Файл: Проведение маркетингового исследования на рынке товаров потребительского назначение (на реальном виде товаров, например: мыло, телевизоры и т.д.) (Понятие и процесс маркетинговых исследований).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самая частая ассоциация связана со словом «конфета» (944 слова-реакции). Большинству респондентов экспериментального исследования торвгоых марок чая напоминают названия кондитерских изделий. Причем самое большее количество ассоциаций с конфетами вызвали следующие торвгоые марки: «Мишки Гамми», «Рождественская загадка», «Сказки Шахеризады» .

Название чая «Мишки Гамми» вызывает ассоциацию с конфетами не случайно (156 слов-реакций). Ранее, во время детства участников опроса (1994-1997 гг), был популярен мультипликационный сериал «Приключения мишек Гамми». Немного позже была выпущена серия желейных конфет в форме героев мультфильма, поэтому данная реакция на название торговой марки оправдана.

В этой группе расположились еще несколько интересных ассоциаций: булочки – 10, торт – 20, йогурт – 4, фрукты – 2 (возможно анкетируемые имели в виду сорт яблока, ассоциирующийся со сладкими конфетами), мёд – 2 (отсылка ведёт к ассоциации: медведи любят мёд). Реакции «чай» на стимул «Мишки Гамми» не наблюдается.

На ассоциации к словосочетанию-стимулу «Рождественская загадка», скорее всего, снова повлияла индустрия кино. Детство респондентов пришлось на время популярности ярких новогодних и рождественских американских фильмов, где частым и обязательным атрибутом была красно-белая карамель в виде загнутой трости (88 слов-реакций «конфета»).

Также в основе ассоциации может лежать и другой факт: во время детства респондентов на ёлку вешали конфеты или сами же они получали конфетный набор в школе в подарок (Всегда было интересно, что будет на этот раз – это и есть своего рода «рождественская загадка»). Есть и другие реакции: напитки – 2, горячий шоколад – 2, крем – 6, фрукты – 4, мороженое – 8, торт – 52 и др. Слова-реакции «чай» по-прежнему не зафиксировано.[28]

На словосочетание-стимул «Сказки Шaxeризады» самой частой реакцией тоже было слово «конфеты» (86 ответов). Видимо, молодые люди, принимавшие участие в эксперименте, полагают, что подобное название может подходить только для названия конфет. Однако второй ассоциацией, связанной с данным названием торговой марки, является слово «чай». В данной группе было отмечено 30 слов-реакций.

Вторым по популярности ответом оказалось слово «торт» - всего 716 слов-реакций (тоже кондитерское изделие). Название «3емляничный бисквит» заняло лидирующее место среди исследуемых наименований. Думается, что отчётливо прослеживается ассоциация со словами «бисквит» - кондитерское выпечное изделие, тесто для которого готовится из муки, сахара и взбитых яиц и «земляничный», то есть приготовленный из земляники, с земляникой.


С данным наименованием чая были и другие реакции, имеющие отношение к группе «продукты питания и напитки» : джем – 2, мясо – 2, овощи – 2, хлеб – 2, молоко – 4, конфеты – 2, ягода – 14, йогурт – 10. Здесь отмечается лишь только 2 ответа «чай» .

Третьим по численности ответом оказались ассоциации, входящие в подгруппу «Безалкогольные напитки» (всего 536 слов-реакций). В этой подгруппе наиболее популярным ответом стало слово «Дюшес». Наименование чая «Дюшес» вызвал почти единую реакцию среди анкетируемых (136 слов), это вполне логично. существует газированный напиток под названием «Дюшес» (лимонад). Также с данным наименованием чая ассоциируются такие продукты, как: груша – 30, конфеты – 28. Данные ассоциации вполне оправданы: существуют груша сорта «Дюшес», а также конфеты под названием «Дюшес».[29]

119

Четвёртым по популярности ответом стали слова, относящиеся к «фрукты» (358 слов). Здесь часто встречающаяся ассоциация - «мандарин» (124 реакции).

Слова, входящие в подгруппу «Алкогольные напитки», занимают последнее место (338 ответов). На прямую ассоциацию наталкивает название «Брызги шампанского» (46 реакций). А, к примеру, наименование чая «Балтийский тигр» чаще ассоциировался у респондентов с водкой (70 ответов).

В результате проведённого направленного маркетингового ассоциативного эксперимента среди молодых студентов мы приходим к выводу, что ассоциация «чай» в ответах респондентов занимает весьма слабую позицию. С данным напитком связано меньше всего ассоциаций (182 слова-реакции). Чаще всего респонденты указывали следующие ассоциации, со словом «чай»: «Королева Елизавета» (40 слов-реакций), «Сказки Шахеризады» (30 ответов) и «Танец Дракона» (28 реакций).

Среди всего списка ассоциаций, входящих в группу «Продукты питания и напитки», есть и совсем необычные и интересные, на наш взгляд, реакции: роллы (36 ответов). название «Улыбка гейши» ассоциируется у носителей языка именно с японской кухней. Этот факт, как нам кажется, оправдан, так как в названии используется слово, имеющее национально-культурную коннотацию: гейша – в Японии: профессиональная танцовщица и певица, приглашаемая для приёма и развлечения гостей. [30]

Есть и другие факты, которые представляют интерес. К примеру, два слова-реакции «сало» на слово-стимул наименования чая «Белый город». По словам анкетируемых, такая ассоциация связана с посёлком (его неофициально называли «Белый город»), где основным видом деятельности было изготовление сала. Но подобного рода реакции являются единичными.


Таким образом, результаты экспериментального исследования торвгоых марок чая очень разнообразны. Наиболее употребляемыми в структурном аспекте являются многокомпонентные названия, выраженные в наименованиях чая: «Апельсиновый крем» , «Ванильная волна», «Небесный фонарик».

Весьма часто в качестве производящей основы используются персонажи, имена деятелей политики, литературные герои «Королева Елизавета», «Кармен», «Петр Первый», «Синбад», среди которых встречаются и прецедентные имена; и топонимы «Золото Кении», «Горы Цейлона», указывающие на место происхождения чая.

Этот факт объясняется тем, что сама коммерческая природа торговых знаков такова — заставить нравиться, заинтересовать потребителя. Именно поэтому используется не только привлекательная упаковка товара, но и прецедентное название, уже известное и зачастую имеющее мелиоративную оценку в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономика России претерпевает стремительное развитие. Решающий фактор успеха в бизнесе – эффективное применение маркетинговых исследований и проведения успешных рекламных программ на их основании. Большие возможности маркетинговых исследований связаны с тем, что существует бесконечное количество комбинаций, связанных друг с другом переменных, влияющих на эффективность деятельности компаний.

С помощью их анализа руководство компаний получает необходимую информацию, позволяющую частично устранить неопределенность в развитии бизнеса. Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа, внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга.

Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых исследований исходя из имеющихся у неё возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными фирмами, могут быть разными.

В маркетинговых исследованиях рынка применяются разнообразные виды опросов. Выбор конкретных методов опроса основан на учете таких групп факторов: цели и ресурсы исследователя; характеристики респондентов; характеристики вопросов, задаваемых исследователем.

Принципиально важным моментом является интерпретация результатов маркетинговых исследований и их использование для дальнейшей рекламной кампании. При этом, изначально планируя исследование рынка, необходимо ставить четкие цели, которые помогут скорректировать само исследование и выбрать максимально эффективные методы проведения. В результате, маркетинговая кампания, основанная на результатах грамотно проведенного исследования, даст хорошие результаты и оправдает финансовые затраты на его проведение.


Подводя итог отметим, что рынок чая разнообразен. По итогам анализа компания «ОримиТрэйд» занимает лидирующее положение на российском рынке, контролируя 34% всех продаж. В распоряжении компании находятся такие марки как Принцесса Гита, Принцесса Ява, Принцесса Канди, Принцесса Нури, Tess, Greenfield и другие.

Судя по объемам продаж, чайная группа занимает одно из лидирующих мест в списке бакалейных товаров, а чай на протяжении целых десятилетий остается напитком номер один в России.

Маркетинговый ассоциативный эксперимент показал, что наиболее частой реакцией на названия чая стали ассоциации, входящие в группу «кондитерские изделия» (конфета, торт), то есть напрямую не связанные с этим напитком. К примеру, в китайском языке такой факт невозможен. Названия чаёв закрепились путём их тысячелетнего использования: последний иероглиф в названии всегда «cha» - «чай».

Бесспорным является тот факт, что компетенция создателей наименований чая в русском языке находится на крайне низком уровне, поскольку, видимо, они ориентируются только на свой профессиональный и коммерческий опыт работы, но не учитывают психолингвистические характеристики процесса создания наименования торговой марки или отдельной товарной позиции. Именно этот факт приводит к выводу о необходимости формирования языковой политики в этой сфере маркетинговой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев А.А. Маркетинговые исследования рынка услуг: Учеб.пособие. – СПб: Изд-во СПбУЭФ, 2016.
  2. Багиев Г.Л. Маркетинг: Информационное обеспечение. Бенчмаркетинг. Диагностика. – Спб: Изд-во СПбУЭФ, 2012.
  3. Бауман З. Индивидуализированное общество: пер. с англ. / Зигмунд Бауман. – М.: Логос, 2014.
  4. Бодрияр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. / Жан Бодрияр; пер. с фр., послесловие и примечания Е.А. Самарской. – М.: Республика; Культурная революция, 2013.
  5. Бронникова Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика: учеб. Пособие / Т.С. Бронникова.-2-е., изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2014. – 208 с.
  6. Власова, В. М. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг / В.М. Власова, Д.Л. Волков, С. Н. Кулаков. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 240 с.
  7. Гайсина Д.А., Дубинина Э.В., Хунафина Е.А. Исследование рынка функциональных продуктов // Развитие регионов и предприятий в условиях глобализации: сборник трудов. – Уфа: УИРЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015.
  8. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2013.
  9. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. – СПб, 2014.
  10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Издво «Финпресс», 2014.
  11. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. – СПб., 2013.
  12. Горовой А. А., Сорокин В. В. Направления маркетинговой деятельности. – М. : Эксперт, 2014. – 305 с.
  13. Дельян А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. – М. : Прогресс, 2012. – 294 с.
  14. Джек Траут, Эл Райс. Маркетинговые войны. – Питер, 2014. – 304 с.
  15. Ковалев А. И. Маркетинговый анализ. – М. : Центр экономики и маркетинга, 2012. – 34 с.
  16. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Вильямс, 2014.
  17. Кретов И. И. Маркетинг на предприятии. – М. : АО «Финстатинформ», 2012. – 24 с.
  18. Малхорта Нэреш К. Маркетинговые исследования. – М. : Вильямс, 2013. – 216 с.
  19. Мамонтов С.А. Маркетинговые исследования: основы проектирования и компьютерной поддержки анализа данных количественных маркетинговых исследований. – Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2012. – 208 с.
  20. Минько А. А. Статистика в бизнесе. Руководство менеджера и финансиста. – М. : Эксмо, 2012. – 504 с.
  21. Мотышина М.С. Методы и модели маркетинговых исследований: Учеб.пособие. – СПб: Изд-во СПбУЭФ, 2015.
  22. Назаров М. Г. Курс социально-экономической статистики. – М. : Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 771 с.
  23. Социология: учебник / под ред. В.К. Батурина. – М.: Юнити-Дана, 2012.
  24. Социология: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2012.
  25. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник. – М.: Экономистъ, 2014.
  26. Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации: учеб.-практич. пособие. – М.: Юристь, 2015. – 256 с.
  27. Тощенко Ж.Т. Социология: ученик. – М.: Юнити-Дана, 2014.
  28. Трусов, Т. Л. Сами придут, сами купят. Российский маркетинг из первых рук / Т.Л. Трусов. М.: Эксмо, 2012. – 256 с.
  29. Успенский, И.В. Интернет-маркетинг: учебник / И.В. Успенский. – СПб.: СПГУЭ-ИФ, 2012. – 553 с.
  30. Ученова, В. В. Социальная реклама : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Ученова, Н. В. Старых. – М. : ИндексМедиа, 2012.
  31. Феофанов, О. А. Реклама: новые технологии в России : учеб. пособие для вузов / О. А. Феофанов. – СПб. : Питер, 2013.
  32. Хили, Дж. Статистика. Социологические и маркетинговые исследования. 6-е изд. / под общей ред. А.А. Руденко; пер. с англ. – Киев: ООО «ДиаСофтЮП»; СПб.: Питер, 2014. – 638 с.: ил.
  33. Холмогоров, В. Интернет-маркетинг / В. Холмогоров // Краткий курс.– СПб.: Питер, 2012.
  34. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебник. – М.: Дашков и К, 2013.
  35. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебник для бакалавров. – М.: Дашков и К, 2012.
  36. Котлер Ф. Маркетинг в условиях сетевой экономики // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. М.: ИНФРА, – 2014. – № 2. – С. 2-9.
  37. Пилипенко Т.В., Коротышева Л.Б. Изучение качества и функциональных свойств напитков на основе чая // Вестник Южно Уральского государственного университета. Серия: Пищевые и биотехнологии. – 2016. – №1. – С. 84-89.
  38. Все про чай – информационный блог. История возникновения чая. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://chayblog.ru
  39. Исследование рынка чая // Экспертно-аналитический центр агробизнеса "АБ-Центр" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://abcentre.ru/news/rynokchayarossiiv2001-2016gg
  40. Маркетинговый эксперимент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pharmvestnik.ru/publs/staryj-arxiv-gazety/marketingovyj-eksperiment.html
  41. Российский рынок чая в 2012-2013 годах. Текущая ситуация и перспективы развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://tea.jofo.me/330017.html
  42. Федеральная таможенная служба. Приволжское таможенное управление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://ptu.customs.ru/index.php?id=244&Itemid=293&option=com_content&view=category
  43. Эксперимент в маркетинге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ovtr.ru/stati/eksperiment-v-marketinge
  44. Эксперимент в маркетинговых исследованиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allsummary.ru/418-eksperiment-v-marketingovyh-issledovaniyah.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Рис. 3. Изменение цены на чай в 2014-17 гг.[31]

Приложение 2

Рис.4. Марки чая (%)[32]

  1. Ученова, В. В. Социальная реклама : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Ученова, Н. В. Старых. – М. : ИндексМедиа, 2012. – С. 52.

  2. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс] URL: http://www.marketch.ru/ marketing_ dictionary/marketing_terms_f/funktsii _marketinga

  3. Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации: учеб.-практич. пособие. – М.: Юристь, 2015. – С. 27.

  4. Тощенко Ж.Т. Социология: ученик. – М.: Юнити-Дана, 2014. – С. 87.

  5. Социология: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 70.

  6. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб., 2013. – С. 132.

  7. Ученова, В. В. Социальная реклама : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Ученова, Н. В. Старых. – М. : ИндексМедиа, 2012. – С. 58.

  8. Малхорта Нэреш К. Маркетинговые исследования. – М. : Вильямс, 2013. – С. 16.

  9. Ученова, В. В. Социальная реклама : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Ученова, Н. В. Старых. – М. : ИндексМедиа, 2012. – С. 29.

  10. Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации: учеб.-практич. пособие. – М.: Юристь, 2015. – С. 40.

  11. Мамонтов С.А. Маркетинговые исследования: основы проектирования и компьютерной поддержки анализа данных количественных маркетинговых исследований. – Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2012. – С. 81.

  12. Малхорта Нэреш К. Маркетинговые исследования. – М. : Вильямс, 2013. – С. 50.

  13. Маркетинговый эксперимент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pharmvestnik.ru/publs/staryj-arxiv-gazety/marketingovyj-eksperiment.html

  14. Маркетинговый эксперимент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pharmvestnik.ru/publs/staryj-arxiv-gazety/marketingovyj-eksperiment.html

  15. Маркетинговый эксперимент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pharmvestnik.ru/publs/staryj-arxiv-gazety/marketingovyj-eksperiment.html

  16. Там же.

  17. Эксперимент в маркетинге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ovtr.ru/stati/eksperiment-v-marketinge

  18. Эксперимент в маркетинге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ovtr.ru/stati/eksperiment-v-marketinge

  19. Там же.

  20. Эксперимент в маркетинговых исследованиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allsummary.ru/418-eksperiment-v-marketingovyh-issledovaniyah.html

  21. Пилипенко Т.В., Коротышева Л.Б. Изучение качества и функциональных свойств напитков на основе чая // Вестник Южно Уральского государственного университета. Серия: Пищевые и биотехнологии. – 2016. – №1. – С. 84.

  22. Федеральная таможенная служба. Приволжское таможенное управление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://ptu.customs.ru/index.php?id=244&Itemid=293&option=com_content&view=category

  23. Федеральная таможенная служба. Приволжское таможенное управление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://ptu.customs.ru/index.php?id=244&Itemid=293&option=com_content&view=category

  24. Алексеев А.А. Маркетинговые исследования рынка услуг: Учеб.пособие. – СПб: Изд-во СПбУЭФ, 2016. – С. 57.

  25. Мотышина М.С. Методы и модели маркетинговых исследований: Учеб.пособие. – СПб: Изд-во СПбУЭФ, 2015. – С. 102.

  26. Исследование рынка чая // Экспертно-аналитический центр агробизнеса "АБ-Центр" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://abcentre.ru/news/rynokchayarossiiv2001-2016gg

  27. Исследование рынка чая // Экспертно-аналитический центр агробизнеса "АБ-Центр" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://abcentre.ru/news/rynokchayarossiiv2001-2016gg

  28. Исследование рынка чая // Экспертно-аналитический центр агробизнеса "АБ-Центр" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://abcentre.ru/news/rynokchayarossiiv2001-2016gg

  29. Исследование рынка чая // Экспертно-аналитический центр агробизнеса "АБ-Центр" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://abcentre.ru/news/rynokchayarossiiv2001-2016gg

  30. Исследование рынка чая // Экспертно-аналитический центр агробизнеса "АБ-Центр" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://abcentre.ru/news/rynokchayarossiiv2001-2016gg

  31. Федеральная таможенная служба. Приволжское таможенное управление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://ptu.customs.ru/index.php?id=244&Itemid=293&option=com_content&view=category

  32. Исследование рынка чая // Экспертно-аналитический центр агробизнеса "АБ-Центр" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://abcentre.ru/news/rynokchayarossiiv2001-2016gg