Файл: ДАННЫЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ПОРЯДОК ИХ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Разработать формы аналитических регистров налогового учёта для выделенных объектов налогового учёта.

4. Определить объекты раздельного налогового учёта (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

2. Первичные учетные документы

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 5 декабря 2014 г. N  03– 03– 06/1/62458 «Об оформлении первичных учетных документов» разъясняет, что подтверждением данных налогового учета являются, в т. ч., первичные учетные документы.

 Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета. Это делается с учетом перечня обязательных реквизитов таких документов. 

Первичные учетные документы – документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни организации. К первичным учетным документам относятся накладные, составляемые при передаче товара от одного лица другому, счета, на основании которых проводится оплата, путевые листы на автотранспорт и т.д.

Первичный учетный документ – это документ, которым оформляются хозяйственные операции (факты хозяйственной жизни). Первичные учетные документы (первичные документы, первичка) являются основой учета. Именно на основании первичных документов бухгалтерия отражает в бухгалтерском учете хозяйственные операции (отражает бухгалтерские проводки). На основании первичных документов ведется налоговый учет и исчисляются налоговые обязательства.

Так, статья 313 НК РФ указывает, что подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы. 

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов– фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета… (ст. 120 НК РФ).

Пример.


Реализация товара подтверждается накладной на его передачу.

Расходы на услуги (например, консультационные) подтверждаются актом выполненных работ.

Списание материалов в производство подтверждается внутренней накладной на передачу материалов со склада на производство.

До 1 января 2013 года формы первичных документов устанавливались в так называемых Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Таких утвержденных форм первичных документов очень много. Они называются унифицированные формы первичных документов. К примеру, утверждены:

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 (см. Формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ)

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения, утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 09.08.1999 N 66.

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.

С 1 января 2013 года, требование об обязательном применении унифицированных форм первичных документов исключено из закона "О бухгалтерском учете" (федеральный закон от 06.12.2011 N 402–ФЗ). Разрешается применять разработанные самостоятельно формы, но с учетом указанных выше требований ст. 9 закона "О бухгалтерском учете".

В то же время, большинство организаций продолжают пользоваться утвержденными формами, так как это удобно.

Примеры применяемых первичных документов

Бухгалтерская справка – первичный учетный документ, который составляется сотрудником бухгалтерии для документального подтверждения некоторых видов операций. Одним из первичных документов является бухгалтерская справка (справка бухгалтера). Форма такого документа не утверждена, но применяется на практике часто. Справкой бухгалтера могут оформляться различного рода расчеты, распределения затрат и т.д.

Так, в случае ведения раздельного учета по НДС (при наличии облагаемых и необлагаемых НДС операций), результат раздельного учета может быть оформлен справкой бухгалтера. Этим же документом может оформляться расчет предельной суммы нормируемых расходов, списание потерь от естественной убыли и т.д.

Справка бухгалтера может быть составлена на основании документированной информации третьих лиц, имеющих компетенцию по такому документированию. ( Письмо Минфина России от 20.01.2017 № 03– 03– 06/1/2523).


Приходный ордер (форма N М–4) – первичный учетный документ, который применяется для принятия на учет материальных ценностей.

Путевой лист – первичный документ по учету работы автотранспорта.

Товарная накладная (форма N ТОРГ– 12) – документ, оформляющий продажу (отпуск) товарно – материальных ценностей сторонней организации.

Товарно-транспортная накладная (форма N 1–Т) – документ, оформляющий перевозку груза автомобильным транспортом.

Транспортная накладная – документ, оформляющий перевозку груза автомобильным транспортом.

Формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ

Требования к первичным учетным документам устанавливаются статьей 9  Федерального закона от 06.12.2011 N 402– ФЗ "О бухгалтерском учете", которая так и называется «Первичные учетные документы»:

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания.

4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.


7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета».

3. Аналитические регистры налогового учета

Аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Данные налогового учета – данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.


Аналитические регистры налогового учета – это разработочные таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в приложениях к учетной политике для целей налогообложения.

Аналитические регистры должны обязательно содержать следующие реквизиты:

• наименование регистра;

• период (дату) составления;

• измерители операции в натуральном и денежном выражении;

• наименование хозяйственных операций;

• подпись и расшифровку подписи лица, ответственного за составление указанных регистров.

Формирование регистров налогового учета значительно упрощается, если предприятие использует какую– либо автоматизированную бухгалтерскую программу. В зависимости от фирмы – разработчика программы построение налогового учета в ней будет различаться. Но поскольку порядок ведения налоговых регистров в программе уже существует, следовательно, пользователю достаточно изучить документацию к системе, чтобы вести на своем предприятии налоговый учет.

Значительно сложнее вести бухгалтерский учет вручную или с частичной автоматизацией. В этом случае разрабатывать налоговые регистры налогоплательщику придется самому. А результат этой работы будет являться разделом в налоговой учетной политике.

Система налоговых регистров, предложенная налоговыми органами, состоит из пяти групп. Первые четыре группы регистров предназначены для работы коммерческих организаций:

  1. регистры промежуточных расчетов;
  2. регистры учета состояния единицы учета;
  3. регистры учета хозяйственных операций;
  4. регистры формирования отчетных данных.

Пятая группа регистров направлена на учет целевых средств некоммерческих организаций.

Основная задача регистров первой группы – помочь организации при переходе от одного этапа заполнения регистров налогового учета к другому.

Основная задача регистров второй группы – накопление сведений об имуществе организации (стоимости основных средств, нематериальных активов, товаров и т.п.). Указывается первоначальная стоимость имущества и ее изменения в течение налогового периода.

Регистры третьей группы будут содержать информацию о поступлении и выбытии активов налогоплательщика. Они заполняются на основании первичных учетных документов организации.