Файл: Изучение порядка переписки осуждённых к лишению свободы, получения и отправления денежных переводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, сущность уголовного наказания состоит в том, что осуждённые либо лишены большинства прав и свобод, либо ограничены в их использовании. В то же время некоторые права сохраняются за осуждёнными и на периодотбывания наказания.

На основании ст. 33 Конституции РФ[1] и ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ) право на обращение сохраняется за осуждённымив полном объёме.

КонституциейРоссийскойФедерации установлено основополагающее право граждан России обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местногосамоуправления. Право осужденных к лишению свободы на обращения является производнымот аналогичного конституционного права граждан. В большинстве случаев осужденные к лишению свободы обращаются в государственные органы с целью защиты их нарушенных прав и законных интересов.

Поддержание социальных связей - достаточно важная социальная ориентация лиц, отбывающих наказание. По этому поводу правила внутреннего распорядка исправительных учреждений предусматривают порядок осуществления осужденными переписки, получения и отправления денежных переводов.

Очень важное значение приобретает соблюдение прав осужденных, так как они должны способствовать исправлению человека. С самого начала отбывания срока наказания следует думать о будущем, которое ждет осужденного после его освобождения, а потому емуследует помогать поддерживать и укреплять связи с лицами и учреждениями, находящимися за стенамизаведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать включению его в жизньобщества после освобождения.

После освобождения личность, как правило, возвращается в общество, и ее дальнейшая жизненная активность, характер и содержание во многом определяются тем, что в процессе социальной адаптации в местах лишения свободы было изменено или сохранено личностью на уровне психологических и социальных установок и ориентации, какой вышла из этих мест личность: озлобленной, агрессивной, ослабленной духом или наоборот.В связи с этим тема исследования является актуальной.

Объект исследования –общественные отношения, возникающие в сфере реализации прав и свобод осужденных.

Предмет исследования – нормы уголовного исполнительного законодательства регулирующие порядок переписки осуждённых к лишению свободы, получения и отправления денежных переводов.


Цель исследования - изучение порядка переписки осуждённых к лишению свободы, получения и отправления денежных переводов.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

- изучить особенности правового положения осужденных;

- выявить порядок переписки осуждённых к лишению свободы, получения и отправления денежных переводов;

- рассмотреть порядок получения и отправления осужденными денежных переводов.

Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов, как В.И.БасковВ.Н.Брызгалов, А.И.Зубков, В.Г.Малов, А.С.Михлин, Р.С.Мулукаев, А.Е.Наташев, А.Я.Петров, А.М.Плешаков, Е.В.Прокопович, В.И.Селиверстов и др.

Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, комплексный, а также системный подход.

1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГОПОЛОЖЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

1.1 Правовой статус осужденных к лишению свободы

Правовое положение осужденных в российском уголовно-исполнительном законодательстве формулируется, исходя из общих принципов положения человека и гражданина в обществе и государстве, в качестве приоритетной задачи здесь выступает его защита со стороны государства, при этом учитываются требования международных стандартов обращения с осужденными[2]. Таким образом, в основу определения правового положения осужденных закладываются три фундаментальных положения:

1) права человека и гражданина, закрепленные в Конституции и других конституционных и иных законах РФ;

2) права и ограничения, содержащиеся в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах, касающихся исполнения уголовных наказаний;

3) права и правила обращения с осужденными, содержащиеся в международных стандартах.

Такой подход обеспечивает унификацию при определении правового положения всех категорий осужденных, а не только и не главным образом тех, кто отбывает наказания, которые при своем исполнении соединяются с мерами исправительного воздействия, как это было в ранее действовавшем законодательстве[3].


Кроме того, характер и количество ограничений прав и свобод осужденных — и как российских граждан, и как лиц, отбывающих наказания, — не могут произвольно определяться уголовно-исполнительным законодательством, а напрямую должны соотноситься, с одной стороны, с положениями Конституции РФ, с другой — с международными нормами и стандартами обращения с осужденными. Именно в таком направлении УИК РФ и формулирует правовое положение осужденных.

В общем виде правовое положение осужденных представляет собой совокупность возлагаемых на них уголовно-исполнительным законодательством обязанностей и предоставляемых им в связи с исполнением приговора прав (включая и их охраняемые законные интересы). Конкретное правовое положение осужденного будет определяться в зависимости от вида наказания, личностных характеристик и их поведения во время отбывания наказания.

Правовой статус осужденных в его содержательном наполнении составляют: в соответствии с законодательством для осужденных предоставляемые им права, имеющиеся законные интересы и возлагаемые на них обязанности. Кроме того, в отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, в правовой статус включается положение ч. 3 ст. 32 Конституции РФ о том, что эти лица не имеют права избирать и быть избранными[4].

Предоставляемые осужденным права принято считать их субъективными правами, реализация которых должна осуществляться через корреспондирующие обязанности других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений (прежде всего в лице администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, органов государственной и исполнительной власти и местного самоуправления и др.)[5]. Например, осужденные к лишению свободы имеют право на предоставление им по соответствующим нормам жилья, одежды и питания, организацию безопасных условий труда, медицинскую помощь и другие условия, обеспечивающие их жизнедеятельность в местах лишения свободы. Подавляющее большинство прав осужденных носит именно такой характер, поэтому их реализация не вызывает особых затруднений на практике[6].

Иначе дело обстоит с правами осужденных, реализация которых связывается с рядом условий: они, как правило, сформулированы в виде возможности их предоставления администрацией органов или учреждений, исполняющих наказания. Например, в ч. 8 ст. 50 Кодекса говорится о том, что осужденным, не допускающим нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных центров и имеющим семью, по постановлению начальника исправительного центра может быть разрешено проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади; аналогичное положение закреплено и в ст. 129 УИК РФ в отношении осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях.


Подобные права осужденных также могут быть защищены в установленном законом порядке, но уже не как реализуемые администрацией в обязательном порядке, а лишь при наличии необходимых условий. Аналогично сформулированы и права осужденных на помилование, на перевод в исправительное учреждение с более мягким видом режима и т. п. Реализация этих прав осужденных "под условием" часто вызывает различного рода конфликты и жалобы со стороны осужденных и их родственников, которые воспринимают их в качестве безусловных, т. е. реализуемых в обязательном порядке. Здесь нужна разъяснительная работа о характере данных прав осужденных и особенностях их реализации; причем такую разъяснительную работу необходимо проводить среди всех участников этих правоотношений, а не только среди осужденных и их родственников[7].

Новым элементом в правовом статусе осужденных является понятие «законные интересы осужденных». В литературе по уголовно-исполнительному праву данный термин толкуется как «стремление осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки... поведения осужденных во время отбывания наказания»[8].

В русском языке слово "интерес" употребляется в различных значениях: внимание; занимательность, значительность; нужда, потребность; выгода.

Государство гарантирует охрану и защиту таких законных интересов осужденных.

Речь в основном идет об интересах, касающихся не только и не главным образом самих осужденных, но прежде всего их родственников, близких, членов трудовых коллективов, акционеров и других лиц и сфер деятельности, с которыми осужденный связан теми или иными законными отношениями. Государство, наказывая осужденных за конкретные преступления, не вправе ущемлять интересы указанных субъектов, никоим образом не связанных с совершенными преступлениями. Это правило должно неукоснительно исполняться в повседневной практике учреждений и органов, исполняющих наказания[9].

Такое опосредованное ущемление прав и составляет содержание нарушения законных интересов осужденных. Законодатель должен, по возможности, предусматривать и позитивно разрешать подобные ситуации, защищая тем самым и законные интересы осужденных. При отсутствии нормативно-правового разрешения таких ситуаций администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, либо иные субъекты уголовно-исполнительных отношений обязаны самостоятельно находить их позитивное решение с учетом всех сложившихся обстоятельств. В противном случае осужденный имеет право всеми законными средствами защищать свои нарушенные законные интересы, обращаясь в компетентные органы, вплоть до межгосударственных органов.


Важнейшим элементом правового статуса осужденных выступают их обязанности, которые им законодательно предписывается неукоснительно выполнять. Речь прежде всего идет о выполнении обязанностей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. Обязанности осужденных сформулированы и закреплены в действующих нормативных правовых актах более четко, чем это имело место раньше[10]. Суть любой обязанности выражается в требовании от субъекта правоотношения определенного поведения либо воздержания, т. е. несовершения, от определенных действий.

Нарушение, невыполнение осужденными такой обязанности влечет за собой применение специфических мер ответственности, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, в виде применения мер взыскания, ужесточения условий отбывания наказания (в исправительных колониях — перевод в строгие условия, а в тюрьмах — на строгий режим) или представления в суд о замене наказания более строгим видом либо переводе в другое исправительное учреждение более строгого вида режима (например, переводе из исправительной колонии в тюрьму).

Таким образом, совокупность прав, законных интересов и обязанностей и составляет содержание правового статуса осужденных.

1.2 Основные права и обязанности осужденных

Уголовно-исполнительное законодательство не только достаточно полно раскрывает содержание прав и обязанностей осужденных, но и отводит существенное место мерам, гарантиям их полной реализации.

Статья 10 УИК РФ определяет основы правового положения осужденных[11]. Здесь провозглашается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы данных граждан подлежат охране и защите наравне со всеми другими гражданами России.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством, никакие иные ограничения или ущемление их прав и свобод не допускаются[12].