Файл: Общая характеристика оперативно- розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность в Российской Федерации с течением времени регулярно совершенствуется, реформируется и подвергается из года в год новым преобразованиям. Это происходит в связи с новыми вызовами, с которыми сталкивается современное российское общество, потому что преступность в стране идет в ногу со временем и создает себе новые условия процветания, с помощью которых препятствует раскрытию преступлений и иных противоправных действий.

Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы исследовать современные проблемы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации.

Основными задачами исследования является: рассмотрение понятия и оснований оперативно-розыскной деятельности; исследование системы нормативно-правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность; анализ принципов оперативно-розыскной деятельности и их характеристика; изучение должностных лиц как субъектов оперативно-розыскной деятельности; исследование оперативно-розыскных мероприятий и решений, принимаемые в оперативно-розыскной деятельности; анализ процессуальных особенностей и проблем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Объектом исследования курсовой работы является оперативно-розыскная деятельность, как особый вид правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и предусмотренные российским законодательством оперативно-розыскные мероприятия, проводимые оперативными службами и подразделениями правоохранительных органов Российской Федерации внутри страны и за ее пределами.

При написании курсовой работы я использовал: нормативно-правовые акты, учебная и специальная литература, материалы юридической практики

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие и правовые основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации


1.1. Понятия и основания оперативно-розыскной деятельности

Понятие оперативно-розыскной деятельности, которое нам с вами предоставляет действующее российское законодательство, а после этого выстроить понятную юридически-правовую цепочку оснований необходимости ее применения правоохранительными органами и другими силовыми структурами нашей страны. Также, необходимо отметить важный примечательный факт, различающий оперативно-розыскную деятельность от следственных действий и мероприятий, проводимых в рамках дознания, предусмотренный действующим уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Оперативно-розыскная деятельность может, проводится, как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами, а следственные действия и мероприятия, проводимые в рамках дознания, регулируют уголовно-правовые отношения исключительно на территории России.

Итак, чтобы непосредственно изучить объект понятия оперативно-розыскной деятельности и ее основания, действующие на территории России необходимо рассмотреть основное определение данного правоохранительного регулятора.

Российские органы законодательной власти предоставляют гражданам основное определение оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным

законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Данное определение содержится в первой статье федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ, принятого Государственной думой Российской Федерации пятого июля одна тысяча девятьсот девяносто пятого года. Вообще основным правовым источником понятия оперативно-розыскной деятельности в России является федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ, состоящий из шести глав и двадцати трех статей. Данный действующий в РФ федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Также оперативно-розыскную деятельность в Российской Федерации помимо данного федерального закона регламентируют и дают правовое регулирование другие нормативно-правовые акты федерального уровня, а также постановления пленумов Верховного суда РФ5.


На основании определения оперативно-розыскной деятельности можно сделать вывод, дающий ответ на вопрос о понятии данного правового аспекта силового правоохранительного блока современного российского права в целом.

Итак, понятие оперативно-розыскной деятельности включает в себя комплекс правовых норм, законодательно закрепленных и действующих в российской Федерации, выполнение которых обеспечено человеческим и материально-техническим ресурсами. Данные нормы имеют ряд, поставленных перед собой задач, выполняемых перед государством и обществом, а также несение ответственности перед ними и предполагает контроль и надзор со стороны вышестоящих надзорных ведомств и государственных органов, наделивших полномочиями структуры, проводящие оперативно-розыскную деятельность. Исполнение данного комплекса правовых норм соответствует основным конституционным принципам Российской Федерации, что отражено в первой главе, третей статье федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ.

Для основного обозначения понятия оперативно-розыскной деятельности необходимо обратится к задачам это вида правоохранительной деятельности. Как уже было отмечено раннее, перед правовыми нормами, составляющими юридическую основу оперативно-розыскной деятельности, стоит спектр задач, обязательных к выполнению компетентными органами, наделенными государством определенными полномочиями. Также за выполнение и невыполнение данных задач оперативными подразделениями и службами правоохранительных органов и иных силовых структур предусмотрена юридическая ответственность. Во второй статье федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ предусмотрены четыре основные задачи оперативно- розыскной деятельности. Вообще задачи оперативно-розыскной деятельности сами собой дают ответ на вопрос: "На что направлена оперативно-розыскная деятельность?".

Основные задачи оперативно-розыскной деятельности:

-выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших

-осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших

-добывание информации о событиях, действиях или бездействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации


-установление имущества, подлежащего конфискации.

Законодатель сформировал четыре основные задачи оперативно-розыскной деятельности в России и утвердил их в федеральном законе, регулирующем правовые отношения в этом виде правоохранительной сферы.

Исходя из рассмотренных нами задач оперативно-розыскной деятельности, можно сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность по своему понятию в российском современном праве обеспечивает исполнение принципа неотвратимости от уголовного наказания, за совершенное противоправное деяние в отношении государства и общества.

Принцип неотвратимости от уголовного наказания предусматривает требование, чтобы каждое лицо, совершившее преступление, претерпело уголовно-правовое воздействие за совершение преступления. Также принцип неотвратимости в своем смысле содержится и реализуется в основных принципах уголовного кодекса Российской Федерации.

Все основные правовые принципы, которые своей работой обеспечивает оперативно-розыскная деятельность, содержатся в статьях третей, четвертой, пятой, шестой и седьмой уголовного кодекса Российской Федерации.

Основные правовые принципы уголовного законодательства Российской Федерации:

Принцип законности - отражен в третей статье уголовного кодекса РФ

Принцип равенства граждан перед законом – закреплен в четвертой статье уголовного кодекса РФ

Принцип вины – имеется в пятой статье уголовного кодекса РФ

Принцип справедливости – утвержден в шестой статье Уголовного кодекса РФ

Принцип гуманизма – обозначен в седьмой статье уголовного кодекса РФ.

Исходя из основных принципов действия уголовно-правового законодательства в России, возникает основание применения оперативно-розыскной деятельности. То есть оперативно-розыскная деятельность сама собой реализует эти принципы. Говоря об основании оперативно-розыскной деятельности необходимо пояснить важный факт того, что данный вид правоохранительной деятельности обеспечивает нормальное функционирование дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в Российской Федерации. Оперативно-розыскная деятельность обеспечивает уголовный процесс - в стране. Говоря по-другому, оперативные службы и подразделения обеспечивают деятельность органов, правомочных осуществлять уголовное преследование согласно уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Этому также соответствуют и задачи, поставленные государством перед службами и подразделениями правоохранительных органов и иных силовых структур, наделенных полномочиями, позволяющими ведение оперативно-розыскной деятельности. Некоторые оперативные службы и подразделения неформально относятся к органам дознания, то есть выполняют некоторые функции предварительного следствия и дознания непосредственно и в своей деятельности руководствуются уголовно-процессуальным кодексом.


Органы предварительного следствия и дознания своими действиями и процессуальными решениями дают карт-бланш на проведение оперативно-розыскной деятельности, а если быть точнее на проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые предусмотрены федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ.

Иными словами первоочередным основанием оперативно-розыскной деятельности в России является наличие возбужденного уголовного дела в порядке сто сорок шестой статьи уголовно-процессуального кодекса, по факту совершенного преступления, либо наличие оперативной информации о готовящемся преступлении и проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью его пресечения. В данном случае органы предварительного следствия и дознания возбуждают уголовное дело по факту предоставленных оперативными подразделениями материалов проверки.

Вторым основанием проведения оперативно-розыскной деятельности является осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного следствия, дознания, суда и органов исполнения назначенных судом уголовных наказаний. Это связано с тем, что в большинстве случаев в последнее время лица, скрывающиеся от процессуальных органов, активно противодействуют розыску и личному сыску, поэтому для их местонахождения необходимо применение оперативно-розыскных мероприятий.

Третьим основанием применения ОРД согласно законодательству нашей страны является добывание информации о событиях, действиях или бездействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации. Это обусловлено тем, что лица планирующие, организующие и совершающие преступления против вышеперечисленных сфер жизни государства используют хорошо-развитые способы конспирации, а также сами в прошлом могут иметь опыт оперативной работы.

Четвертым основанием, согласно поставленных задач перед ОРД, считается установление имущества, подлежащего конфискации. В современной экономической ситуации это очень важно, так как за счет доходов, полученных преступных путем, что является преступлением, предусмотренным статьей 174.1 Уголовного кодекса РФ, появляется возможность возмещения причиненного ущерба перед государством и отдельными потерпевшими лицами.