Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Значение правильной организации бухгалтерского учета на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общий отдел бухгалтерии предприятия ведет учет всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.

Рассмотренная структура организации аппарата бухгалтерии применяется на большинстве средних, а иногда и крупных предприятий и носит название вертикальной.

На небольших предприятиях, как правило, применяется линейная структура, при которой все работники аппарата-бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

На крупных предприятиях используется комбинированная система организации аппарата бухгалтерии, при которой в составе бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производства). В этих случаях права главного бухгалтера будут передаваться его заместителям, в пределах их полномочий.

В современных условиях ведение бухгалтерского учета основывается на самом широком использовании средств вычислительной техники. Организационные формы механизации бухгалтерского учета различны и зависят от вида вычислительной техники, ее размещения, степени оснащенности ею отрасли, объема обрабатываемой информации, сферы обслуживания.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет его руководитель. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений. Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией. Возглавляет ее главный бухгалтер, который должен обеспечивать правильность постановки учета, его достоверность, осуществлять контроль за сохранностью, рациональным и экономным использованием всех средств предприятия. Он обязан организовать внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства предприятием.

Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Начиная с 2013 года, главный бухгалтер (или другой человек, на которого возложено ведение бухучета) в компаниях должен соответствовать трем критериям[5].


Первый критерий — наличие высшего профессионального образования.

Второй критерий — стаж работы, связанной с бухгалтерией или аудитом, не менее трех лет из последних пяти календарных лет. В случае, если нет образования по специальностям бухучета и аудита, стаж должен быть не менее пяти лет из последних семи календарных лет.

Третий критерий — отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Эти же критерии распространяются и на физических лиц, которые оказывают бухгалтерские услуги на основании гражданско-правовых договоров. Если же договор заключен с аутсорсинговой организацией, то в ее штате должен быть как минимум один работник, отвечающий приведенным выше требованиям.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, представление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов предприятия. Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.[6]

С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складом и др.). Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем предприятия по согласованию с главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников предприятия.

При освобождении главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (а при отсутствии последнего — работнику назначенному приказом руководителя). Одновременно проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности данных с составлением акта, утверждаемого руководителем предприятия.


Учетная политика организации определяется в ПБУ 1/2008[7] как «совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности». К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и др.

Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей организации управления, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и др.

При выборе учетной политики учитываются следующие требования:

  • постоянство учетной политики в течение длительного периода;
  • регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой;
  • извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике.

Учетная политика формируется главным бухгалтером или иным лицом, которое ведет бухучет в организации, и оформляется приказом руководителя. Она едина и применяется всеми подразделениями предприятия независимо от места их расположения.

Учетная политика применяется последовательно в течение ряда лет и должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций за отчетный период;
  • большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов;
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя из правовой нормы и экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • равенство данных аналитического и синтетического учета, а также соответствие показателей отчетности записям на счетах бухгалтерского учета;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, с учетом хозяйственной деятельности и величины организации.

Изменения в учетной политике организации допускаются при: реорганизации предприятия (слиянии, разделении, присоединении), смене собственников, изменении законодательства РФ и нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработке и применении новых способов бухгалтерского учета.


Приказ об учетной политике должен состоять из двух частей — учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

К бухгалтерской учетной политике прилагают:

  • формы первичных документов;
  • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • положение об инвентаризации активов и обязательств организации.

К налоговой учетной политике прилагаются бланки учетных налоговых регистров, самостоятельно разработанные и утвержденные организацией.

В разделе «Учет основных средств» налоговой и бухгалтерской учетной политики необходимо прописать порядок учета основных средств стоимостью не более 100 тыс. руб. за единицу, а также книг, брошюр и других изданий.

В обязательном порядке следует определить:

  • способы начисления амортизации и применения в налоговом учете амортизационной премии, положения об изменении срока полезного использования основных средств после проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения;
  • способ оценки МПЗ при отпуске в производство и ином выбытии;
  • способ учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) до момента передачи их в продажу (ст. 320 НК РФ);[8]
  • способ признания коммерческих и управленческих расходов (ст. 318 НК РФ);[9]
  • перечень создаваемых резервов;
  • порядок ведения раздельного учета;
  • порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей (ст. 286 НК РФ);
  • порядок уплаты налогов при наличии структурных подразделений;
  • порядок применения ПБУ 18/02 «Налог на прибыль»;[10]
  • порядок ведения налогового учета.

Особое место в учетной политике занимают ее методические и организационные аспекты[11].

Методические аспекты:

  1. Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.
  2. Порядок отражения на счетах операций приобретения и заготовления материальных ценностей.
  3. Метод оценки производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.
  4. Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
  5. Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
  6. Перечень резервов предстоящих расходов.
  7. Порядок учета и финансирования ремонта основных средств.
  8. Сроки погашения расходов будущих периодов.
  9. Варианты учета выпуска продукции.
  10. Порядок создания резерва по сомнительным долгам.
  11. Варианты определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
  12. Сроки списания доходов будущих периодов.
  13. Варианты распределения и использования чистой прибыли.
  14. Порядок начисления и выплаты дивидендов.
  15. Порядок оценки кредиторской задолженности.
  16. Формирование резервного капитала.
  17. Метод распределения расходов на продажу.

Организационные аспекты:

  1. Выбор формы бухгалтерского учета.
  2. Организация работы в бухгалтерии.
  3. Системы внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
  4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
  5. План счетов бухгалтерского учета.
  6. Технология обработки учетной информации.
  7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.
  8. Система взаимоотношений с аудиторскими службами.

Таким образом, при разработке учетной политики организации следует учитывать, что, поскольку она утверждается приказом руководителя организации, то приобретает юридическую силу. Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные выше аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами. Приведенный перечень является примерным, количество пунктов может изменяться в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от направления хозяйственной деятельности и величины организации.

Далее на примере конкретного хозяйствующего субъекта в Алтайском крае рассмотрим основные аспекты формирования и постановки учетного процесса на предприятии.

Организационная форма и технология обработки учетной информации на предприятии

2.1 Краткая экономическая и финансовая характеристика хозяйствующего объекта наблюдения

ООО ТД «Маслосыродел» начало свою деятельность в 2000 году. Организация функционирует на территории Алтайского края. Она давно и успешно поставляет продукцию молоко и сыр оптом на рынки городов: Иркутск, Хабаровск, Благовещенск, Якутск, Владивосток, Петропавловск-камчатский, Южносахалинск, Магадан, Биробиджан, Анадырь, Томск, Улан-Уде, Забайкальск, Абакан, Кызыл – охватывая регион: Сибирского федерального округа, Дальневосточного федерального округа, Еврейского автономного округа, Тувы, Хакассии.

В настоящее время ООО ТД «Маслосыродел» продолжает расширять географию продаж, и наращивать объёмы поставок продукции. Каждый год отмечается ростом числа заключенных договоров и подписанных контрактов. Успешно осуществляются продажи сыра и через розничную сеть – обеспечивая весомую долю товарооборота в данном сегменте молочного рынка города Новосибирска и Новосибирской области.