Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Значение правильной организации бухгалтерского учета на предприятии).pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Значение правильной организации бухгалтерского учета на предприятии
1.1. Значение и основные задачи бухгалтерского учета на предприятии
1.2. Общие принципы построения бухгалтерского учета на предприятии
Организационная форма и технология обработки учетной информации на предприятии
2.1 Краткая экономическая и финансовая характеристика хозяйствующего объекта наблюдения
Совершенствование организации бухгалтерского учета на предприятии
Введение
Цель любого бизнеса – приносить прибыль, однако для того, чтобы бизнес был прибыльным, необходимо точно знать, сколько денег поступает на счета компании, куда они тратятся и какова эффективность этих расходов, сколько денег выплачивается государству в качестве налогов и многое другое. Получить всю эту информацию можно только с помощью правильно организованного бухгалтерского учета.
Организация бухгалтерского учета – один из важнейших моментов работы любой организации. Заключается она в формировании системы, которая обеспечивает точный учет всех хозяйственных операций, фиксирует движение всех денежных средств и товарно-материальных ценностей. Фиксируется все это с помощью правильно составленных документов, так что создание грамотного документооборота тоже является составной частью постановки бухучета.
Значимость организации бухгалтерского учета на предприятии велика, ведь от этого зависит насколько правильно, достоверно и информативно будут формироваться финансовые показатели работы субъекта, а также управленческие сведения. Исходя из данного обстоятельства вытекает актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является описание основ и практических аспектов организации бухгалтерского учета на предприятии.
В ходе выполнения работы требуется рассмотреть и решить следующие задачи:
- Описать теоретические принципы построения бухгалтерского учета на предприятии.
- Описать технологию организации бухгалтерского учета на конкретном хозяйствующем субъекте.
- Раскрыть формы организации бухгалтерского учета на предприятии.
- Выявить проблемные места в организации бухгалтерского учета субъекта.
- Предложить варианты решения выявленных недостатков.
Предметом исследования является процесс организации бухгалтерского учета на предприятии.
Объектом исследования выступает хозяйствующий субъект Алтайского края ООО Торговый Дом «Маслосыродел».
В ходе написания работы использована нормативная литература в виде законодательных актов регулирующих сферу деятельности бухгалтерского учета и организации учетного процесса.
Значение правильной организации бухгалтерского учета на предприятии
1.1. Значение и основные задачи бухгалтерского учета на предприятии
В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г.[1], все организации, независимо от организационно-правовой формы собственности, должны вести бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет отражает финансово-хозяйственную деятельность, воздействует на нее. Он предоставляет важную информацию, которая позволяет планировать деятельность организации, оптимально использовать ресурсы, контролировать и оценивать результаты деятельности. Бухгалтерский учет дает информацию о динамике активов и обязательств, о финансовых результатах, контролирует платежную и финансовую дисциплину. Бухгалтерский учет обеспечивает:
- правильное, полное и своевременное документирование фактов хозяйственной жизни;
- контроль за сохранностью материальных, трудовых и денежных ресурсов;
- состояние сметной, финансовой и платежной дисциплины;
- своевременное составление отчетности;
- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования банковскими, налоговыми органами, поставщиками, инвесторами;
- выявление и эффективное использование внутренних ресурсов.
Требования к бухгалтерскому учету определены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н[2]:
- Бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни ведется в валюте Российской Федерации — рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
- Имущество, являющееся собственностью предприятия, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
- Бухгалтерский учет ведется предприятием непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается руководителем на основе Плана счетов бухгалтерского учета.
- Соблюдение равенства данных аналитического учета оборотам и остаткам синтетического учета на первое число каждого месяца.
- Все факты хозяйственной жизни и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
- В бухгалтерском учете организаций учитываются раздельно текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями.
Перед бухгалтерским учетом ставятся следующие основные задачи:
1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества предприятия, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости, прогнозирование и планирование предстоящих доходов и расходов.
Организация бухгалтерского учета позволяет:
- Оптимизировать расходы компании, что крайне важно сейчас, в условиях кризиса;
- Контролировать финансовую деятельность компании, обеспечивая ее максимальную эффективность;
- иметь точную, достоверную и что наиболее важно своевременную информацию для принятия любых управленческих решений, от которых часто зависит устойчивость и выживание бизнеса;
- тратить на ведение бухгалтерии и контроль за её деятельностью намного меньше времени и денег;
- легко проверять правильно ли ведется бухгалтерский учет, формируются и подаются всевозможные отчеты, заполняются регистры.
Главная задача, которую необходимо решить в ходе постановки бухучета – организовать работу бухгалтерии максимально эффективно. Для этого нужно правильно выбрать систему учета, составить график документооборота компании и точно его придерживаться.
Организация и ведение бухгалтерского учета только в теории выглядит просто. Исходя из практического опыта для того чтобы правильно составить план организации бухгалтерского учета в организации или индивидуального предпринимателя, необходимо, во-первых, провести полный анализ работы компании, который учтет специфику бизнеса, структуру и объем затрат, эффективность налогового планирования, принятые правила ведения отчетности.
Следующим шагом является разработка оптимальных налоговых схем, внедрение их в повседневную практику, а также составление схемы документооборота. В последней очень важно указать исполнителей и ответственных за внутренний контроль, без этого схема работать не будет. На основании всего этого разрабатываются регламенты работы бухгалтерии, учетная политика и все это внедряется в повседневную практику. Для того чтобы выстроенная система надежно работала, процесс необходимо завершить автоматизацией бухгалтерского учета.
Предложенный порядок организации бухгалтерского учета позволяет избежать свойственных людям ошибок и снизить зависимость ведения бухучета от человеческого фактора.
В ходе постановки бухгалтерского учета учитывается специфика бизнеса что позволяет:
- сформировать в организационной структуре подразделение, которое будет осуществлять обработку первичных бухгалтерских документов предприятия в соответствии с существующими нормативами и законодательными актами;
- разработать рабочий план счетов, состав и формы первичных документов, которые будут формироваться при осуществлении хозяйственных операций;
- сформировать и утвердить учетную политику;
- составить должностные инструкции для сотрудников бухгалтерии и лиц участвующих в формировании первичных документов;
- поставить учет товарно-материальных ценностей и контроль над их поступлением и выбытием;
- предложить решения по автоматизации ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
- минимизировать риски финансовых потерь (в том числе и от штрафных санкций) используя оптимальную систему налогообложения, а также контроль за правильностью начисления и перечисления налогов и сборов.
Описанный выше порядок организации бухгалтерского учета дает общее представление об этом процессе, так как у каждого субъекта существуют свои особенности, которые также необходимо учитывать. Изложенные выше мероприятия можно делать комплексно, а можно частично — это зависит от состояния дел в организации или индивидуального предпринимателя.
Для организации или индивидуального предпринимателя постановка бухгалтерского учета особенно необходима, если:
- только открывается предприятие;
- меняется сфера деятельности, форма собственности, или проводится иная реорганизация компании;
- смена режима налогообложения;
- ведение бухучета в компании велось с серьезными ошибками и необходимо все исправить.
Российское законодательство возлагает ответственность за организацию ведения бухгалтерского и налогового учета (а значит и за своевременную и правильную выплату налогов) на руководство компании (исполнительный орган). За ошибки, допущенные в работе с бухгалтерскими документами, приходится дорого платить – деньгами, неполученной прибылью, переплаченными налогами, а иногда и потерей свободы и права работать по специальности.
1.2. Общие принципы построения бухгалтерского учета на предприятии
Бухгалтерский учет — это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой отчетности)[3].
Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия — самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения; организация, не имеющая бухгалтерии, может привлекать для ведения бухгалтерского учета специализированную организацию или соответствующего специалиста на договорных началах.
Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объема учетной работы. В объединениях и на крупных предприятиях бухгалтерия подразделяется на ряд отделов (рисунок 1)[4].
Рисунок 1 – Структура аппарата бухгалтерии
Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты с рабочими и служащими по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате.
Материальный отдел занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.
Производственно-калькуляционный отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов собственного и незавершенного производства.
Отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее реализации. Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью поступления платежей от них.
Отдел расчетных и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций. На этот же отдел, при отсутствии финансовой службы, возлагается функция организации финансовой работы.