Файл: Бухгалтерский баланс организации и порядок его составления».pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского баланса и порядка его составления
1.1 Понятие, виды и формы бухгалтерских балансов
1.2 Порядок оценки статей бухгалтерского баланса организации
1.3 Техника составления бухгалтерского баланса организации
Глава 2. Порядок составления бухгалтерского баланса в ООО «Меридиан»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Меридиан»
2.2 Анализ учетной политики ООО «Меридиан»
2.3 Формирование показателей бухгалтерского баланса ООО «Меридиан»
Глава 3. Пути совершенствования составления бухгалтерского баланса в ООО «Меридиан»
3.1 Мероприятия по улучшению структуры бухгалтерского баланса в ООО «Меридиан»
При составлении сокращенной (упрощенной) формы бухгалтерского баланса ряд статей, выделенных в полной форме, объединяются в статьи с новыми названиями[22]:
- по статье «Материальные внеоборотные активы» одной суммой показывается информация об основных средствах и незавершенных капвложениях, которая в полной форме баланса разделена на 4 статьи: «Нематериальные поисковые активы», «Материальные поисковые активы», «Основные средства», «Доходные вложения в материальные ценности»;
- статья «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы» объединяет данные по стоимости НМА, НИОКР, незавершенным вложениям в НМА, сведения по долгосрочным финансовым вложениям и по отложенным налоговым активам;
- в статье «Финансовые и другие оборотные активы» совместно приводится информация о краткосрочных финансовых вложениях, НДС по приобретенным ценностям и дебиторской задолженности;
- по статье «Капитал и резервы» объединяются сведения об уставном, добавочном и резервном капиталах, выкупленных собственных акциях, данные о переоценке имущества и о нераспределенной прибыли (непокрытом убытке);
- статья «Другие долгосрочные обязательства» совместно показывает данные по отложенным налоговым обязательствам и долгосрочным оценочным обязательствам;
- в статье «Другие краткосрочные обязательства» одной суммой показываются данные о доходах будущих периодов и о краткосрочных оценочных обязательствах[23].
Глава 2. Порядок составления бухгалтерского баланса в ООО «Меридиан»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Меридиан»
ООО «Меридиан» зарегистрировано в 2007 году. Основным видом деятельности ООО Меридиан является производство мебели. Предприятие функционирует более 10 лет на рынке и успешно развивается.
Уставный капитал Общества составляет 18 тыс. руб.
Высшим звеном в управлении предприятия является генеральный директор Сулеев Дмитрий Петрович. В подчинении генерального директора находится главный бухгалтер предприятия.
Структура бухгалтерского аппарата ООО Меридиан представлена на рисунке 2.1.
Главный бухгалтер
Бухгалтер по учету материальных ценностей
Бухгалтер по расчету заработной платы
Рисунок 2.1. – Структура бухгалтерии ООО «Меридиан»
Бухгалтерия ведет синтетический и аналитический учет на основе первичных и сводных документов, которые осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций. Функциональное разделение труда работников бухгалтерского отдела построено таким образом, чтобы каждый работник специализировался на выполнении определенных учетных операций.
Бухгалтерский отдел в процессе деятельности является неотъемлемым звеном структуры предприятия и осуществляет организацию финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью наиболее эффективного использования ресурсов в процессе работы и получения максимально возможной прибыли.
Бухгалтерия осуществляет следующие функции:
– формирование в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетной политики, исходя из структуры и особенностей деятельности организации, необходимости обеспечения ее финансовой устойчивости;
– контроль за проведением хозяйственных операций;
– соблюдение технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
– обеспечение рациональной организации бухгалтерского учета и отчетности в организации;
– разработка организационной структуры бухгалтерского отдела, распределение полномочий и ответственности в системе бухгалтерского учета;
– формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности организации, ее имущественном положении, доходах и расходах;
– своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением денежных средств;
– учет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;
– обеспечение законности, своевременности и правильности оформления документов;
– правильное начисление и перечисление налогов и сборов, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежи в банковские учреждения;
– контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы;
– взаимодействие с кредитными учреждениями по вопросам предоставления кредитов, своевременное погашение займов и кредитов в установленные сроки;
– участие в подготовке проектов планов реализации и маркетинговых исследований и рекламы;
– разработка прогнозов ожидаемой прибыли, расчета налога на прибыль, составление планов распределения прибыли;
– ведение оперативного учета финансовых, расчетных и кредитных операций, составление проектов перспективных и текущих финансовых планов с приложением необходимых расчетов;
– ведение учета движения финансовых средств и составление о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности;
– участие в ценообразовании на отдельные виды продукции (работ, услуг);
– проверка организации бухгалтерского учета и отчетности, организация и проведение инвентаризации;
– получение, хранение, оперативный учет, выдача наличных денег и бланков строгой отчетности в соответствии с «Положением о ведении кассовых операций»;
– соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денежных средств в кассе организации и обеспечение их сохранности;
– организация бухгалтерского учета и отчетности с применением современных технологических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля;
– участие в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств.
За ведение и организацию бухгалтерского учета несет ответственность главный бухгалтер – Степанова Елена Валентиновна. В подчинении главного бухгалтера находится бухгалтер по учету материальных ценностей и бухгалтер по расчету заработной платы.
В обязанности главного бухгалтера входит:
– осуществление контроля за своевременностью отражения всей информации на счетах бухгалтерского учета;
– осуществление контроля за затратами предприятия по обычным и прочим видам деятельности;
– осуществление контроля за себестоимостью выпускаемой готовой продукции;
– учет финансовых результатов деятельности предприятия;
– формирование и сдача бухгалтерской отчетности в соответствующие налоговые органы.
В обязанности бухгалтера по учету материальных ценностей входит:
– ведение учета ТМЦ на складах;
– ведение учета расхода материалов и товаров по всем цехам;
– осуществление учета реализации готовой продукции, товаров;
– учет выпуска готовой продукции по цехам;
– осуществление контроля за дебиторской и кредиторской задолженности.
В обязанности бухгалтера по расчету заработной платы входит:
– ведение и учет расчетов по заработной плате и прочим операциям с персоналом;
– ведение и учет отчислений на социальное страхование и обеспечение;
– осуществление контроля использования фонда оплаты труда.
Бухгалтерия в своей деятельности строго руководствуется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и другими действующими нормативными документами, а также положением о бухгалтерии, должностными инструкциями, внутренними приказами и распоряжениями.
- Ведение бухгалтерского учета в ООО «Меридиан» осуществляется автоматизированным способом с применением программы 1С: «Бухгалтерия 8.3».
Бухгалтерский учет в ООО «Меридиан» ведется на основании приказа «Об утверждении учетной политики на 2017 год». По мере изменения российского законодательства в учетную политику организации были внесены соответствующие изменения. Учетная политика организации разрабатывается как целей бухгалтерского учета, так и налогового учета.
В приложениях к приказу об утверждении учетной политики содержатся:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета организации, разработанный на основе «Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организации»;
- разработаны и утверждены должностные инструкции работников организации;
- список (перечень) должностей лиц, имеющих право подписи первичных документов;
- список (перечень) должностей лиц, имеющих право получать денежные средства в подотчет;
- имеется разработанный и утвержденный график документооборота;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;
- формы регистров налогового учета.
Отчетным годом в ООО «Меридиан» считается период с 01 января по 31 декабря включительно, в котором сдается квартальная и годовая отчетность.
Учетная политика ООО «Меридиан» разработана в соответствии с требованиями действующего на момент составления учетной политики законодательства в области бухгалтерского учета. В качестве основных можно выделить следующие нормативно-правовые акты:
- Закон РФ от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006;
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 и другие.
Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер организации.
Для ведения бухгалтерского учета применяется журнально-ордерная форма учета хозяйственных операций с использованием программ 1С: Бухгалтерия 8.3.
ООО Меридиан функционирует и успешно развивается более 10 лет, о чем свидетельствуют основные показатели экономической деятельности ООО Меридиан, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1. – Основные экономические показатели деятельности ООО Меридиан за 2015-2017 гг.
Показатель |
Год |
Отклонение (+/-), тыс. руб. |
Темп роста, % |
||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
|
Выручка от продаж, тыс. руб. |
28411 |
29162 |
29381 |
+751 |
+219 |
102,64 |
100,75 |
Общие затраты, тыс. руб. |
16540 |
18743 |
20105 |
+2203 |
+1362 |
113,32 |
107,27 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
11871 |
10419 |
9276 |
-1452 |
-1143 |
87,77 |
89,03 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
414 |
2356 |
7135 |
+1942 |
+4779 |
569,08 |
302,84 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
22857 |
9955,5 |
10793 |
-12904,5 |
+837,5 |
43,55 |
108,41 |
Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. |
36848 |
47606 |
61752 |
+10758 |
+14146 |
129,19 |
129,71 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
14 |
18 |
21 |
+4 |
+3 |
128,57 |
116,67 |
Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. |
57756 |
61744,5 |
70924 |
+3988,5 |
+9179,5 |
106,91 |
114,87 |