнопрактикующим нотариусом действий, на обязательность которых указывается в законе, взимается взнос, служащий условием совершения нотариального действия.

В случае неоплаты нотариус вправе отказать в совершении действия. Изменить размер взноса нотариус не вправе, если только закон не предусматривает, например, нижнего и верхнего пределов тарифа, с учетом которых нотариус устанавливает конкретную сумму. Несоблюдение данного требования является нарушением действующего законодательства и может повлечь как административное реагирование органов контроля, так и обжалование действия нотариуса лицом, к нему обратившимся

Закон устанавливает, что «в других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом». Получается, что в случаях, когда нотариальная форма не предусмотрена законом как обязательная, стоимость действия определяется на договорных началах. Форма такого соглашения может быть как устной, так и письменной. Практика показывает, что реально никакого соглашения нет, нотариус определяет стоимость, а клиент либо принимает предложенные условия, либо пытается найти нотариуса, услуги которого обходятся дешевле.

2.4 Контроль за деятельностью нотариусов

Контроль за деятельностью нотариусов может осуществляться органами юстиции, нотариальными палатами, налоговыми органами и судами.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты.

Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.