Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций является финансирование предприятий. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивает финансирование для нужд расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, выделяемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы.

Широкое использование финансов для регулирования репродуктивных пропорций не исключает участия в этом процессе страхования, банковского кредита или бюджета. Регулирование репродуктивной структуры осуществляется в первую очередь самим субъектом хозяйствования путем изменения пропорций распределения средств на средства внутреннего назначения. Такое регулирование необходимо для повышения эффективности управления, для получения более высокого коммерческого эффекта.

Для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике используются финансы предприятий и государственный бюджет. В то же время предприятия ищут наиболее выгодное использование финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении на финансовом рынке: они покупают акции других предприятий, вкладывают свои средства в недвижимость и предоставляют им кредиты банкам и государству. Это может способствовать ускоренному развитию отдельных секторов экономики, создавать предпосылки для появления новых отраслей и современных технологий, ускорять научно-технический прогресс, создавать условия для развития инфраструктурных отраслей и т. д.

Одна из важных задач современного этапа экономического развития заключается в том, что при регулировании отраслевых и территориальных пропорций должны оптимально сочетаться все методы перераспределения стоимости - финансовый (включая бюджетный), кредитный и ценовой.

Необходимо добиться более полного и правильного использования каждого из них [10, с. 589]. Эта задача связана с тем, что в нынешнем применении рычагов затрат на экономическое регулирование существует много проблем, которые ждут своего решения. Разграничение сфер функционирования различных регуляторов затрат, усиление их взаимодействия позволит более активно использовать финансы.

2. Финансовая система  Российской Федерации

Финансовая система состоит из ряда финансовых учреждений, которые в рамках своей сферы ответственности занимаются финансовой деятельностью, и учреждений, каждое из которых способствует созданию и использованию соответствующих средств.


Следующие учреждения относятся к финансовым учреждениям Российской Федерации, рисунок 2.

Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований. К ним относятся отношения с образованием, распределением и использованием ресурсов в домашних хозяйствах и домашних хозяйствах - федеральных субъектах Российской Федерации и муниципалитетах. Эта ссылка является самой мобильной и учитывает самый большой денежный поток в стране.

Государственные и муниципальные внебюджетные целевые фонды - пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд государственного социального страхования.

Имущественное и личное страхование.

Государственный и банковский кредит.

Финансы предприятий.

Рисунок 2 - Финансовая система Российской Федерации

Эта система сформирована комбинацией финансовых учреждений, т.е. Группы взаимосвязанных, однородных отношений. К ним относятся:

1. Государственные финансы.

2. Финансирование юридических лиц (учреждений, организаций, компаний с различными формами собственности).

3. Кредитование.

4. Страхование.

Государственные финансы включают в себя:

1. Бюджетная система - то есть совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и муниципальных бюджетов.

2. Внебюджетные целевые фонды (пенсионный фонд, обязательное медицинское страхование, фонд социального страхования).

3. Государственный кредит.

Корпоративные финансы состоят из следующих элементов:

1. Финансы торговых компаний.

2. Финансирование общественных некоммерческих организаций.

3. Финансовые учреждения, занимающиеся благотворительной деятельностью.

Кредитование. Этот механизм формируется отношениями между коммерческими банками и лицами, которые заключили банковский счет или договор банковского вклада, а также отношениями для предоставления банковских займов.

Страхование. Это средство состоит из социального обеспечения, личного страхования, страхования имущества, страхования ответственности и страхования профессиональных рисков.

Принципы финансовой системы могут быть разными. В настоящее время Российская Федерация и большинство стран СНГ начали строить свои финансовые системы в соответствии с принципом фискального федерализма, согласно которому существует четкое разделение функций между различными уровнями системы. Например, правительство является полностью независимым, чтобы относиться к нации в целом - расходы на оборону, пространство, внешние связи государства и местных органов власти финансируют развитие школ, общественный порядок, уборку населенных пунктов и т. д.


Принципы построения финансовой системы включают в себя:

• экономическая независимость и четкое разграничение функций между различными участниками финансовой системы (федеральная, республиканская, областная). Правительство финансирует решение задач государственного значения - обороны, космоса, внешней торговли; Местные органы власти - Развитие школ, коммунальных служб, организаций общественного порядка и т. д. Местные домохозяйства по своим доходам и расходам не включены в государственный бюджет.

• бюджетирование является нормативным;

• взаимодействие между домохозяйствами на разных уровнях в государстве основано на соглашениях.

• доходы домохозяйств генерируются в основном за счет налогов.

Структура финансовой системы основана на следующих принципах:

1) Принцип единства:

• Единая материальная основа, на которой формируются финансовые ресурсы в разных областях и на разных уровнях финансовой системы.

• Единая правовая база для управления всеми секторами и уровнями финансовой системы.

• Единые финансовые планы, составленные в разных областях и на разных уровнях финансовой системы, связанные с основным бюджетом страны, бюджетом.

2) Принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждый член финансовой системы имеет конкретные задачи, выполняет свои функции и финансовыми отношениями в этих членах управляют определенные руководящие органы.

Признаки финансов:

1. Денежная природа финансовых отношений. Денежные средства являются материальной основой для существования и функционирования финансов (они всегда имеют денежную форму выражения).

2. Распределительный характер финансовых отношений. Область происхождения и функционирование финансов являются этапами процесса воспроизводства, в котором распределение стоимости национального продукта происходит в соответствии с его назначением и между компаниями, каждая из которых должна получать свою долю произведенного продукта.

3. Использование средств осуществляется преимущественно за счет целевых средств.

Направления развития финансового рынка

Развитие финансового рынка является одной из центральных задач Банка России. Надзорный орган создает условия для выполнения финансовым рынком его наиболее важной функции - преобразования сбережений в инвестиции в прозрачном, эффективном и безопасном формате. Таким образом, создается среда для создания капитала, которая определяет уровень национального процветания и процветания общества.


1. Обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации.

Принятые меры помогут повысить осведомленность общественности о финансовом рынке и укрепить доверие общественности к финансовым инструментам. Образовательная работа людей и предприятий Банка России будет способствовать лучшему пониманию денежно-кредитной политики и снижению инфляционных ожиданий. Внедрение новой модели обработки стандартных жалоб гражданами позволит потребителям получать информацию, необходимую им для оперативного проведения мероприятий по контролю и мониторингу, а также для повышения качества и эффективности связей с общественностью в соответствии с действующим законодательством, что приведет к повышению качества информации. Повышение финансовой грамотности населения.

2.1 Увеличить доступность финансовых услуг населению и малым и средним предприятиям.

Комплексная реализация утвержденной стратегии финансовой доступности на период 2018–2020 годов позволит систематически использовать новые информационные технологии для предоставления ряда базовых финансовых услуг гражданам и группам потребителей с ограниченным доступом к финансовым услугам, в том числе для жителей отдаленных, малонаселенных и недоступных районов охватывают и средний бизнес, людей с низким доходом, людей с ограниченными возможностями, пожилых людей и других людей с ограниченной мобильностью.

Систематизация мероприятий, организованных Банком России совместно с государственными органами и участниками финансового рынка, поможет участникам рынка и потребителям финансовых услуг согласовать среднесрочные планы и цели развития для различных компонентов финансовой доступности. Внедрение единых стандартов кредитования для малых и средних предприятий упростит процесс кредитования, повысит финансовую устойчивость кредитных организаций, снизит риски, с которыми сталкиваются кредитные организации, и упростит взаимодействие между кредитными организациями, в том числе в операциях по секьюритизации, обычно снижая процентные ставки для конечного заемщика. Способствует и стимулирует развитие кредитования в сегменте малых и средних предприятий.


Увеличение годового максимального вклада в индивидуальные инвестиционные счета привело к притоку дополнительных частных инвесторов на фондовый рынок. Дальнейшее расширение использования карт «Мир» улучшило финансовую доступность за счет снижения порога приема безналичных платежей в розничных и сервисных компаниях.

3. Определение незаконного поведения на финансовом рынке. Усиление репутационных требований менеджеров и владельцев финансовых институтов укрепляет доверие к финансовому рынку и повышает стабильность финансовых посредников. Создание Центров компетенции по борьбе с незаконной деятельностью на финансовых рынках (хабов) создало систему для очистки рынка от недобросовестных посредников с целью обеспечения стабильного функционирования и честной конкуренции.

4. Повысить привлекательность инвесторов для государственного финансирования публичных компаний за счет улучшения корпоративного управления. Внедрение пакета корпоративного управления повысит конкурентоспособность российского финансового рынка и повысит его привлекательность для инвестиций. Инновации, направленные на регулирование «каскадного» процесса реализации корпоративных действий через систему учета, создали комфортные условия для инвесторов и позволили им осуществлять корпоративные права с помощью современных информационных технологий без непосредственного взаимодействия с эмитентом. Технологическая реализация сочетания процессов раскрытия информации и предоставления аналогичной информации в центральный депозитарий позволит снизить расходы эмитента.

Российские публичные компании (ПАО) по качеству корпоративного управления Банк России систематически работает с эмитентами по внедрению Кодекса корпоративного управления. Публикует ежегодные обзоры практики корпоративного управления в ПАО.

5. Развитие рынка облигаций и синдицированного кредита. Меры Банка России по развитию рынка облигаций, повышению его привлекательности для инвестиций привели к увеличению объема российского рынка облигаций и доступа к новым эмитентам. Внедрение программ коммерческих облигаций улучшило доступ новых малых и средних предприятий к рынку капитала. Нормативное использование национальных рейтингов позволило нам сохранить стабильность и обеспечить суверенитет национального финансового рынка. Развитие ценовых центров, аккредитованных Банком России, направлено на предотвращение практики манипулирования ценами, повышение прозрачности финансового рынка и обеспечение справедливой оценки активов. Структурные связи в нынешней экономике и более низкие процентные ставки по традиционным облигациям позволят инвесторам предлагать более интересные продукты с более высокой доходностью.