Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современной рыночной экономике финансы вовлечены в механизм регулирования как экономических, так и валютных отношений. С развитием предпринимательства и акционерных обществ, конкурентоспособности предприятий и организаций, становится актуальной необходимость эффективного управления финансовыми ресурсами. Государственные финансы являются мощным рычагом макроэкономического регулирования. С помощью грамотного использования этого инструмента государство может решать различные задачи: регулировать темпы экономического роста, социальный уровень жизни граждан, сглаживать рыночные колебания.

Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать сущность финансов с точки зрения их влияния на рыночную экономику.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • понятие и сущность финансов;
  • роль финансов в экономике, а также их функции;
  • влияние финансов на экономику;
  • финансовая система РФ.

Объектом исследования является сущность финансов и их степень влияния на экономику.

1. Финансы в рыночной экономике

1.1 История становления и развития отечественных финансов

Термин «финансы» происходит от латинского слова financia, что означает доход, оплата в транзакции. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII-XV веках. Чуть позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений.

Нынешнее значение термина «финансы» появилось в контексте регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его ресурсными потребностями.

Первым предварительным условием были первые буржуазные революции в Центральной Европе, в результате которых монархическая власть была значительно ограничена, а монарх был оторван от казны. Возник бюджет - общенациональный денежный фонд, который монарх больше не мог использовать в одиночку.

Второй предпосылкой стало появление системы государственных доходов и расходов, формирование и использование бюджета стало системным. Уже на этом этапе были определены четыре основные области расходов, которые в течение многих столетий оставались практически неизменными: управление, защита, экономика и социальные нужды.


Третьим условием было приобретение в денежной форме налогов первичного характера, их замена натуральными налогами и трудовыми пошлинами. Таким образом, распределение созданного продукта в стоимостном выражении стало возможным только на этом этапе развития денежных отношений и государственности. В значительной степени развитие экономики зависит от рационального построения финансовой системы, которая в широком смысле не ограничивается государственными финансами.

В послереволюционном развитии России именно в этой сфере наблюдались значительные отклонения от общемировой тенденции.

Система финансового менеджмента в России начала формироваться в начале 17 века. Были созданы заказы, которые выполняли финансовые функции - Орден Большой Казначейства, Стрелецкий, Ямский. Доходы с собственных земель короля пошли в Орден Большого дворца. При дворе патриарха был его финансовый заказ. Налогово-финансовый сектор был одним из первых, упорядоченных при царе Алексее Михайловиче, поскольку финансовая система российского государства оставалась запутанной и сложной.

В 1655 г. был создан Счетный приказ, который регулировал расходы и доходы государства [10, с. 24]. Доходы казначейства состояли из различных доходов. Сумма всех прямых налогов - налогов на общество и физических лиц - называлась налогом, а людей, земли, дворов - налогом. Доходы увеличились за счет включения в налогооблагаемое население все новых и новых категорий жителей. Дополнительный доход давал государству займы: от купцов, церковных иерархов и монастырей. Финансовые ресурсы правительства состояли из заработной платы и не заработной платы доходов. Зарплатный доход был составлен из прямых и косвенных налогов. Прямые налоги составляли 44% всех государственных доходов.

В начале XVII века был образован Орден Большой сокровищницы, который отвечал за сбор прямых налогов с городского населения, занимающегося торговлей и ремеслами, а также за чеканкой (Денежный двор). Все сборы шли в земскую хижину или губернатору (выезжая из хижины), откуда они были переведены в соответствующий порядок. По мере укрепления централизованного унитарного государства и проведения административных реформ государственного аппарата, укрепления бюрократии и наступательной внешней политики, а также развития финансовой политики российского государства в XVIII веке.

Для удовлетворения потребностей государства, создание органов финансового управления, совершенствование налоговой системы и создание кредитной системы и бюджетирования шли полным ходом. В конце Северной войны Петр I начал реформу государственного аппарата. В качестве примера была взята швейцарская система центральных институтов, работающих на принципах камерализма. Каждая коллегия имела национальную компетенцию с четким разграничением ее функций и подчинением обширной сети местных финансовых учреждений. Это помогло усилить роль государства в управлении финансами и отечественной промышленности. Колледжи, созданные Петром I, просуществовали до 1802 года - до тех пор, пока Александр I не провел министерскую реформу [9, с. 19].


В последующие годы наблюдались значительные отклонения от идей и начинаний Петра, которые искажали и искажали государственный аппарат и заставляли проводить новую реформу финансового управления.

С проведением провинциальной реформы в 1775 году реорганизация органов финансового управления также затронула провинцию. Провинциальные и районные казначейские палаты начали заниматься финансовыми вопросами на местах. Были учреждены посты провинциальных и уездных казначеев, которые должны были хранить собранные деньги. Новое устройство ввело определенный порядок в финансово-канцелярской работе, но обошлось казне всего в 30 миллионов рублей.

При Павле I была учреждена должность государственного казначея и восстановлен совет палаты.

Понятие «государственный бюджет» впервые появилось в XVIII веке как общий финансовый закон, который был утвержден верховной властью страны. Рост бюджета империи стал визитной карточкой финансовой жизни российского государства в 17 веке. Следует отметить, что Петр I не оставил наследникам государственного долга [10, с. 35]. Несмотря на роскошь и великолепие двора, с его преемниками бюджет не рос так сильно - сказывалось отсутствие изнурительных войн.

Татаринов В.А. - Государственный контролер, один из самых честных и способных сотрудников государственного аппарата эпохи Великих реформ, стоял у истоков финансовой реформы 1862-1866 годов. Он считал своей главной задачей остановить злоупотребление государственными средствами и устранить финансово-экономический произвол, который преобладал почти во всех министерствах и ведомствах. Для этого он счел необходимым централизовать экономику государства и сосредоточить распоряжение государственными средствами исключительно в Министерстве финансов [1, с. 34].

Следующим шагом стало создание единой кассы. Все государственные средства стали расходоваться через кассу Министерства финансов, а затем ассигнования пошли на нужды отделов в строгом соответствии с государственным списком.

Наряду с совершенствованием аппарата финансового управления была предпринята еще одна важная финансовая мера: в июне 1860 года был создан Государственный банк для финансирования коммерческих и промышленных предприятий и замены неуклюжих дореформенных кредитных учреждений.

В 1884 году была изменена схема сбора государственного земельного налога. За основу налогообложения была взята стоимость десятины земли. Базовая ставка была установлена на уровне 0,18% от этого значения. В некоторых провинциях во избежание резкого повышения налога ставка была установлена по сниженной ставке. Коммерческое налогообложение оставалось весьма преференциальным в отношении капитала, обращающегося в торговле и промышленности.


С 1885 года различные сборы с документов о праве на торговлю и ремесла были объединены в одну зарплату. Плата стала взиматься не в зависимости от характера сделки, а от суммы капитала. Кроме того, для акционерных обществ был введен налог на чистую прибыль в размере 3%, а для других предприятий различных гильдий был применен дополнительный складной налог.

1.2 Место и роль финансов в рыночной экономике

Экономическая структура любого государства основана на объективных экономических законах. Современные государства управляют рыночной экономикой с помощью государственного устройства национальной экономики, финансовой налоговой системы и денежной системы.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих в результате продажи товаров на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные хозяйствующие субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

Рынок обычно относится к социально-экономическим условиям продажи товаров.

Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товара.

В рыночной экономике очень важно точно знать экономическую природу и содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции как средства обращения, являются посредниками между актом продажи и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал - это деньги, введенные в обращение и приносящие доход от этого оборота. Денежный оборот - это инвестиции в предпринимательство, кредит и аренду. Деньги создают условия для возникновения финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Финансы (буквально переводится с французского как «наличные деньги») - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных средств. Говоря о финансах, чаще всего речь идет о целевых фондах государства, а также фирм (хозяйствующих субъектов).

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и сбережений у хозяйствующих субъектов и государства и их использованием для расширенного воспроизводства, материальными стимулами для работников, удовлетворение социальных и других потребностей общества [9, с. 65].


Финансы, как научная концепция, обычно связаны с процессами, которые появляются на поверхности общественной жизни в различных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) средств. Неважно, будет ли распределение прибыли и формирование внутрихозяйственных фондов на предприятиях или перевод налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или перевод средств во внебюджетные или благотворительные фонды - движение средств происходит во всех этих и аналогичные финансовые операции. Но один только денежный поток не раскрывает сущности финансов.

Для его понимания необходимо выявить общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений. Экономические отношения разнообразны: они возникают на всех этапах воспроизводственного процесса, на всех уровнях управления, во всех сферах общественной деятельности. В то же время однородные экономические отношения, представленные в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию [3, с. 46].

Финансы, выражающие трудовые отношения, выступают в качестве экономической категории. Денежный характер финансовых отношений является важной особенностью финансов. Деньги являются предпосылкой существования финансов. Нет денег - не может быть финансов, потому что финансы - это социальная форма из-за наличия денег. Возникновение финансовых отношений всегда дает о себе знать реальный денежный поток. Отсутствие такого движения на этапах производства и потребления свидетельствует о том, что они не являются местом происхождения финансов.

Область происхождения и функционирования финансов - это вторая стадия процесса воспроизводства, в которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целям и субъектам хозяйствования. Поэтому важной особенностью финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансовые фонды являются важной составляющей общей системы денежных фондов, действующих в народном хозяйстве. Запасная форма использования финансовых ресурсов объективно определяется потребностями расширенного воспроизводства, она позволяет более тесно увязывать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов в основных направлениях развития общественного производства; это позволяет нам более полно связать социальные, коллективные и личные интересы и тем самым более активно влиять на производство.