Файл: Право осужденных на личную безопасность (Формы реализации права осужденного на личную безопасность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 628

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы дать более полное определение понятию "надзор в местах лишения свободы", следует раскрыть содержание рассматриваемого вида деятельности, определить его принципы.

Ещё в 1917 г. в одном из циркулярных писем тюремного главка законодатель определил, что надзор в местах лишения свободы должен строиться на соблюдении известного порядка и дисциплины в месте заключения. Если в местах заключения нет необходимой дисциплины, если заключённые совершают побеги, запасшись доставленным им с воли оружием или другими предметами, то меры, направленные на их перевоспитание, окажутся безрезультатными.

В начале 30-х годов прошлого столетия нарком юстиции П.И. Стучка писал, что содержание надзора заключается в том, чтобы "не бегали только те, кому было лень", тем самым максимально сузил понятие надзора, что представляется не совсем верным.

Э.А. Говорухин, анализируя и впоследствии критикуя содержание ст. 19 (ст.22 ИТК РСФСР) Основ исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик, определял, что основное содержание надзора заключается не в исключении возможности совершения осуждёнными новых преступлений или других антиобщественных поступков, а "недопущении и пресечении новых преступлений или антиобщественных поступков в ИТУ".

Э.А. Говорухин считает, что сложность осуществления надзора в первую очередь предполагает совместную деятельность всех частей и служб мест лишения свободы, проведение комплекса профилактических, режимных, оперативно-розыскных, воспитательных и инженерно-технических мероприятий, направленных на обеспечение надежной изоляции осуждённых и контроля за их поведением.

Н.А. Стручков и А.В. Папуашвили, как и Э.А. Говорухин, отмечали, что надзор за осуждёнными следует рассматривать как разновидность социального контроля, осуществляемого в отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Субъекты надзора в местах лишения свободы должны осуществлять свою деятельность, исходя из следующих принципов[16]:

- законности;

- объективности и системности;

- выбора цели, постановки задач, определения функций и средств;

- информационности и полноты;

- власти и ответственности;

- эффективности;

- установления приоритетов.

Законность - один из основных принципов уголовно-исполнительного законодательства и деятельности исправительных учреждениях. В соответствии с Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.


Строгое соблюдение законности при осуществлении надзора приобретает первостепенное значение, поскольку именно в изоляции и надзоре реализуются основные правоограничения, затрагивающие интересы каждого осуждённого к лишению свободы.

Объективность. Процесс исполнения наказания протекает на основе множества экономических, политических, идеологических, социальных и других закономерностей, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность персонала. Принцип объективности несовместим с субъективизмом, сущностью которого сводится к игнорированию объективных условий, закономерностей развития социальной практики.

Субъективизм в осуществлении надзора приводит к волюнтаристским решениям и может способствовать возникновению отрицательных последствий, нередко заведомому невыполнению поставленных задач.

Системность. Под системой понимается упорядоченное определённым образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Наиболее сложным видом системы являются социальные системы, к которым относится и Федеральная служба исполнения наказаний с её структурными подразделениями.

Знание о системном образовании и системный подход в рамках рассматриваемой темы позволяют:

- рассматривать объекты и субъекты надзора в ИУ как систему;

- применять знания о системе к специфике органов, осуществляющих надзор за осуждёнными;

- ответить на вопросы, как должно быть организовано ИУ, его структурные элементы, чтобы можно было эффективно управлять, каким должно быть само управление, чтобы достичь поставленных целей, какие требования должны реализовывать ИУ, его отделы и службы "сверху донизу".

Информационность предполагает выполнение таких требований, как достоверность, полнота и систематичность поступления информации для организации и осуществления надзора.

Достоверность информации означает соответствие поступающих сведений объективной реальности действительному состоянию дел. Опытные руководители ИУ, структурных подразделений и служб мест лишения свободы в вопросах получения информации в основном должны полагаться на своих подчинённых. Однако достаточно часто своевременность и точность сообщений, актов, рапортов, докладов персонала не внушает руководителю чувства достоверности информации. Здесь всегда можно ожидать неумелый отбор сведений, полуправду или сокрытие истины.

Поэтому руководителю и особенно сотрудникам отдела безопасности необходимо проверять достоверность информации путём получения данных о тех же фактах и явлениях из других каналов информации[17].


Полнота - это одно из центральных и наиболее сложных требований, которому должны отвечать сбор, накопление и хранение информации. Здесь важно определить такое количество информации, которое, достоверно и полно отражая оперативную обстановку, не создавало бы её избыточность, что, в свою очередь, затрудняет установление сути проблемы и, соответственно, снижает эффективность сил и средств ИУ, привлекаемых к осуществлению надзора за осуждёнными.

Информационные связи в процессе организации надзора за поведением осуждённых должны быть построены таким образом, чтобы руководители подразделений и служб мест лишения свободы могли принимать сведения и передавать своё решение своевременно. Запаздывание информации, несвоевременное её поступление, например, об изменении оперативной обстановки в ИУ, приводит к тому, что принятые меры не достигают своей цели, поскольку обстоятельства могут существенно изменяться.

Систематичность поступления информации обусловлена непрерывным характером самого процесса организации и осуществления надзора. Образование информационного вакуума (отсутствие информации) или поступление информации с перебоями препятствует правильному уяснению обстановки в ИУ.

Власть и ответственность связаны между собой, причём последняя является следствием первой и проистекает из неё. Важно и то, что во власти усматривается сочетание официального (основанного на занимаемой административной должности) и личностного (заключающего в себе сплав умственного развития, опыта, морального уровня, навыков по роду службы и др.) факторов.

Заключение

Таким образом проведя исследование на тему «Право осужденного на личную безопасность» следует сделать следующие выводы.

В настоящее время создана прочная законодательная база, регламентирующая основы правового положения осужденных к уголовным наказаниям, но до совершенства она далека. От эффективности обеспечения правового положения осужденных к любой мере уголовно-правового характера и беспрекословного исполнения всех предписаний приговора суда будет зависеть эффективность достижения целей уголовной ответственности. Правовое положение лиц, осужденных к разным видам уголовных наказаний, неодинаковое, то есть существует неравенство в правах этих лиц. Иначе говоря, правовое положение осужденных обусловлено характером, степенью общественной опасности, тяжестью совершенного им преступления и назначенным за это преступление наказанием. Содержание назначенного наказания решающим образом влияет на формирование правового статуса осужденного. Практический работник, исполняющий наказание, должен проявлять уважение к правам осужденного, обеспечивать их охрану и законную реализацию. Столь же необходимо добиваться выполнения всех обязанностей со стороны осужденного. В этом и состоит практическая реализация принципа законности в деятельности органов, исполняющих наказание.


Вместе с тем главными принципами надзора как средства обеспечения личной безопасности осужденного являются:

  1. Эффективность. Осуществление надзора за осуждёнными предполагает активное использование самых разнообразных - материальных, людских, финансовых и других - ресурсов. Надзор в местах лишения свободы, как и любая полезная деятельность людей, должна осуществляться сознательно, целенаправленно, радиально, эффективно.
  2. Установление приоритетов. Решение принимается в зависимости от значимости задач, т.е. при осуществлении надзора персоналу мест лишения свободы рекомендуется выполнять задачи, исходя из важности, актуальности.

Рассмотренные принципы отражают основные особенности деятельности по осуществлению надзора в местах лишения свободы. В своей совокупности они определяют и конкретизируют пути и способы решения задач надзора и обеспечивают оптимальное его функционирование; закрепляют строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами и объектами надзора законов и подзаконных правовых актов.

Учитывая вышеизложенное, необходимо сформулировать понятие "обеспечение безопасности, прав и законных интересов осужденных" при расследовании пенитенциарных преступлений в следующей авторской редакции: "Обеспечение безопасности прав и законных интересов осужденных - комплексный институт, состоящий из совокупности действий должностных лиц, основанных на нормах уголовно-процессуального, оперативно-розыскного и ведомственного законодательства, включающий в себя правовые и организационные меры безопасности осужденных, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства в качестве потерпевших, свидетелей, обвиняемых и подозреваемых при расследовании преступлений в пенитенциарных учреждениях".

Таким образом, при расследовании пенитенциарных преступлений необходимо соблюдение безопасности, прав и законных интересов осужденных. При выполнении вышеизложенного деятельность органа дознания будет считаться эффективной.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 9. - ст.851.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 (с учетом изменений внесенных 08.01.2019, ФЗ от 27.12.2018 №548, ФЗ от 28.12.2018 №569, ФЗ от 28.12.2018 №547) № 1-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.

Научная литература:

  1. Актуальные проблемы исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, альтернативных лишению свободы [Текст] // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2017. - № 1. - С.46-48.
  2. Андреева, Л.А. Уголовное и уголовно-исполнительное право, криминология: теоретические и практические аспекты [Текст] / Л.А. Андреева. - Новосибирск: СибАК, 2015. - 133 с. - ISBN 978-5-392-01265-7.
  3. Антонян, Е.А. Уголовно-исполнительное право [Текст] / Е.А. Антонян. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2016. - 278 с. - ISBN 978-5-238-02352-6.
  4. Бриллиантов, А.В. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации [Текст] / А.В. Бриллиантов. - М.: Проспект, 2016. - 421 с. - ISBN 978-5-392 - 02116-1.
  5. Бриллиантов, А.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации [Текст] / А.В. Бриллиантов. - М.: Проспект, 2016. - 373 с. - ISBN 978-5-482-01574-2.
  6. Досюкова, Т.В. Уголовно-исполнительное право [Текст] / Т.В. Досюкова. - М.: Омега-Л, 2016. - 259 с. - ISBN 978-5-370-02851-9.
  7. Зубарев, С.М. Уголовно-исполнительное право [Текст] / С.М. Зубарев. - М.: Юрайт, 2016. - 455 с. - ISBN 978-5-9916-2310-0.
  8. Кельцева, А.А. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст] / А.А. Кельцева. - М.: Эксмо, 2015 - 174 с. - ISBN 978-5-699-65970-8.
  9. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации [Текст] / А.И. Зубкова. - М., 2017. - 488 с. - ISBN 5-89123-396-7.
  10. Рябова, Л.В. Уголовно-исполнительное право [Текст] / Л.В. Рябова. - Ставрополь: ФАбула, 2017. - 187 с. - ISBN 5-86225-537-0.
  11. Савченко, В.А. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации [Текст] / В.А. Савченко. - Новороссийск: "Гос. морской ун-т им. адмирала Ф.Ф. Ушакова", 2016. - 76 с. - ISBN 978-5 - 222-13100-8.
  12. Уголовно-исполнительное право [Текст]: учебник / под ред.А.И. Зубкова. - М., 2016. - 720 с. - ISBN 5-89123-910-8.

  1. Актуальные проблемы исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, альтернативных лишению свободы [Текст] // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2017. - № 1. - С. 46-48.

  2. Бриллиантов, А.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. - М.: Проспект, 2015. - С. 211.

  3. Андреева, Л.А. Уголовное и уголовно-исполнительное право, криминология: теоретические и практические аспекты. - Новосибирск: СибАК, 2015. - С. 85.

  4. Бриллиантов, А.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. - М.: Проспект, 2015. - С. 212-213.

  5. Антонян, Е.А. Уголовно-исполнительное право. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2016. - С. 111.

  6. Бриллиантов, А.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. - М.: Проспект, 2015. - С. 214.

  7. Андреева, Л.А. Уголовное и уголовно-исполнительное право, криминология: теоретические и практические аспекты. - Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 87.

  8. Савченко, В.А. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. - Новороссийск: «Гос. морской ун-т им. адмирала Ф.Ф. Ушакова», 2016. - С. 34.

  9. Зубарев, С.М. Уголовно-исполнительное право. - М.: Юрайт, 2017. - С. 212.

  10. Савченко, В.А. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. - Новороссийск: «Гос. морской ун-т им. адмирала Ф.Ф. Ушакова», 2016. - С. 35.

  11. Андреева, Л.А. Уголовное и уголовно-исполнительное право, криминология: теоретические и практические аспекты. - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 89.

  12. Зубарев, С.М. Уголовно-исполнительное право. - М.: Юрайт, 2015. - С. 214.

  13. Актуальные проблемы исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, альтернативных лишению свободы [Текст] // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2017. - № 1. - С. 46-48.

  14. Досюкова, Т.В. Уголовно-исполнительное право. - М.: Омега-Л, 2017. - С. 127.

  15. Досюкова, Т.В. Уголовно-исполнительное право. - М.: Омега-Л, 2015. - С. 129-130.

  16. Досюкова, Т.В. Уголовно-исполнительное право. - М.: Омега-Л, 2015. - С. 131.

  17. Уголовно-исполнительное право. - М., 2018. - С. 166.